26 Июля 2017
$59.82
69.7
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 01.06.2010

Чем им не мил Шолохов…

Осенью Министерство образования РФ утвердит стандарты школьного курса литературы. Ученые, учителя и родители спорят, нужны ли в программе советские классики и зарубежные авторы. Об этом мы беседуем с доктором филологических наук, профессором ТвГУ, академиком Петровской академии наук и искусств, заслуженным работником высшей школы Владимиром Юдиным

Осенью Министерство образования РФ утвердит стандарты школьного курса литературы. Ученые, учителя и родители спорят, нужны ли в программе советские классики и зарубежные авторы. Об этом мы беседуем с доктором филологических наук, профессором ТвГУ, академиком Петровской академии наук и искусств, заслуженным работником высшей школы Владимиром Юдиным.

- Владимир Александрович, недавно тульских школьников попросили подчеркнуть нужное слово, характеризующее их отношение к великим русским писателям - Достоевскому, Гоголю, Толстому… Более 40 процентов ответили просто: ненавижу… Как вы объясните этот шокирующий факт и какие произведения должны быть в школьном курсе литературы?

- Изумляться тут нечего. А вот возмущаться надо, только не по адресу учащихся. Дело не в «трудных» русских классиках, а в качестве их художественно-эстетического восприятия и учительского преподавания в школе. Еще большая ответственность лежит на методистах Минобразования, которые не устают корректировать школьный курс литературы туда-сюда уже лет пятнадцать. Налицо очевидная тенденция - искоренить «идеологические» произведения, утверждающие социалистическую идеологию и нравственность под знаком борьбы с ненавистным коммунистическим прошлым. Как говорится, нет повести печальнее на свете… наверное, еще только учебники по истории так потрепали ветры политических перемен. Тихо исчез Чернышевский с неугомонным вопросом «Что делать?» Истовый комсомолец Николай Островский уже не учит тинейджеров, как надо жить. Пропали Фадеев с Серафимовичем. Зато появились Булгаков, Пастернак, Солженицын. И споров особых не было. А сейчас весь сыр-бор разгорелся потому, что к осени Министерство образования должно подготовить стандарты по школьной литературе. Именно они на ближайшие лет десять определят, каких авторов положено знать детям, какие повести, стихи и рассказы им придется если уж не прочесть, то хотя бы полистать в хрестоматиях. То есть учебники, критические сборники и методические рекомендации придут в классы, а их авторы получат гонорары…

- Выходит, вместо разумного дела - ошибка политических и финансовых интересов различных литературных группировок?..

- Выходит, что так. Идет потрясающая свара. Вот живой пример: группа из десяти ведущих московских учителей оказалась противопоставлена группе ученых, методологов от Министерства образования, московского и петербургского университетов, Академии образования. И когда я посмотрел, что происходит - как жмут то одни, то другие, чтобы продвинуть те или иные произведения, и список «обязательных» к чтению авторов и книжек становится все длиннее, у меня появилось очень неприятное подозрение, что о детях тут вообще никто не думает…

- Почему все-таки в центре полемики «оставлять - не оставлять» произведения советской классики оказался «Тихий Дон» Михаила Шолохова?

- Потому что это шедевр мировой классики, что признано на всем земном шаре, не хотят этого признавать только наши доморощенные составители горе-стандартов. К сожалению, известный писатель Борис Васильев ничтоже сумняшеся заявил: «Тихий Дон» - гениальная книжка, но для ребенка она скучновата и тяжеловата». Внес посильную лепту ненависти к эпопее Шолохова и Александр Солженицын. Проблема, однако, шире, чем отношение к шолоховскому наследию. Она заключается в концепции идейно-эстетического восприятия: познавать правду жизни, истории по-шолоховски, т.е. конкретно-исторически, объективно или с жестких антиреволюционных позиций, игнорируя национально-патриотический идеал. Да как можно говорить, что «Тихий Дон» - скучный роман, ребятам непонятный?! Все зависит от того, как его преподнести, как рассказать о героях, об авторе. По Шолохову ребята учатся понимать глубину человеческих отношений, страстей, сложность и драматизм отечественной истории, подпитываются настоящим, сочным, густым русским языком. А это нынешним 16-летним очень нужно. Так, на мой взгляд, дело не в стандарте, а в личности того, кто помогает детям постичь литературу. Кроме того, учить школьникам придется не только произведения, спущенные Минобром. Стандарт (он же компонент программы) займет около 80 процентов часов, выделенных на изучение этого предмета. Еще 10 процентов - за региональным и школьным компонентами. В это время школьники будут изучать творчество местных писателей и поэтов или тех литераторов, кто по вкусу учителю словесности.

- Что бы вы пожелали нашим учителям в новом учебном году?

- Мужества. Объективного понимания текущих общественно-нравственных процессов. Не поддаваться дешевой конъюнктуре, которую порой навязывают им некоторые горе-программисты сверху, а идти проверенным духовно-нравственным путем, воспитывать у наших питомцев чувства добрые, прекрасные, вечные, как завещал великий Поэт.

Беседовала Наталья РАЧЕНКОВА

5

Возврат к списку

День русской деревни в Ржевском районе прошел весело, громко, вкусно и ярко
Дым из трубы над деревянным домом, милые бабушки, коровы в поле, тихая рыбалка на речке, чистый воздух, трудолюбие и усердие – вот лишь некоторые ответы на вопрос, с чем у нас ассоциируется русская деревня. 
22.07.201723:54
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость