15 Декабря 2017
$58.71
69.4
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Экономика 01.06.2010

Прежде чем делить, надо приумножить

Сейчас полным ходом идет работа над проектом областного бюджета 2005 года. О новых подходах к формированию доходной части бюджета и к распределению бюджетных средств рассказывает первый заместитель губернатора Михаил Бершадский

Сейчас полным ходом идет работа над проектом областного бюджета 2005 года. О новых подходах к формированию доходной части бюджета и к распределению бюджетных средств рассказывает первый заместитель губернатора Михаил Бершадский.

Бюджет и муниципальные образования

Более подробно - о новой системе межбюджетных отношений. Насколько известно, число региональных целевых программ сводится к минимуму, и одновременно вводится новая схема дотаций из областного бюджета - через несколько фондов. На местах возникли опасения, что доступ к деньгам из областной казны для муниципальных образований на их насущные нужды теперь будет значительно затруднен.

На самом деле бояться здесь нечего. Новые подходы к межбюджетным отношениям должны обеспечить более четкое разделение полномочий и ответственности. Ведь до сих пор муниципальные бюджеты состояли в действительности не только из собственных средств местной казны, но и из значительных сумм, которые местные власти всеми правдами и неправдами «выбивали» для своих районов из областного бюджета. Должно быть, эта система была весьма удобной для глав муниципальных образований, но по сути она глубоко неправильна. Посмотрите на ситуацию глазами главы района и убедитесь: если у тебя есть четкий бюджет и ты точно знаешь, чем ты располагаешь по доходной части и какие у тебя расходы, то уже реально взвешиваешь свои возможности. А если есть еще расчет на то, что можно что-то выпросить «сверху», взгляд на ситуацию во вверенном тебе районе уже куда менее объективен. Кроме того, эти «выбивания» отнимают массу времени и у ответственных работников районных администраций, и у сотрудников аппарата администрации области. И поэтому мы решили ту часть областного бюджета, которая прежде шла таким образом «под раздачу», распределить в несколько фондов и выработать критерии доступа к ним. Подчеркну сразу: это будет принципиально отличаться от хорошо знакомого по прежним временам административного рычага влияния областной власти на местные органы - мол, надумаем - дадим вам дополнительно денег, а захотим - оставим без поддержки. Критерии будут четкими и, главное, равными для всех. Причем задачи, которые придется решать на местах, дабы им соответствовать, будут ставиться в соответствии с тенденциями, задаваемыми на федеральном уровне, с поправкой на сегодняшнюю ситуацию в регионе и наиболее актуальные для области задачи.

В этом смысле, как известно, одна из самых больных проблем связана с социальной сетью региона. Она большая, разветвленная, но очень плохо оснащенная технически, страдающая хроническим дефицитом кадров и потому имеющая весьма низкий КПД. Теперь главам муниципальных образований будет сказано примерно следующее. Претендуешь на дополнительное финансирование из областной казны, к примеру, части местных школ - сначала обеспечь, чтобы уровень преподавания в них был как минимум приближен к федеральному стандарту. Просишь денег под объекты здравоохранения, значит, там должен быть соответствующий уровень медобслуживания. Ведешь речь о достройке «незавершенки» - обсуждаться будут только те объекты, которые действительно имеет смысл доводить, которые уже имеют высокую степень готовности. И еще одно общее обязательное условие - софинансирование социальных расходов силами областного и местных бюджетов. Таким образом, местные власти, имея в качестве ориентира предложенные критерии, стимулируются к проведению у себя в районах более четкой и эффективной социально-экономической политики. Правда, в 2005 году эти механизмы еще не будут запущены на полную мощность - требуется некий переходный период в течение следующего года, чтобы на местах должным образом подготовились к работе в новых условиях финансирования, а пока что деньги областного бюджета должны быть более доступны муниципальным образованиям. Но элементы новых подходов уже будут опробованы.

В целом, что касается межбюджетных отношений, то мы с достаточной степенью уверенности прогнозируем в следующем году улучшение финансовой ситуации прежде всего в муниципальных образованиях-донорах, уменьшение их зависимости от областного бюджета вследствие введения новой схемы разделения бюджетных полномочий, о которой мы уже неоднократно рассказывали. Кроме того, у местных властей теперь будет больше стимулов к работе над повышением доходной части бюджетов территорий. Сейчас там основная доля доходов приходится на налоговые поступления, неналоговые в процентном отношении пока выглядят куда скромнее. Один из резервов значительного наращивания доходной части бюджетов - привлечение инвесторов на местные промышленные площадки. Однако муниципалитеты его сегодня практически не используют. Более того, зачастую местные власти не спешат предоставить в областную администрацию достоверную и подробную информацию о расположенных на территории перспективных для инвестиционных проектов земельных участках, что весьма затрудняет переговорные процессы с потенциальными инвесторами на региональном уровне. А в ряде случаев собственники земельных участков и промышленных компаний вроде бы согласны продать свои активы, но просят за них совершенно неадекватные суммы, иной раз даже в 1,5 раза превышающие стоимость аналогичных участков в Подмосковье. При этом сами используют эти фонды совсем неэффективно. Полагаю, что вопрос о корректировке цен в данном случае можно решить на региональном уровне через систему налогообложения, сделав так, чтобы держать пустующие земельные участки и не участвующие в обороте производственные активы стало для их владельцев невыгодным. Однако в корректировке нуждаются не только цены, но и - прежде всего - подходы местных властей к формированию бюджетов территорий. Необходимо, чтобы на местах пришли к пониманию того, что благосостояние населения территорий напрямую зависит от степени развитости местной налогооблагаемой базы, которую, в свою очередь, невозможно нарастить без инвестиций в реальный сектор.

Бюджет и областные целевые программы.

В будущем году число областных целевых программ будет сведено к минимуму, сохранившиеся претерпят значительные изменения. Мы исходим из того, что на сегодня в регионе единственная отрасль, которая реально нуждается в дотациях, не имея возможности другим способом решить своих проблем, это агропромышленный комплекс. Но и здесь поддерживать будем только те хозяйства, которые доказали свою жизнеспособность. Целевая программа по селу в значительной степени переработана, теперь в ней основной упор делается на лизинговые закупки техники через коммерческие лизинговые компании. При этом область будет субсидировать часть процентной ставки. Этот механизм найдет отражение в региональном законе о лизинге. Практически неизменной остается в будущем году только целевая программа по поддержке льноводства, под которую гарантированно будут получены значительные средства из федерального бюджета в виде прямых субсидий. Однако это не означает, что программа не нуждается в корректировке - в действительности ей есть куда расти в смысле повышения эффективности. Ведь сейчас у нас культивируются коротковолокнистые сорта льна, которые имеют очень ограниченный спектр переработки, конечный продукт которой дает низкую прибавочную стоимость. Конечно, идеальный вариант - добиться заказа на выгодное длинноволокнистое сырье с перспективой развития единой технологической цепочки по его переработке. Сейчас мы изучаем предложения потенциальных заказчиков-переработчиков, исходя из результатов переговоров с ними и будем строить дальнейшие льноводческие планы.

В новом перечне региональных целевых программ не будет программы по внедрению энергосберегающих технологий и альтернативных источников теплоснабжения. От нее приходится отказаться по нескольким причинам. Во-первых, нет смысла предпринимать что-то радикальное в этом направлении, пока не завершится реформа РАО «ЕЭС России» и не заработает новая структура энергопоставок. Во-вторых, эта сфера в любом случае требует очень больших инвестиций, совершенно непосильных для сегодняшнего бюджета области. Так что, думается, самое лучшее, что можно сейчас сделать - это передать энергосети в аренду частным структурам, способным «потянуть» эти инвестиции. Вообще, расписывая построчно расходную часть бюджета, мы исходим из того, что в условиях дефицита финансовых средств мы можем себе позволить оказать поддержку из областной казны только тем сферам и структурам, которые заведомо не в состоянии сами зарабатывать деньги. По этой причине, в частности, в будущем году бюджетные средства не планируем направлять ни на развитие торфяной отрасли в регионе, ни на помощь нашим легпромовцам в закупке сырья.

А вот реализация программы по развитию ипотеки остается одним из важнейших направлений региональной социально-экономической политики. Речь идет прежде всего о строительстве массового жилья, доступного широким слоям населения. Чтобы стимулировать этот процесс, необходимо изыскать в бюджете будущего года возможность частичной компенсации покупателям квартир процентных ставок по ипотечным кредитам. Однако главная проблема на сегодня даже не в этом, а в дефиците площадей под застройку. Многие подходящие для этой цели земельные участки в областном центре были розданы частным застройщикам еще прежней администрацией города, причем не все обладатели этих земель используют ее по назначению - не имея достаточных средств на строительство, они пытаются заниматься перепродажей участков, причем по неадекватной стоимости. В этой ситуации, думается, целесообразно использовать налоговый рычаг: не застраиваешь вовремя выделенный участок - плати за него по прогрессивной ставке налогообложения! Должно быть, при таком подходе многие держатели пустующих земель и долгостроев предпочтут отказаться от неосвоенных участков. Кстати, эта проблема характерна в основном именно для Твери, в других муниципальных образованиях, где участки менее привлекательны, она не имеет той остроты. А в областном центре положение осложняется еще и тем, что инвестор, вкладывающий средства в местные строительные объекты, помимо всего прочего сталкивается еще и с необходимостью тратиться на основательный ремонт инженерных коммуникаций - их плачевное состояние общеизвестно. Суммируйте затраты на земельный участок и на «инженерку» - получается дороговато для ипотеки. Выход видится в том, чтобы под массовую застройку доступного жилья осваивать так называемые «green fields», то есть, проще говоря, строить в чистом поле, куда еще только предстоит подвести подъездные пути и инженерные сети. А уж потом, когда ипотечный процесс наберет достаточную силу, в том числе в финансовом плане, вести точечную застройку более дорогого жилья в центре города.

Бюджет и монетизация льгот

Следует сказать прямо: предстоящий бюджетный год будет для нас очень непростым - ведь на бюджеты субъектов федерации ложится значительная дополнительная нагрузка, связанная с принятием закона о монетизации льгот. И в связи с этим мы вынуждены принять очень важное для удержания бюджетной стабильности, но очень непопулярное решение: в проекте областного бюджета-2005 предусмотрена отмена перешедших на областной уровень обеспечения льгот в неденежных формах. Вместо льгот будет выплачиваться денежная компенсация. Речь идет о льготах для ветеранов труда и тружеников тыла по ЖКХ, о бесплатном проезде этих категорий льготников в общественном транспорте, о льготном отпуске им лекарств и зубном протезировании. В области сейчас проживает примерно 220 тысяч таких льготников. И надо смотреть правде в глаза: ни одна из перечисленных здесь льгот на самом деле уже давно не компенсировалась из бюджета в должной мере. В итоге две последние льготы у нас на протяжении последних лет практически не работали - вспомните ежемесячные многочасовые очереди у аптек стариков с льготными рецептами, и ведь далеко не все отстоявшие эти очереди возвращаются домой с бесплатными лекарствами. А для «коммуналки» и общественного транспорта проблема выпадающих доходов, порожденная опять-таки хронической невыплатой компенсации за обслуживание льготников, уже переросла в настоящее бедствие. Тверское трамвайно-троллейбусное управление, проходящее сейчас процедуру банкротства, из последних сил обеспечивает ежедневный выход на линию предельно изношенного подвижного состава. Общеизвестно и то, в каком плачевном состоянии пребывает коммунальное хозяйство.

В конечном итоге мы пришли к тому, что дальше тянуть с радикальным решением этой болезненной проблемы просто невозможно. А реально оживить ситуацию в названных здесь сферах можно только путем значительных финансовых вливаний, которые и должны поступить в виде 100-процентных платежей потребителей их услуг. Другой источник поступлений средств - вложения частных инвесторов, в руки которых необходимо передать коммунальные сети. При этом населению следует быть готовым к ужесточению платежной дисциплины - частные владельцы, несомненно, не допустят неплатежей и будут использовать все средства взыскания платы за свои услуги, в том числе через суд. Безусловно, все это вызовет социальную напряженность, но через это придется пройти, так же, как это было на Украине, в Казахстане, странах Балтии, где этот путь опробовали раньше нас. Но зато сейчас там пожинают плоды реформ - коммунальное хозяйство модернизируется, повсеместно оснащается приборами учета, широко внедряются энергосберегающие технологии, в итоге и цены на услуги ЖКХ стали вполне адекватными.

Возвращаясь к отмене льгот, еще раз подчеркну: по нашему мнению, это единственный выход. Конечно, при этом необходимо, чтобы люди получили за них достойную компенсацию. В проект бюджета мы закладываем отдельной строкой на эти цели сумму, превышающую миллиард рублей. И в этом смысле хотелось бы надеяться на реалистичный, взвешенный подход к этой очень сложной во всех отношениях проблеме - проблеме замены льгот денежными выплатами - депутатов Законодательного собрания области, которым предстоит рассмотреть и утвердить бюджет-2005.

Подготовила Светлана БАКАРДЖИЕВА

104

Возврат к списку

На решение жилищного вопроса молодых семей Тверской области направят 136 млн рублей
Уже почти два месяца в квартире пятиэтажного дома на улице Коробкова постоянно звучит звонкий детский смех. Иван и Анна Израйлевы и три их прелестные дочки обустраиваются на новом месте. 
13.12.201716:54
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Новости из районов
Предложить новость