25 Января 2017
$59.22
63.62
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Самый старый мост

В каждом провинциальном городе есть некий архитектурный объект – предмет особой гордости жителей. Про него обычно говорят: «Таких в мире только три: один в Венеции, другой в Париже, а третий – у нас!» Примерно то же самое в Твери говорили про Старый мост через Волгу, чем и вызывали восхищение туристов

В каждом провинциальном городе есть некий архитектурный объект – предмет особой гордости жителей. Про него обычно говорят: «Таких в мире только три: один в Венеции, другой в Париже, а третий – у нас!» Примерно то же самое в Твери говорили про Старый мост через Волгу, чем и вызывали восхищение туристов.

Сейчас Староволжский мост – старейший в городе. Самый же первый, судя по историческим источникам, появился в столице губернии в 1851 году. Впрочем, горожанам от него не было никакой пользы, потому что пешеходы по нему не ходили и возы не ездили, предназначен он был исключительно для поездов «Москва – Петербург». Если же тверитянам нужно было перебраться на другой берег Волги, они пользовались наплавным мостом, который был сооружен напротив нынешнего городского сада. Как гласит легенда, этот мост был построен по распоряжению самого Петра I еще в 1701 году. Кстати, на многих видах Твери, сделанных русскими и иностранными художниками, наплавной мост – обязательный атрибут городского пейзажа.

Из мостов-ветеранов в городе сохранился только Старый Волжский. Его торжественное открытие состоялось 8 сентября 1900 года. Для того времени сооружение подобного вида и конструкции – редкость, в Верхневолжье рубежа веков это был единственный металлический консольно-балочный мост.

Само же строительство теперь уже памятника архитектуры и инженерного искусства началось в 1897 году и длилось три года. Проект разработали В. Точинский и Л. Машек. Мост получился трехпролетный, консольно-балочный. Клепанные из листовой стали фермы установили на четырех опорах. В этом был особый инженерный смысл: при таком устройстве часть нагрузки моста переносилась на отвесы. Они представляли собой чугунные плиты на концах ферм, выведенные в специальные камеры в береговых опорах. Именно поэтому средняя часть моста имеет форму вытянутой дуги, что и придает всей конструкции мягкость и изящество. Длина моста тогда составляла 215, 5 метра, а ширина проезжей части 5,7 метра, прохожие могли прогуливаться по тротуарам шириной 2,5 метра.

При въезде на мост с каждой его стороны были установлены по два фонаря, которые тоже являются своего рода произведениями искусства, потому что литье у них не простое, а художественное. В июне 1972 года на Театральной площади появился новый памятник Александру Пушкину работы Екатерины Белашовой. В связи с этим, чтобы придать площади более благородный вид, приблизить ее к XIX столетию, городскими властями было принято решение о переносе этих фонарей к памятнику. Они стоят там и по сей день.

Но вернемся к началу истории. Подъезды к мосту со дня его открытия были деревянными, а значит не очень практичными. Поэтому в 1904 году дерево заменил асфальт. Из всех видов общественного транспорта по мосту теперь ходят автобусы и троллейбусы. Трамваи по нему не ходят очень давно, да и продолжалось это, учитывая возраст объекта, недолго, всего шесть лет – с 1931-го по 1936-й года.

Фашисты, оккупировавшие Калинин в 1941 году, взорвали единственный на тот момент Староволжский мост, который имел важное стратегическое значение. Когда же город был освобожден, началось частичное восстановление, однако прежнюю работоспособность мосту вернули только в первые послевоенные годы. После реконструкции, проект которой предложили Г. Янковский и В. Тарнауцкий, установили новые несущие конструкции пролетных строений, ширина проезжей части увеличилась до 9 метров, соорудили также береговые подземные переходы.

В середине восьмидесятых годов началась новая реконструкция моста, которая предполагала убрать декоративные элементы, придающие ему исторический колорит. Однако инициативная группа горожан отстояла уникальное сооружение, тем самым сохранив очертания моста. Таким он и встретил свое столетие.

Петр РУЧНИКОВ

25

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Игорь Руденя на съезде Единой России сделал акцент на программе развития Нечерноземья
В Москве состоялся XVI отчетно-выборный съезд партии «Единая Россия». Политический форум собрал более трех тысяч участников: членов партии из всех регионов страны, представителей министерств и ведомств, общественных организаций, журналистов.
23.01.201721:11
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию