20 Августа 2017
$59.36
69.72
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
P.S. 01.06.2010

Потребитель в законе. У дверей заведенья народа скопленье…

С ущемлением наших потребительских прав в сфере спортивно-оздоровительных и культурно-развлекательных услуг мы сталкиваемся на каждом шагу. И нас уже не удивляют бесцеремонные объявления типа «Претензии после оказания услуги не принимаются» или надписи на билетах и абонементах о том, что они, мол, «возврату не подлежат» или же их можно вернуть лишь в случае отмены представления

С ущемлением наших потребительских прав в сфере спортивно-оздоровительных и культурно-развлекательных услуг мы сталкиваемся на каждом шагу. И нас уже не удивляют бесцеремонные объявления типа «Претензии после оказания услуги не принимаются» или надписи на билетах и абонементах о том, что они, мол, «возврату не подлежат» или же их можно вернуть лишь в случае отмены представления. Из того же ряда и появляющаяся иногда в бассейнах информация о том, что администрация не принимает претензии от граждан и не несет ответственности в тех случаях, когда занятия срываются по вине тепло- и водоснабжающих организаций, и предупреждение посетителей залов аэробики и тренажерных секций, что деньги за пропущенные занятия не возвращаются. И как апофеоз лакейского хамства и беззакония кабацкого розлива - пресловутый фейс-контроль в развлекательных заведениях - казино, барах, ресторанах и клубах, где любого непонравившегося гостя могут не пустить на порог без объяснения причин, просто оттого, что вышибале ваш «фейс» не понравился.

Это примеры ущемления прав потребителя, когда договоры на оказываемые услуги и информация, предоставляемая потребителям, не соответствуют действующему законодательству, установленным правилам или договору. А привели мы их здесь для того, чтобы напомнить исполнителям услуг, что в конечном итоге при возникновении конфликтных ситуаций они всегда будут нести ответственность, предусмотренную законодательством.

В моей практике был такой случай. Однажды вечером администрация кафе-бильярдной попросила двух посетительниц освободить бильярдный стол. Они не играли, а пили за ним пиво. А в это время образовавшаяся очередь из жаждущих «погонять шары» с иссякающим терпением ждала, когда освободится бильярд. Администрация бара предложила девушкам продолжить вечер за барной стойкой. Но те оказались юристами и со знанием дела возразили: бильярдный стол они оплатили, время его использования не было оговорено, а потому, мол, они вправе распоряжаться купленным местом по своему усмотрению. Мирные переговоры ни к чему не привели, и конфликт набирал обороты.

Формально девушки были правы, так как никакой информации об ограничении времени использования стола им не представили. Они сочли, что администрация ущемила их права, и потребовали возмещения ущерба за причиненные нравственные страдания. Оставив запись в «Книге отзывов и предложений», посетительницы предъявили претензию исполнителю. Дело закончилось тем, что предприниматель добровольно возместил им потраченную на испорченный вечер сумму. Подавать исковое заявление в суд с требованием компенсации морального вреда девушки отказались. Сам же предприниматель извлек из этой ситуации хороший урок: через неделю в кафе-бильярдной на стенде для потребителей красовались правила оказания услуг заведения, где в том числе оговаривалась продолжительность одной партии.

Почему возникают подобные недоразумения? Дело в том, что зачастую только исполнителю услуги предоставлено право самому устанавливать преобладающую часть договорных условий. Потребитель же при заключении такого договора может согласовать только некоторые его условия, например, о количестве занятий или о времени их проведения, о конкретном исполнителе услуги. По поводу всего остального клиенту остается либо согласиться, либо вовсе отказаться от услуг конкретной структуры. В такой ситуации для не отягощенного знанием закона и моральными принципами исполнителя велик соблазн попытаться навязать в договоре условия, невыгодные несведущему в этих вопросах потребителю.

Таковых предпринимателей предупреждаем: статья 16 Закона «О защите прав потребителей» гласит, что условия договора признаются недействительными, если они ущемляют права потребителей, и регулирует эта норма любые договорные отношения между потребителем и предпринимателем.

Посмотрим теперь, что значит «ущемляющие условия». Это условия, отступающие от законодательного режима таким образом, что при этом положение потребителя ухудшается. Ухудшать условия нельзя, улучшать - всегда пожалуйста. Например, предприниматель вполне может установить повышенный (больше 3 процентов) размер неустойки за нарушение сроков исполнения договора… Критерием, определяющим ущемляющий характер того или иного договорного условия, являются предписания закона.

Наконец, давайте разберемся, что же означает «недействительность» навязываемых условий. Это надо понимать так, что данное конкретное условие договора (но не договор в целом!) не имеет силы, не действует - как будто его нет - с самого момента заключения договора. То есть, несмотря на горячее желание недобросовестного исполнителя, написанное им ущемляющее условие будет недействительным.

Кроме того, бывает, что мы сталкиваемся с ситуациями, когда нам навязывают дополнительные услуги. Например, посещают дети спортивную секцию, а их вынуждают купить у тренера спортивную форму, без которой якобы невозможно заниматься в этой секции. Чушь какая-то. Такого быть просто не должно. И если кому-либо доведется столкнуться с навязыванием дополнительных услуг, знайте, что это незаконное требование и нарушение ваших потребительских прав. А потому вы вправе будете потребовать возмещение причиненного вам вреда в полном объеме.

Территориальное подразделение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека вправе рассматривать дела об административных правонарушениях хозяйствующих субъектов при включении ими в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя. Почему бы пострадавшим от, к примеру, тренеров-коммерсантов или ретивых фейс-контролеров не обратиться туда за помощью?

Татьяна ИЖЕДЕРОВА

29

Возврат к списку

В Тверской области прошел форум сельской молодежи ЦФО
Сегодня население небольшого поселка Мирный под Торжком на один день увеличилось на 151 человека. Именно столько начинающих врачей и учителей, выбравших работу в деревнях и весях, собралось здесь на форум сельской молодежи Центрального федерального округа. 
18.08.201719:52
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость