11 Декабря 2016
$63.3
67.21
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Экономика01.06.2010

Строительный комплекс: политика года

Начало года в строительной отрасли было достаточно трудным и дерганным. Неясной оставалась программа бюджетного финансирования объектов, всех стращали секвестированием

Начало года в строительной отрасли было достаточно трудным и дерганным. Неясной оставалась программа бюджетного финансирования объектов, всех стращали секвестированием. Новой команде в администрации области нужно было время, чтобы выработать позицию и стратегию управления отраслью. И вот полгода позади. Что они принесли? Об этом мы беседуем с Константином КУЗЬМИНЫМ, возглавившим департамент архитектуры, инвестиций и строительного комплекса Тверской области, и его заместителем Андреем ТЕРЕХОВЫМ.

- Итак, каковы предварительные итоги полугодия?

- Мы просканировали ситуацию в нашей области и поняли, что сейчас на многие проблемы наложила отпечаток инфляция: в строительной индустрии она составляет примерно 25%. Сильно подскочили цены на металл, строительные материалы. Это заставило по-новому взглянуть на незавершенное строительство: оно «потянуло» на 1 млрд.200 тыс. рублей. Посчитали, сколько нужно денег, чтобы завершить эти объекты? Где-то 4 млрд. При инфляции в следующем году потребуются все пять. На блюдечке их никто не принесет. Из бюджетов всех уровней можно ожидать максимум 450 млн., то есть не сможем погасить даже инфляционную составляющую. Будем строить бесконечно, а на полноценный результат не выйдем. Поэтому было выбрано решение сократить количество объектов.

- Это очень больно. Потому что в районах бились за каждый из них, строители намечали фронт работ, а теперь эффект разбитого корыта.

- Мы самым внимательным образом перетрясли всю программу. Смотрели, какие объекты на выходе, их социальную значимость для территории и, главное, какие из них «прикреплены» к федеральному бюджету, чтобы, направив туда и деньги из области, максимально сконцентрировать средства и вести стройку, или наоборот - законсервировать. Уменьшив число объектов, мы сможем их достроить за 3-4 года.

Программа, принятая Законодательным собранием в декабре прошлого года, не обеспечивала ввод объектов в эксплуатацию. К тому же в нее при обилии незавершенки было включено много новых объектов. Если посмотреть на практику ведения строительства, то в 2003 году начали 47 объектов и столько же бросили. Мы же предлагает сконцентрировать финансовые ресурсы именно на вводных. Тогда незавершенное строительство будет сокращено на 300 млн. Это большая подвижка.

- Что попадает в список «благонадежных»?

- Перед учебным годом под номером один стоят школы. Наиболее реально к 1 сентября сдать пристройку к школе в Лихославле и комплекс в поселке Славное Торжокского района.

- А школу № 3 в Твери?

- Ее нет в программе этого года. При софинансировании из федерального и областного бюджета ее пуск можно ожидать только следующей осенью. Сейчас на выходе многострадальная больница в Лесном. Рабочая комиссия по приему намечена на конец августа. Физкультурно-оздоровительный комплекс в Старице вводной этого года однозначно. При корректировке программы его финансирование увеличено на 1 млн.200 тыс. рублей. Тем самым закрывается задолженность по работам, выполненным в прошлом году. Особого внимания требуют объекты здравоохранения в Осташкове, Лесном, Кувшинове. Это больной вопрос: речь идет не только о постройке здания, но и приобретении оборудования, а оно тянет до 30% сметной стоимости.

- Участвуют ли в финансировании местные администрации?

- В Кесовой Горе в этом году на реконструкцию хирургического корпуса направили 5 млн. рублей из своего бюджета. Финансируют стройки Ржев, Торжок, Лихославль. А есть районы, где не проявляют интереса.

- Как вы оцениваете силы и возможности, профессиональные качества строительных организаций области?

- У нас достаточно много организаций, которые могут и хотят строить, но из-за малого фронта работ не обладают большими оборотными средствами. Плюс «зависла» кредиторка, и потому они сейчас ослаблены. Из-за изношенных инженерных сетей или их полного отсутствия местным фирмам не начать крупную стройку по деньгам, вернее, из-за отсутствия их наличия. Им нужен инвестор.

Силы строительного комплекса прямо пропорциональны объему строительства. Если объемы будут расти, то будут усиливаться и позиции строителей. Это взаимосвязано и объясняет, почему в Москве богатые и сильные организации. Наш губернатор поддерживает ипотечное строительство, чтобы развивать рынок доступного жилья: предприятия должны строить, много строить и без проблем. Кстати, проблемы прежде всего касаются Твери: в городе в течение 9 месяцев не выделялось площадок под строительство.

- Вряд ли отыщется строитель, который бы не сетовал на мороку и волокиту при оформлении документации. На всевозможные согласования и увязки обычно уходит целый год. Будут ли пересмотрены эти «нормы»?

- Сейчас позиция города поменялась: в Твери хотят перейти на единое обременение. Ведь сложности были в том, что строительные компании оказывались в неравных условиях при получении площадки. Теперь, наконец, инвесторы поймут правила игры, смогут заранее просчитать нагрузки.

Но проблема еще в том, что сегодня в городе нет больших площадок, в достаточной мере обеспеченных инженерными системами. Поэтому инвестор сегодня должен думать не только о получении куска земли, но и о развитии коммуникаций в городе. Своих денег на их сооружение у муниципалитета нет.

- Хотя, наверное, есть примеры, когда деньги пускались на ветер или закапывались в землю.

- Мы внимательно анализировали, как производилось строительство. Был допущен ресурсный метод обсчета, когда в смету закладывали стоимость материалов по цене фирмы-поставщика, а не среднесложившейся на областном рынке, что приводило к удорожанию строительства. Мы же намерены применять базисно-индексный метод, сделать конкурсы и расчеты с подрядчиками прозрачными и понятными для всех, чтобы тендеры выигрывали те самые подрядчики, которые реально строят - это и метод экономии бюджетных средств, и способ развития, поддержки районных строительных организаций. Конкурсов им бояться нечего: их цены изначально ниже иногородних, люди, база - все на месте.

На следующий год наш департамент будет вести все вопросы, связанные со строительством и ремонтом в области. Прежней практики, когда этой отраслью занимались другие структуры, больше не будет, чтобы не распылять средства и не страдать из-за отсутствия единого заказчика и должного контроля за расходованием средств. В Нелидове, например, где заказчиком строительства выступал район, только по поставкам кирпича превышение цен зашкалило за 40%: кирпич проводили через фирму-посредника. Неоправданно завышена стоимость работ на ремонте школ, больниц, когда за него берутся директора, главврачи, их обводят вокруг пальца.

- Для строителей больной вопрос - кредиторка. Когда приблизимся к его разрешению?

- На самом деле здесь вопросов несколько. С одной стороны, в 2002-2003 годах был выполнен, но не оплачен большой объем работ. С другой, значительное число строек велось, не оглядываясь на бюджет: подрядчик производил работы, не обеспеченные финансированием, и теперь задолженность предъявляет заказчику для оплаты. Этой кредиторки набралось на 111 млн. рублей. Областная администрация, изыскав возможности, сегодня гасит 42 млн. Оставшаяся сумма будет еще раз проверена: по некоторым объектам уже обнаружено завышение смет и необоснованный процентаж. После тщательной ревизии в течение двух лет с долгами расплатимся.

- Заканчивается август. О чем можно говорить с гордостью и как будет строиться дальнейшая политика развития строительной отрасли?

- О результатах говорить рано по многим причинам. Нет ожидаемого наполнения бюджета, на строительство выделен недостаточный объем средств. В начале сентября еще раз предложим депутатам ЗС наше видение стратегии развития строительного комплекса и снова будем настаивать на концентрации средств на пусковых объектах. Надеемся, что место программ-«хотелок» займет политика осмысленных подходов к планированию жизнедеятельности строительного комплекса с четкой системностью и последовательностью действий.

Сейчас плотно работаем с отраслевыми министерствами, с нашими депутатами в Госдуме на предмет лоббирования интересов области. Это плодотворное сотрудничество активно поддерживает губернатор Дмитрий Зеленин. Результаты появились: 20 млн. рублей «принес» в область Александр Тягунов, хорошо помогают Александр Бездольный, Владимир Васильев. Только по федеральной адресной инвестиционной программе в регион придет более 100 миллионов.

Надеемся, что денег станет больше, а инфляция - меньше. Тогда появятся возможности финансировать большее количество объектов, больше строить.

Радует, что пошли инвестиционные предложения по строительству промышленных объектов. Их пока немного, но уже есть. И наши предприятия зашевелились. Вагонзавод активизировался, экскаваторный, на стеклозаводе «Востек» собираются строить. Готовы приходить в область и строить внешние инвесторы. А любая стройка задействует и наших строителей, и наши предприятия по производству стройматериалов, а, следовательно, увеличатся поступления в бюджет.

Создавая в регионе инвестиционный климат, будем развивать и строительный комплекс, привносить новые гибкие технологии. Мы однозначно за то, чтобы наших тверских компаний на этом рынке стало больше, чтобы они были самостоятельными, с большими возможностями.

Маргарита СИВАКОВА

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В День Героев Отечества Игорь Руденя встретился с почетными жителями Верхневолжья
Сегодня, в День Героев Оте­чества, губернатор Игорь Руденя встретился с прославленными жителями нашей области. Сразу 10 выдающихся земляков собрались за одним столом. 
09.12.201622:06
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию