20 Октября 2017
$57.57
67.93
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 01.06.2010

Я – последний поэт деревни

В валенках с калошами здесь, в вышневолоцкой деревне Подол, Сидоров мало походил на публичного человека, каким сделала его жизнь. А сделала она его председателем Союза художников России, президентом Международной конфедерации союзов художников стран СНГ, председателем комитета по изобразительному искусству совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации…

В валенках с калошами здесь, в вышневолоцкой деревне Подол, Сидоров мало походил на публичного человека, каким сделала его жизнь. А сделала она его председателем Союза художников России, президентом Международной конфедерации союзов художников стран СНГ, председателем комитета по изобразительному искусству совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации…

Как-то при нашей встрече на выставке в академии художеств Валентин Михайлович признался:

– Месяц еще не закончился, а я уже восемь раз съездил в командировку – по стране, за рубеж…

И почему-то тяжело вздохнул.

А в тот вечер, когда в деревенской мастерской Валентин Михайлович читал мне рукопись своей повести «Гори, гори ясно», он был совсем другим. Деревенским… Нет, не деревенским, но и не столичным, а – как бы это точнее сказать? – родом из детства – незатейливого и яркого, как луг в сенокос или как бабушкино лоскутное одеяло.

– Родился я на берегу Волги, теперь это Конаковский район. На одном берегу – отцовская деревня Сорокопение, а на другом, напротив, мамина – Коровино. Вот в них и прошло мое детство, – рассказывает Сидоров. – Мои предки во многих коленах были крепостными князей Гагариных. Мы – крестьяне потомственные…

А он – еще и действительный член Российской академии художеств, профессор… И в том тоже большая заслуга тверской деревни. Сюда, закончив столичный художественный институт, Валентин Михайлович вернулся в поисках своей темы в живописи.

– Большой курьез с этим вышел, который чуть было не переломал мне всю жизнь, – вспоминает он. – А было так. На комиссии по распределению молодых специалистов я сказал, что хочу, как Аркадий Александрович Пластов, жить и работать в деревне, откуда я родом и связи с которой не прерывал.

А ректор института как стукнет кулаком по столу да как закричит:

– Я стреляный воробей. Ты меня не проведешь! Поближе к Москве устроиться хочешь?! В Сибирь тебя сошлю!.. (Так и сказал: «Сошлю»). И тут же мне дали подписать бумагу с распределением в Новосибирск.

Ни в какой Новосибирск я не поехал, а собрал вещички – и к себе, в деревню. А следом пришла повестка в суд. Хорошо, нашлись добрые люди, которые заслонили меня от него. Поняли они, что не могу я поехать по распределению, потому что я художник, а не инженер, которому все равно, на каком предприятии работать, лишь бы по специальности. Я же могу принести пользу только там, где живу…

И в тот же год к заседанию выставкома, который должен был отбирать работы на всесоюзную выставку, я привез в Москву свои картины. Выстроил в ряд: «Дождик» – один, «Дождик» – другой, «Гроза прошла», «Лен расстилают», еще несколько этюдов. Все с мест повскакивали. А Сергей Васильевич Герасимов сказал: «Любая из них достойная».

Деревенская тема и до сих пор главная в творчестве народного художника России Валентина Сидорова. За картины, которые, как и сам автор, как бы родом из того детства, становился он лауреатом Государственных премий СССР, РСФСР, России.

– Спасибо моему крестьянскому происхождению, – говорит он. – Все прошло через мои руки, я все знаю, пахать, сажать, косить – все умею! И я никогда не допущу профессионального промаха, изображая крестьянскую жизнь, деревню, потому что смотрю на нее не просто как художник, а как человек, который знает ломоту в спине от крестьянской работы. А когда знания крестьянской жизни начинают переплетаться с поэтическим восприятием мира, с пониманием сути и смысла происходящего, это многое значит в искусстве…

Мне довелось слышать, как Валентин Михайлович называл себя последним поэтом деревни. И явно не ради красного словца, потому что в каждом его полотне так заметно огромное желание возвысить сельскую жизнь, опоэтизировать ее, соединить величие с простотой. Подход трудный, потому-то Сидоров стоит как бы наособинку от других художников, занимающихся крестьянской темой. Так было, есть и будет в его живописи, а теперь и в прозе:

«Зыбка моя низко висела возле окна, в просторной и светлой избе, которую бабушка почему-то называла «новой». Я был уже в том возрасте, когда сам мог в нее забраться. Устроившись поудобнее в теплых одеяльцах, я любил смотреть из-под ситцевого полога, как из своего домика, на все, что происходило вокруг. Но чаще всего мое внимание привлекало окно.

На самом донышке памяти – светлый дождливый день. В избе пахнет свежевымытым полом, рогожей и толченым кирпичом. Я смотрю в окно, за которым льет проливной дождь. Старые деревья, словно навсегда, подставили под него свои могучие ветки…»

Пятого мая Валентину Михайловичу Сидорову исполнилось семьдесят пять. Этот важный для себя день он встретил в вышневолоцкой деревне Подол. Поставил на подрамник холст с недописанной картиной, отставленный с осени к стене, и снова взял в руки кисть и палитру…

Тамара ВОДИЧЕВА

109

Возврат к списку

«Тверской переплет» вышел на международную орбиту
Сегодня, 20 октября, в Твери открылась Межрегиональная книжная выставка-ярмарка «Тверской переплет».
20.10.201720:57
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости из районов
Предложить новость