27 Февраля 2017
$57.48
60.45
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Экономика01.06.2010

Машиностроители выбирают интеграцию

Администрация области провела серию тематических «круглых столов» с руководителями ведущих предприятий области. Обсуждалось положение дел и перспектив в базовых отраслях местной промышленности. Конструктивный и предметный диалог получился в ходе «круглого стола» машиностроителей

Администрация области провела серию тематических «круглых столов» с руководителями ведущих предприятий области. Обсуждалось положение дел и перспектив в базовых отраслях местной промышленности. Конструктивный и предметный диалог получился в ходе «круглого стола» машиностроителей.

Директорский корпус этой отрасли на встрече представляли руководители ОАО «ТВЗ», «Тверского экскаватора», «Тверьстроймаша», «Центросвара», ржевской «Электромеханики», «Торжокского вагонзавода», лихославльских «Светотехники» и радиаторного завода, бологовской «Строммашины», «Кимрского станкостроительного завода», ПФ «Кимрский завод теплового оборудования», «Бежецксельмаша», «Завидовского экспериментально-механического завода», «Кашинского завода электроаппаратуры», «Нелидовского завода гидропрессов».

Готовимся к сдаче «норм ВТО»

Открывая беседу, заместитель губернатора Андрей Лошаков пояснил, что сегодня в администрации области завершается работа над стратегией социально-экономического развития региона. В ней определены основные макроэкономические ориентиры, целый ряд разделов посвящен проблемам и перспективам основных отраслей промышленности региона. Однако опора любой стратегии, ее практическое насыщение - конкретные проекты и планы компаний. Кроме того, создание стратегии - процесс многоуровневый и многоэтапный, и потому вполне логичны коррективы по ходу ее реализации с поправкой на макроэкономические факторы и предложения товаропроизводителей.

В качестве таких факторов, в разной степени влияющих либо способных повлиять на экономическую ситуацию в области в кратко- и среднесрочной перспективе, участниками беседы назывались в числе прочего издержки нынешнего укрепления рубля и некоторого ослабления евро - это привело к уплотнению конкурентной среды и на внешнем, и на внутреннем рынках, а также тарифная политика РАО «ЕЭС России» в рамках реформируемой энергетики и грядущая монетаризация социального пакета, которая может повлечь за собой запрос персонала компаний на рост зарплаты. Еще одна общая и наиболее ощутимая головная боль директората в машиностроительной отрасли - ценовой диктат партнеров-монополистов. Речь идет не только о газовиках и энергетиках, но и о поставщиках материалов, в том числе цветных металлов. Цены на основные материалы с начала года поднялись на 35-50%, их рост значительно опережает инфляцию. Это в свою очередь ведет к удорожанию продукции машиностроителей, снижает ее конкурентоспособность. Как прокомментировал ситуацию один из участников «круглого стола», налицо явный сговор поставщиков, и бороться с этим надо уже не рыночными, а административными методами, лоббированием интересов производителей, решая вопрос на уровне правительства.

А вот проблемы, связанные с сертификацией, наших машиностроителей по большому счету не пугают. Насколько известно, в Госдуму на рассмотрение представлен проект закона, в соответствии с которым предполагается снижение количества необходимых для промышленных компаний сертификатов. Так что, как сказал один из участников беседы, если чего и стоит впредь опасаться, то это не самой сертификации, а сертификаторов, то есть структур, выдающих различного рода сертификаты, лицензии и т.д., и при этом порой склонных к самодеятельности в плане установления собственных правил игры, особенно на местах. Гораздо более серьезные проблемы, по оценке директоров-машиностроителей, ждут нас в этом плане в контексте предстоящего вступления России в ВТО и необходимости действовать в рамках установленных в этой организации правил и стандартов. В итоге наши ведущие компании-экспортеры скорее всего будут вынуждены закупать запчасти и комплектующие у зарубежных поставщиков, что существенно сократит возможности внутри- и межрегиональной кооперации отечественных производителей.

При этом именно такую кооперацию наш машиностроительный директорат видит одним из важнейших инструментов развития отрасли. В связи с этим участники беседы адресовали администрации области вопрос, определены ли на региональном уровне приоритеты, на которые компании могли бы ориентироваться при разработке планов расширения производства, освоения новых сегментов рынка. Под такими приоритетами подразумеваются возможности задействовать в рамках ряда масштабных, общеобластного значения, проектов потенциал ведущих машиностроительных производств - Тверского и Торжокского вагонзаводов, ржевской «Электромеханики», кимрской «Савмы», Тверского экскаваторного завода, «Центросвара», Нелидовского завода гидропрессов, Лихославльского радиаторного и т.д. Пока что, как признали сами директора, каждая из этих компаний решает свои задачи в одиночку, внутрирегиональная кооперация машиностроителей если и складывается, то стихийно и имеет локальный и нередко разовый характер - на уровне единичных поставок. Кооперация необходима не только среди промышленных компаний, но и в рамках сквозных договоров - институт - предприятие. Понятно, что возможности бюджета сегодня ограничены, и потому в отчете об исполнении областного бюджета в графе «финансирование научно-технических разработок» - ноль. Но это консервирует ситуацию оторванности науки от промышленности, а стало быть, технологическое отставание наших производств.

Лоббировать, но не «в лоб»

В плане развития интеграционных процессов, подчеркнули руководители предприятий, хотелось бы рассчитывать на координирующую роль областной администрации, ее четкую политику централизации усилий на важнейших для экономики региона направлениях с постановкой конкретных задач и созданием оптимальных условий для их решения. До сих пор, по их оценке, такой работы в регионе по-настоящему не велось.

В качестве вариантов участники встречи предлагали рассмотреть возможности превращения хронически дотационных отраслей - сельского хозяйства и ныне реформируемого ЖКХ - в площадки для развития машиностроения и перерабатывающей промышленности. Но для этого, подчеркнули они, для начала необходимо изменить подходы к их поддержке из средств бюджетов. Нынешние субсидии и субвенции в эти отрасли, как правило, расходуются на социальный пакет для их работников, и при этом бюджетные вложения никак не привязаны к финансово-хозяйственным результатам деятельности их получателей, эти результаты на уровне региональной исполнительной власти по существу не оцениваются. А это, согласитесь, расхолаживает дотируемых. В итоге, к примеру, на «Электромеханике» свернули производство техники и оборудования для села - местными хозяйствами оно не востребовано. А местные коммунальщики - далеко не основные заказчики продукции «Тверьстроймаша», предназначенной для ЖКХ. И это при том, что эффективность работы этих отраслей во многом зависит от их технического переоснащения, а это заказы для машиностроителей. К примеру, сегодня банкротится ТТУ. К решению проблемы поддержания на ходу, и хотя бы частичной модернизации трамвайно-троллейбусного парка могли бы подключиться машиностроители, объединенные единым координатором. В этом случае, равно как и в других общих проектах, нужен только системный подход, разделение труда при координации администрации.

В ходе беседы назывались и другие примеры возможной консолидации усилий машиностроителей под общим патронажем региональной исполнительной власти. Прежде всего это сотрудничество с железнодорожниками - у нас примерно 46% местных компаний работает по заказам МПС. Еще один столь же выгодный общий заказчик с большим потенциалом - строительная отрасль, что подтверждается и в последних выступлениях руководства страны на тему развития доступного рынка жилья. В стройкомплексе большой спрос на продукцию машиностроителей. В ряду перспективных заказчиков для предприятий отрасли назывались также строители дорог. При этом, подчеркивали директора, надо добиться при размещении заказов от строителей зданий и дорог приоритета для местных поставщиков оборудования и материалов. Участвовавшие в беседе эксперты «Центра стратегических разработок» согласились с тем, что внутриотраслевая интеграция в регионе на базе масштабных проектов с созданием единых технологических цепочек действительно должна стать одной из основных составляющих стратегии экономического развития и что задача региональной власти - всемерно этому способствовать. Но вот идея «лобового» лоббирования местных производителей при размещении областных и муниципальных заказов и тем более административного нажима на частных партнеров местных компаний у них сочувствия не вызвала: ведь известно, что платят тому, кто предлагает более дешевые и качественные варианты поставок товаров и услуг, то есть оптимальное соотношение цены и качества.

Об «огуречном бизнесе» и итальянских метизах

Что препятствует повышению конкурентоспособности наших компаний? В который раз промышленники упоминали общую головную боль - дороговизну инвестиционных кредитов, и это при том, что отечественные банки сегодня располагают более чем достаточными ресурсами. В конечном итоге, как пояснил один из участников беседы на примере родного предприятия, ему выгоднее закупать для нужд производства даже такую мелочь, как метизы, за рубежом, в Италии - получается почти в три раза дешевле, чем в своем либо соседнем регионе. Но все это, что называется, риторика в пользу бедных - проблема-то никак не регионального уровня. Это прекрасно понимает директорат машиностроительной отрасли, и потому, формулируя свои пожелания к администрации области в плане создания в регионе благоприятных условий для привлечения кредитов и инвестиций, участники встречи исходили из местных возможностей. Речь, по их мнению, должна идти прежде всего о законодательной поддержке инвестиционных процессов в регионе или чтобы местная нормативная база хотя бы как минимум им не препятствовала. Далее. Для практической работы наших компаний с инвесторами, стратегическими партнерами необходимо развивать лизинг. Пока что в регионе его механизмы не отработаны. А еще говорилось о необходимости открыть в Твери выставочный комплекс - региональный аналог ВВЦ - с постоянно действующей экспозицией, в которой была бы представлена продукция местных производителей.

А вообще наши машиностроители не столько на власть уповают, сколько рассчитывают на собственные силы и наработанное за реформенные годы умение удерживаться на плаву в кризисных ситуациях и не упускать возможности развития бизнеса. В качестве одного из соответствующих рецептов участники встречи называли создание дочерних фирм, разного рода подсобных производств, пусть и непрофильных, с хорошим сбытом продукции. Вспомните, сказал один из директоров, в доперестроечные годы большинство предприятий имело цеха ширпотреба и даже собственные фермы и тепличные хозяйства. Местная власть, со своей стороны, должна поощрять этот «огуречный бизнес» промышленников хотя бы потому, что любой новый хозсубъект - это дополнительные рабочие места и налоги в местную казну. И не просто поощрять, а стимулировать создание холдингов, как внутриотраслевых, так и многопрофильных. Кстати, как показывает практика, когда речь заходит о соответствии корпоративной структуры предприятий запросам потенциальных инвесторов, именно холдинги получают наибольшие шансы на стратегическое партнерство.

Что касается поддержки на региональном уровне конкретных проектов машиностроительных компаний - или средствами из бюджета развития области, или путем предоставления гарантий области - то, для того чтобы этот разговор был предметным, руководители предприятий должны как минимум представить такие проекты и бизнес-планы в администрацию области. Проблема, однако, в том, что директора уже не очень-то верят в то, что это возымеет эффект - у многих к настоящему моменту уже накоплен изрядный отрицательный опыт попыток добиться помощи у власти. Необходимые материалы представлялись в чиновные кабинеты, их обитатели на словах дружно одобряли идею, и на этом дело стопорилось. В итоге не один рожденный в нашей губернии замысел ушел для реализации за пределы области. Участники «круглого стола» выразили надежду, что время таких обидных для нас потерь теперь ушло и что предстоящая совместная работа региональной власти и бизнеса в рамках реализации стратегии экономического развития окажется плодотворной.

Светлана БАКАРДЖИЕВА

25

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Без грусти и печали встречает Великий пост православная Тверь
О Прощеном воскресении наслышаны и те, кто никогда не ходит в церковь. Уж очень красив обычай в этот день не только просить прощения у тех, кого мы обидели, но и прощать всех обидевших нас, даже если они об этом не просят, и молиться за них.
26.02.201717:28
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию