10 Декабря 2016
$63.3
67.21
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Табор ушел в небо

Известие о смерти известного молдавского кинорежиссера Эмиля Лотяну было неожиданным. Слова диктора о том, как и когда это произошло, прослушала. И лишь печальное лицо Галины Беляевой, бывшей жены режиссера, подтвердило догадку. Лотяну был... Значит, его уже нет

Знаете, каким он мэтром был...

Впервые судьба свела меня с Эмилем Владимировичем на премьере фильма «Анна Павлова».Тогда я работала заместителем директора столичного кинотеатра и по долгу службы занималась организацией кинопремьер. К событию готовились основательно. Лотяну любили. К тому же о его взыскательности ходили легенды. Знали, что не полный зал, если такое, не дай Бог случится, как нож в сердце режиссера. Подготовили растяжки, отпечатали листовки, проспекты. Фасад здания украшало огромное панно с хорошеньким личиком исполнительницы главной роли Галины Беляевой. Лотяну ворвался в фойе со своим кортежем стремительно, задолго до начала премьеры. Первые зрители обступили его в надежде получить заветный автограф. Тридцатиметровый путь до кабинета директора кинотеатра он проделал минут этак за тридцать. Говорил на молдавском и русском, шутил, ослепительно улыбался (улыбка у него была широкая, обаятельная, располагающая к себе), раздавал автографы. А зайдя в директорский кабинет, рухнул на стул и как-то жалобно, совсем по-детски попросил воды. Настроение у Лотяну было не ахти. В его семье к тому времени наметился раскол. Галина нервничала, маленький Эмильчик (единственный сын режиссера) шалил, и няня буквально сбивалась с ног, чтобы его усмирить. Увидев на столе листовки с приглашением прийти на премьеру, недовольно (как нам показалось) скривился и пробурчал, что зрителю нужно совсем не это. Зрителю необходимо настоящее искусство, и тогда дорогу в кинотеатр он как-нибудь найдет сам. По зову, так сказать, сердца.

Премьера прошла на «ура». Лотяну рассказывал о том, как снимали фильм, о подборе актеров, читал свои стихи. Шутил и «заводил» зал. Зрители провожали его стоя, а аплодисменты не смолкали еще долго.

Этот печальный кинофестиваль

В 1987 году в Кишиневе проводился очередной кинофестиваль, теперь даже не припомню, чему и кому посвященный. Съехались кинозвезды первой величины. Режиссер, готовивший торжественное открытие, был слаб и беспомощен. Командовать маститыми деятелями культуры ему оказалось явно не с руки. Очередная репетиция прошла вяло и скандально. Стало ясно, что шоу не состоится. Решили ограничиться приглашением звезд на сцену и вручением им пресловутых гвоздик. Не помню, кому первому пришла в голову идея позвонить Лотяну (тогда еще он довольно часто бывал в Кишиневе). Эмиль Владимирович примчался тотчас. И началось невообразимое. Выдохшиеся от репетиций, проходящих накануне, звезды закапризничали: зачем? Уж как есть, так есть. «У нас такого не будет. Зритель не простит!», – рявкнул Лотяну, и все стихли. Маэстро, как называли его за глаза, уважали и любили. И началось лицедейство. Репетиции тянулись по четыре-шесть часов. К счастью, для актеров их было немного. Клара Лучко и Нина Русланова пели и танцевали с Михаем Волонтиром, своим партнером по «Цыгану», Александр Панкратов-Черный читал стихи, далеко уже не юная Лидия Смирнова вытворяла на сцене нечто невообразимое. Персонал кинотеатра, сгоравший от любопытства, ни под каким предлогом не пускали в зрительный зал. В смельчака, пытавшегося туда заглянуть, Лотяну едва не запустил первое, что попалось под руку. И мы довольствовались созерцанием происходящего сквозь малюсенькие окошки из киноаппаратной.

А накануне вечером во время сеанса произошло печальное событие. Обрушилась часть потолка в кинотеатре «Патрия» (втором по величине в молдавской столице). Был смертельно ранен заместитель министра Молдавии по строительству. Вопрос проведения кинофестиваля, казалось, был предрешен. Свое последнее слово сказал опять-таки Лотяну. «Не будет нас, искусство будет вечно. Народ имеет право на него, даже в такой печальный день». И фестиваль состоялся. Его долго вспоминали, как, впрочем, и грустное событие, ему предшествовавшее. Увы, печаль и радость идут по жизни рядом.

Москва, Коньково

В начале девяностых многие из нас кинулись в бизнес. Вот и мы с коллегами по кино основали свою частную структуру и начали заниматься предпринимательской деятельностью.

Очередная поездка свалилась на голову как снег. «Лететь нужно немедленно. Вопрос жилья решишь на месте, – сказал, как отрезал, мой начальник. – Вот адрес Лотяну. Он мой друг, поможет тебе с гостиницей». Так, с адресом в руке я оказалась перед многоэтажным жилым зданием в районе метро Коньково. Домофон, освоенный москвичами и еще незнакомый провинциалу, упрямо молчал. В подъезд я втиснулась следом за упитанной угрюмой тетенькой, оказавшейся соседкой Лотяну. Долго давила на звонок. Дверь угрюмо молчала. «Ну и что дальше?» – съехидничала тетенька, оглядывая меня с ног до головы. – «Да мне к Лотяну». – «Какому еще Лотяну?» – «Соседу вашему, Эмилю Владимировичу». Тетенька задумалась, наморщила лоб. «Это не тот Лотяну, который (последовала длинная пауза)... «Мой ласковый и нежный зверь»? – «Конечно, тот». – «Господи!» Соседка ахнула, перекрестилась, в момент подобрела и затащила меня к себе пить чай. И все расспрашивала о человеке, живущем за стеной. «Ну надо же, какой простой, какой вежливый. А я-то дура дурой и не знала, что рядом со мной живет такой великий человек».

Великий человек объявился часа через два. Мокрый (на улице шел снег с дождем, а зонт ждал дома), как всегда с улыбкой. Ничуть не удивился моему появлению. Искренне обрадовался роскошному молдавскому винограду, привезенному из Кишинева. И кинулся на кухню готовить пиццу. С готовых магазинных лепешек, густо смазанных джемом, он ловко счищал ножом тот самый джем, обильно смазывал их острым томатным соусом, посыпал мелко нарубленным мясом, сыром и ставил в микроволновку. Тем временем я изучала жилье маэстро. Стильно, со вкусом, без особых излишеств. Холостяцкая квартира эстета. Огромные картины на стенах (подарки известных молдавских художников), изображение Мадонны с младенцем (почти в человеческий рост) с лицом... Галины Беляевой. На грани святотатства, решат многие. Те, кто не знал Лотяну. Чуть позже пришел Эмиль – младший. Нежный очаровательный юноша, чем-то похожий на мать и очень – на отца.

Из категории личного

Почти две недели я прожила в старой квартире Лотяну, которая пустовала не- часто. Она служила гостиницей для друзей-молдаван, периодически наезжавших в Москву. Длинными осенними вечерами, сидя у телефона в ожидании звонков от партнеров по бизнесу, перебирала старые фотографии, принадлежавшие хозяину. Снимков было так много, что они лежали повсюду: на подоконниках, на столе, в шкафах и на них. Даже не верилось, что собраны они за одну не очень долгую человеческую жизнь. Перекладывая фото, наткнулась на одно. Удивительной красоты девушка в упор смотрела на меня огромными глазами. «Боже, как хороша, – подумала я, – кто же это?» Автоматически перевернула фото. «Светлана (кинопробы)», – гласила надпись на обратной стороне. «Тома», – догадалась я, еще и еще раз всматриваясь в красивое лицо юной претендентки на роль. В такую сложно не влюбиться . Злые языки в свое время вдоволь насудачились о непростых отношениях Светланы и Лотяну, бессчетное количество раз сводя и разъединяя их. Публичным людям в жизни нелегко. Наверняка их отношения были непросты. Но это, извините, чужая история.

Изредка мне звонил Эмиль Владимирович. Давал советы, действительно дельные. Забирая у меня ключи, сетовал, что я уезжаю так быстро, звал еще. К слову сказать, та наша московская сделка рухнула. Подвела жадность партнеров.

И мы действительно виделись с ним еще не раз. В Москве на кинорынках и в Доме кино, где он давал премьеру далеко не лучшего своего фильма «Скорлупа». Пресса хлестала маэстро как могла. Выражений не выбирали. Он не роптал, говоря, что каждый отрабатывает свой хлеб как может. Только жаловался на боль в сердце и на тонометр, который показывает что-то не то.

...Последняя наша встреча состоялась в Кишиневе, куда Лотяну приехал подбирать актеров. Собирался снять фильм о Пушкине, которого очень любил. Строил планы на будущее. Которым теперь уже не сбыться.

Р.S. Лотяну Эмиль Владимирович (1936–2003) поэт, режиссер, сценарист. Народный артист РСФСР, заслуженный деятель искусств Молдавской ССР. Дебютировал героико-революционной лентой «Ждите нас на рассвете». Постановщик фильмов «Это мгновение» (приз Всероссийского кинофестиваля), «Лаутары» (приз Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне), «Табор уходит в небо» (главный приз Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне и другие призы), «Мой ласковый и нежный зверь», «Анна Павлова», «Скорлупа» и других.

Ольга ЧУДИНА


39

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В День Героев Отечества Игорь Руденя встретился с почетными жителями Верхневолжья
Сегодня, в День Героев Оте­чества, губернатор Игорь Руденя встретился с прославленными жителями нашей области. Сразу 10 выдающихся земляков собрались за одним столом. 
09.12.201622:06
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию