24 Марта 2017
$57.52
62.1
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Политика01.06.2010

Закон, которого ждали

С 1 октября вводится в действие закон «Об административных правонарушениях», принятый Законодательным собранием Тверской области 1 июля 2003 г

С 1 октября вводится в действие закон «Об административных правонарушениях», принятый Законодательным собранием Тверской области 1 июля 2003 г.

Принятие аналогичных законов предусмотрено законодательством Российской Федерации и призвано обеспечить неотвратимость административной ответственности физических лиц (граждан), должностных лиц и юридических лиц за нарушения законов и иных нормативных правовых актов в случаях, не установленных федеральным законодательством Российской Федерации.

По названному областному закону таких случаев более пятидесяти (статьи 19-70), и это не восполнение пробелов в российском федеральном законодательстве, а подтверждение полномочий Тверской области (как и других субъектов РФ) по реализации конституционного права в области нормативного правового обеспечения по предметам совместного ведения Российской Федерации и исключительного ведения области, в том числе по вопросам местного самоуправления.

Закон состоит из 12 глав, подразделяемых на 72 статьи. Это вполне самостоятельный, автономный правовой акт, основанный на соответствующих положениях Кодекса РФ об административных правонарушениях (действует с 1 июля 2002 года), но не повторяет его правовых предписаний.

Упомянутый закон имеет довольно четкую, логическую структуру. Он определяет систему органов и должностных лиц, правомочных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые этим законом установлена. Например, в числе 12 видов должностных лиц, правомочных составлять протоколы об административных правонарушениях, названы должностные лица органов милиции общественной безопасности (более чем по пятидесяти видам административных правонарушений), контролеры-ревизоры общественного транспорта, должностные лица областных департаментов архитектуры, инвестиций и строительного комплекса жилищно-коммунального и газового хозяйства, продовольствия, потребительского рынка и оказания услуг и др. (статья 10).

Рассматривать дела об административных правонарушениях и применять административные взыскания областной закон уполномочил мировых судей Тверской области, комиссии по делам несовершеннолетних, административные комиссии и административную коллегию Тверской области (статьи 5-9). При этом надо иметь в виду следующие обстоятельства.

Областной закон не определяет правового статуса мировых судей и комиссий по делам несовершеннолетних. С последними все ясно: они давно и привычно функционируют в соответствии с ранее принятыми положениями. Мировые судьи уполномочены рассматривать дела о семи категориях дел об административных правонарушениях (статья 6). Но в связи с тем, что административные комиссии предстоит создавать заново в соответствии со статьями 11-14 областного закона от 1 июля 2003 года, на мировых судей возлагается обязанность рассмотрения дел об административных правонарушениях, подведомственных административным комиссиям, в случае отсутствия таковых, а это более 30 видов проступков (части 2 и статьи 8). Вопрос в определенной мере осложняется еще нехваткой мировых судей - из 74 предусмотренных в области действует немногим более пятидесяти мировых судей. Для практического разрешения возможных ситуаций надо руководствоваться положением о том, что при отсутствии мирового судьи подведомственные им судебные дела рассматривают районные (городские) суды по территориальности (статья 12 Федерального закона РФ «О мировых судьях»).

Статус административных комиссий, порядок их образования, примерный численный состав и порядок функционирования определены областным законом, но сами административные комиссии в составе 5-11 человек (включая председателя, заместителя, секретаря и членов комиссии) могут создаваться в муниципальных образованиях соответствующими представительными органами, в том числе и для функционирования на территории сельского или поселкового административного округа (статьи 11-14).

Законом также определены статус, порядок образования и работы административной коллегии Тверской области, уполномоченной рассматривать дела об административных правонарушениях, совершаемых в сфере бюджетного устройства и бюджетного процесса Тверской области и против порядка осуществления государственного финансового контроля (статьи 15-18).

Насыщена правовыми предписаниями как бы особенная часть закона, где установлены основания и меры административной ответственности за правонарушения, которых насчитывается более пятидесяти (статьи 19--70). Здесь в шести главах определены так называемые юридические составы административных правонарушений, за совершение многих из которых не предусматривалась административная ответственность ранее действующим законодательством: в сфере благоустройства (статьи 19-41), охраны собственности (статьи 42-44), транспортных отношений (статьи 45-50), ораны общественного порядка и общественной безопасности (статьи 51-56), предпринимательской деятельности (статьи 57-59), бюджетного устройства и бюджетного процесса Тверской области, против порядка осуществления государственного финансового контроля (статьи 60-67).

В качестве мер административной ответственности, по общему правилу, предусмотрены предупреждение или административный штраф, налагаемый в конкретных суммах: на граждан - до трех минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - до двадцати минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. За некоторые правонарушения установлены более высокие штрафы. Но при этом надо иметь в виду, что за учетную ставку минимальной оплаты труда при исчислении суммы штрафа принимается сто рублей.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях и исполнение постановлений будут вестись в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Правоприменительная практика о выполнению закона «Об административных правонарушениях», несомненно, подтвердит его необходимость и социальную полезность. Это, тем не менее, как исключает, что не все нормы закона будут активно применяться, а также внесение в него дополнений и изменений.

Закон опубликован в областной газете «Тверские ведомости» (от 18-24 июля 2003 года, №57). Но этого, как говорится, мало. Им надо «вооружать» всех руководителей области и органов местного самоуправления, включая администрацию сельских и поселковых органов, каждого члена административной комиссии и участкового уполномоченного. Для административных комиссий было бы полезно практическое пособие по применению нового закона.

М.МАСЛЕННИКОВ

,

кандидат юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации

17

Возврат к списку

В Твери названы имена лучших молодых поэтов России
Во вторник Тверь стала литературным центром всей нашей огромной страны: во Всемирный день поэзии в столице Верхневолжья подвели итоги Всероссийского конкурса молодых поэтов «Зеленый листок», учрежденного поэтом Андреем Дементьевым. Награждение победителей проходило в единственном в России Тверском Доме поэзии.
22.03.201721:38
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию