28 Мая 2017
$56.76
63.67
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 01.06.2010

Мы снова говорим на разных языках

Кажется, как недавно это было – ваучерная приватизация, залоговые аукционы, в СМИ и на кухнях – яростные дискуссии о становлении демократии в новой России… И некоторая общая растерянность в массах: что со всем этим делать, как выживать и преуспевать в новых условиях? У кого бы умного и опытного спросить совета? Советчики быстро нашлись: со снисходительно смотрящего на тогдашнюю Россию Запада к нам нахлынули многочисленные эксперты, консультанты, советники по всевозможным вопросам.

Кажется, как недавно это было – ваучерная приватизация, залоговые аукционы, в СМИ и на кухнях – яростные дискуссии о становлении демократии в новой России… И некоторая общая растерянность в массах: что со всем этим делать, как выживать и преуспевать в новых условиях? У кого бы умного и опытного спросить совета? Советчики быстро нашлись: со снисходительно смотрящего на тогдашнюю Россию Запада к нам нахлынули многочисленные эксперты, консультанты, советники по всевозможным вопросам. Иностранные консалтинговые компании, неправительственные организации покрыли Россию сетью своих филиалов и отделений, стали реализовывать долгосрочные проекты и программы. И в этом общем мощном потоке поначалу было очень непросто разглядеть – где чистые струи искреннего намерения помочь и наладить честные партнерские связи, где мутная жижа, с которой сюда нанесло немало откровенных проходимцев, а где и ядовитые ручейки, проникшие с целью отравлять и разъедать. К счастью, потребовалось совсем немного времени, чтобы у нас научились отличать одно от другого. И, «если друг оказался вдруг…», без излишних церемоний указывать ему на дверь. Недавний пример: прекращение деятельности иностранной некоммерческой неправительственной организации (ИННО) «Оксфам» в Осташкове. Эта британская организация развернула в нескольких малых городах России трехлетний проект «Укрепление потенциала местного самоуправления по созданию благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса среди бедных слоев населения». В числе участников проекта года был Осташков, но в конце прошлого года администрация этого муниципального образования инициировала расторжение договора о партнерстве с ИННО. Почему пришлось пойти на этот шаг – отдельная тема, достойная подробного разъяснения.

Когда три года назад ИННО «Оксфам» вышла на администрацию Тверской области с предложением о включении нескольких муниципальных образований региона в свою программу «Повышение уровня жизнеобеспечения в малых городах России», на региональном «верху» ответили: а почему бы и нет? Делать вид, что проблема бедности обошла нашу губернию стороной, было бы несерьезно – проблема это общероссийская, регулярно обсуждаемая на самом высоком федеральном уровне. При этом все сходятся на том, что для эффективного ее решения требуется, фигурально выражаясь, предлагать нуждающимся не рыбу, а удочку, то есть в данном случае комплекс обучающих и стимулирующих мер. Примерно такой подход декларировал и «Оксфам» – борьба с бедностью путем предоставления возможностей заработка для социально уязвимых и малообеспеченных слоев населения. В рамках его проектов планировалось создание сети услуг для малого предпринимательства, проведение для муниципальных служащих и начинающих бизнесменов обучающих мероприятий, а также развертывание системы микрокредитования предприятий малого бизнеса.

Сначала все шло довольно гладко. Предприниматели Вышнего Волочка и Осташкова прилежно посещали семинары, организованные ИННО «Оксфам», учились с помощью привлеченных ИННО консультантов составлять бизнес-планы и заявки на гранты. Кстати, позже, общаясь со своими собратьями по «малому» цеху, многие из них убедились, что заезжие консультанты отнюдь не обладали какими-то ноу-хау в этой сфере: соответствующая документация, подготовленная, к примеру, клиентами бизнес-центров, созданных по инициативе департамента экономики в ряде районов области, разрабатывалась примерно по тем же методикам и с применением тех же подходов. По одной из заявок, оформленных с помощью «Оксфам», осташам удалось выиграть грант Ассоциации туристических организаций на создание информационно-туристического центра. Справедливости ради надо заметить, что при том, что сумма гранта составляла 0,5 миллиона рублей, сметная стоимость этого проекта с учетом затрат на оснащение центра оборудованием превысила 3 миллиона рублей. Так что в том, что центр все же был создан, основная заслуга, безусловно, принадлежит администрации муниципального образования и местному бизнес-сообществу, сообща разработавшим его концепцию и нашедшим спонсоров, обеспечивших его оснащение.

Не пользовался особым спросом у осташковских предпринимателей и другой проект «Оксфама» – выдача микрозаймов на развитие предприятий малого бизнеса. Реализация этого проекта была организована через фонд «Развитие», которому «Оксфам» и перечислил на эти цели 20 миллионов рублей. О скандальной истории этого фонда, пик которой пришелся на весну прошлого года, подробно рассказывали тверские СМИ. Началось с того, что учредители фонда «Развитие» обнаружили, что его директор Виктория Дубицкая, что называется, запустила руку в кормушку, к которой она была приставлена, и успела перевести изрядные средства из вверенного ей фонда на другие счета. В прокуратуру Тверской области было подано около 20 заявлений от учредителей фонда и его обеспокоенных клиентов. Совет директоров фонда попытался изгнать скомпрометировавшую себя директрису. Однако на ее защиту стеной стали и «Оксфам», и «Женская микрофинансовая сеть» (ЖМС) – организация, тоже задействованная в этом проекте. Оформив сомнительную доверенность, Дубицкая, на тот момент уже лишенная директорских полномочий, и руководство ЖМС подписали договор цессии, в соответствии с которым все активы фонда, его договоры и средства перешли в управление ЖМС. Новому руководству фонда «Развитие» таким образом остался, фигурально выражаясь, пустой пиджак. А клиенты фонда оказались в подвешенном состоянии: многие из них передавали в качестве залога под микрозаймы важные документы, другие активы, вызволить которые стало проблематично. Точку в этом споре поставит суд. Судебные разбирательства продолжаются по сей день.

Осташковских предпринимателей среди жертв скандала с фондом практически не было. В первую очередь потому, что очень немногие осташи воспользовались возможностью взять микрозайм. И дело было не только в дороговизне кредитов. Потенциальных клиентов фонда откровенно отпугивала, мягко говоря, чрезмерная дотошность, с которой кредиторы проверяли будущего заемщика. Не ограничиваясь его кредитной историей, они настойчиво допытывались о его семейных, бытовых обстоятельствах, круге знакомств, привычках и привязанностях. При этом они даже приходили к потенциальным заемщикам домой – так сказать, провести рекогносцировку местности. Все это наводило претендентов на микрозайм, кстати, не только из Осташкова, на весьма тревожные раздумья по поводу истинных целей столь пристального к ним внимания.

Аналогичные вопросы возникли уже у администрации Осташковского района по поводу еще одного проекта ИННО «Оксфам» с длинным и весьма красноречивым названием: «Повышение благосостояния бедных и уязвимых слоев населения в малых и средних городах России через усиление способности местных органов власти и гражданских организаций в реализации эффективной социальной политики и практики». Точнее, сначала местная администрация всячески содействовала его реализации, что было вполне логичным, ведь проект декларировал самые благородные цели: становление и развитие институтов гражданского общества, преодоление социального иждивенчества и переход к конструктивному и эффективному партнерству общественных организаций, самодеятельных инициативных групп граждан и органов власти и управления Осташковского района. В администрации района была создана рабочая группа по реализации проекта. По запросам экспертов «Оксфам» им предоставлялась масса самой разнообразной информации – от официальных муниципальных документов, в том числе устава и свидетельства о государственной регистрации устава муниципального образования «Осташковский район», до статистических данных, дающих детальное представление о состоянии дел в различных сферах. Для своих исследований специалисты «Оксфам» создавали фокус-группы из представителей всех социальных категорий жителей района. И здесь им требовалась помощь местной власти, и они получали ее безотказно.

В результате обобщения полученной обширной и подробной информации в распоряжении «Оксфам» оказалась фактически сформированная социальная карта территории муниципального образования со всей его проблематикой. Исследования дали детальное представление об уровне жизни осташей, их социальном самочувствии и политических предпочтениях, их оценках сегодняшнего дня и взглядах в завтра, их отношении к власти всех уровней и т.д. Причем в ходе исследований «Оксфам» сканировались отнюдь не только беднейшие слои населения – ведь у каждого респондента есть родственники, круг общения, коллеги по работе, руководители, о которых участников фокус-групп подробно расспрашивали. Однако итоги своей работы «Оксфам» почему-то так и не представил своим партнерам из администрации муниципального образования, что и вызвало у руководства района вполне обоснованное недоумение. И столь же обоснованные сомнения в целесообразности продолжения сотрудничества с ИННО. Тем более что советчиками по «реализации эффективной социальной политики и практики» (цитата из названия проекта. – С.В.) специалисты «Оксфам» оказались, по оценке ответственных сотрудников Осташковской администрации, весьма посредственными. Во всяком случае осташам вполне хватило собственных знаний и опыта, чтобы начать разрабатывать и тут же, в рабочем порядке, приступить к реализации муниципальной программы развития малого и среднего бизнеса, увязав ее с соответствующей региональной целевой программой. И основные идеи, что в ней заложены, – и о создании местного бизнес-инкубатора, и о развитии бизнес-центра, и об учреждении залогового фонда для малого предпринимательства – появились в программе безо всяких подсказок с западной стороны.

Процитируем в сокращении официальное письмо за подписью первого заместителя главы Осташковского района А.И. Мезенцева, направленное в декабре минувшего года на имя главы представительства «Оксфам» в РФ Николаса Коллофа.

«Сообщаем вам, что администрация муниципального образования «Осташковский район» вынуждена расторгнуть партнерство с компанией «Оксфам» от 13.09.2006 г. В связи с отсутствием по настоящее время практических результатов с вашей стороны, заявленных в предложении об участии в проекте. В свою очередь администрация муниципального образования «Осташковский район» добросовестно выполняла все положения партнерства, стремилась достичь декларированных целей проекта. К сожалению, представители вашей компании ограничили свою деятельность истребованием информационно-аналитических материалов о социально-экономической ситуации в нашем районе, в том числе и выходящую за рамки положений партнерства. В связи с тем что наше сотрудничество весь означенный период времени носило искаженный и односторонний характер, полагаю, что его дальнейшее продолжение не имеет смысловых перспектив. Прошу вас считать наше соглашение о партнерстве расторгнутым».

Решение Осташковского муниципалитета вполне логично. И дело здесь не только в очевидной бесполезности для муниципалитета организованных «Оксфам» опросов «в пользу бедных». В чью, на самом деле, пользу были эти опросы – вопрос, как говорится, интересный. В этой связи вспоминается история, случившаяся летом прошлого года, когда в ряде центральных СМИ и на федеральных телеканалах прошли интервью с Вячеславом Жарко – бывшим сотрудником россий-ских спецслужб, в 2000 году завербованным британской внешней разведкой, который тогда явился с повинной в приемную ФСБ. Он рассказывал, что в качестве агента в период 2003 – 2007 годов пересылал своим нанимателям информацию примерно такого же содержания, что собирал «Оксфам» в Осташкове, только, конечно, в масштабах не района, а целой страны. И получал за это очень немалые суммы, надо так понимать, отнюдь не в рамках программы поддержки обедневших россиян. Стало быть, наниматели считали эту информацию весьма ценной – иначе зачем на нее тратиться? Вот такие напрашиваются параллели…

Сергей ВОРОНОВ

22

Возврат к списку

В Тверском регионе развиваются телемедицина и мобильное здравоохранение
В 2016 году Правительство Тверской области профинансировало социальную сферу на 100%. На эти цели было направлено более 65% расходов регионального бюджета. 
27.05.201701:14
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию