17 Декабря 2017
$58.9
69.43
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Общество 01.06.2010

Всемирная сеть: попадая, не пропадай

С помощью Интернета сегодня можно приобрести любую вещь, оценить квартиру, получить медицинскую консультацию или найти спутника жизни. Все больше людей пользуются возможностью решить тот или иной вопрос, не вставая с кресла. И забывают, что виртуальный мир – зона реального риска.

С помощью Интернета сегодня можно приобрести любую вещь, оценить квартиру, получить медицинскую консультацию или найти спутника жизни. Все больше людей пользуются возможностью решить тот или иной вопрос, не вставая с кресла. И забывают, что виртуальный мир – зона реального риска.

Как пояснил заместитель началь ника отдела по защите прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Тверской области Андрей Соколов, электронные сделки, как и любые другие, регулируются Гражданским кодексом РФ, Законом о защите прав потребителей, а также Правилами продажи товаров дистанционным способом. Однако договорные отношения, возникшие в сети, очень сложно доказать: выйти в Интернет можно под любым псевдонимом, собственноручную подпись под электронным письмом не поставишь…К тому же, если с товарно-денежными отношениями более-менее понятно, то юридическое понятие дистанционной услуги пока что не определено…

В отделе борьбы с преступлениями в сфере высоких технологий УВД Тверской области сообщили, что наш регион считается одним из самых благополучных по России. Однако в этом году было возбуждено несколько уголовных дел по фактам доступа злоумышленников к электронным кошелькам граждан. Аферисты выясняли пароль чужого кошелька и снимали с него деньги. Чтобы запутать следы, переводили средства на разные кошельки, в том числе и зарегистрированные за рубежом. Сейчас к розыску преступников подключился Интерпол. Был и такой случай: студент заказал через Интернет дипломную работу, тут же нашелся «специалист», который потребовал за ее написание четыре тысячи рублей и исчез, как только парень перевел требуемую сумму.

Потому, заказывая товар или услугу через Интернет, следует быть вдвойне осторожным, чтобы не стать жертвой недобросовестного исполнителя или даже откровенного мошенника.

Расчет на доверчивых

Начинающие мошенники рассылают письма с просьбой сообщить код кредитной карты или перевести деньги за некую несуществующую услугу всем подряд, даже не проверяя потенциальную «клиентуру». Так, недавно на сайт одного из районных судов Твери пришло письмо с предложением «заработать деньги с помощью Интернета» – похоже, суд приглашали поучаствовать в финансовой пирамиде. Другое письмо – с сообщением о якобы причитающемся ему наследстве и просьбой дать код кредитной карты, на которую переведут деньги, – получил сотрудник правоохранительных органов.

Впрочем, стереть подобное послание догадается и далекий от правоохранительной системы человек – подтекст очень прозрачен. Но есть схемы обмана, которые распознать сложно.

Допустим, вы заказали что-то в интернет-магазине. Спустя какое-то время может прийти письмо якобы от администрации магазина: мол, платеж так и не поступил. Чтобы выяснить, в чем дело, просят указать номер и код пластиковой карты, с которой перечислялись средства… Стоит ли говорить, что на самом деле такие письма рассылают проходимцы, увидевшие на форуме ваш отзыв о приобретении. Сообщив им код кредитки, вы однажды обнаружите, что с нее «утекли» деньги. Под тем же предлогом у вас могут потребовать пароль электронного кошелька.

Вот еще вариант. Пользователь пытается скачать через Интернет видео «только для взрослых» и получает письмо якобы от авторов сайта: «Мы не можем предоставлять доступ к видеоматериалам категории ХХХ несовершеннолетним и не вправе требовать номер и серию вашего паспорта. В качестве подтверждения, что вам больше 18 лет, сообщите нам номер вашего водительского удостоверения или код кредитной карты».

Как пояснила заведующая одного из дополнительных офисов Сбербанка Елена Баранова, код кредитной карты – информация строго конфиденциальная. Законопослушный продавец в крайнем случае спросит номер лицевого счета пользователя или номер и дату выдачи кассового ордера, подтверждающего платеж, – эти сведения нельзя использовать во вред вашим сбережениям. А что касается определения возраста хозяина карты по ее номеру и коду – это абсурд. Данные о владельцах пластиковых карт – банковская тайна, и создатели ночных сайтов в нее точно не посвящены.

Это не мошенничество, это реклама

Наверное, каждый хоть раз в жизни убеждался на собственном опыте: бесплатно раздают только дружеские советы и рекламные листовки. Но многие сайты также обещают бесплатные услуги. Проверим, почем на самом деле эта филантропия.

Для начала – брачный сайт, якобы бесплатный.

Вот выдержки из его условий: «Мы предоставляем клиентам бесплатный доступ к базе данных и бесплатное психологическое тестирование. Возможность вступить в контакт – платная услуга. Фирма автоматически продлевает доступ к платным услугам, пока не состоится не менее 10 контактов. Фирма не гарантирует правильность сделанных на основании теста личности анализов и оценок,… не несет ответственности за достоверность информации, предоставленной пользователями…».

Цена вступления в переписку – 400 рублей в месяц. Предоплата – пять тысяч. Если расторгнешь договор со службой знакомств раньше, чем израсходуешь эту сумму, деньги, конечно, вернут, но для этого надо обратиться в главный офис брачного агентства, находящийся в Швейцарии.

Другая брачная контора. Условия соглашения доступны только для зарегистрированных пользователей. А ведь по сути этот документ – публичный договор. Зарегистрировавшись на сайте, присоединяешься к нему. Стало быть, соглашаешься со всеми условиями и принимаешь пока еще неведомые обязательства.

Просят вывесить на сайт пять фотографий, можно эротических. А администрация сайта оставляет за собой «право использовать материалы с профайлов клиентов по своему усмотрению». Уточняем в службе поддержки, что имеется в виду. Оказывается, передача данных, включая фото и видеоматериалы, другим агентствам и публикация их в СМИ и на других сайтах.

Возможно, это делается в интересах клиентов, чтобы побыстрее найти им суженых. Но все же страшновато посылать фото, особенно эротического характера, для публикации в СМИ и на других сайтах неизвестно какой специфики!

А теперь о сайте, на котором «высококвалифицированные специалисты» (неужели у них есть время сидеть в Интернете?) дают «бесплатные» медицин­ские консультации. Зарегистрироваться в качестве консультанта может любой, достаточно лишь сообщить имя, фамилию и медицинскую специализацию. Номер и дату выдачи диплома компьютер не спрашивает.

Подтвердить свою регистрацию в качестве консультанта и посмотреть, сколько пациентов обратится к самозванцу, совесть не позволила, хотя возможность была. Так что переходим в разряд пациентов. Вопросы компьютер определил как корректные: они касались профилактики заболеваний и взаимодействия лекарственных препаратов. Сверить советы виртуальных врачей с рекомендациями настоящих медиков не удалось, поскольку на все ответ был один: пройдите обследование, сдайте анализы.

Отсылаем виртуальному доктору результаты обследования, пройденного в поликлинике по месту жительства. Не принимает. Оказывается, правила сайта запрещают ему руководствоваться выводами, сделанными специалистом неизвестно какого уровня(!) в неизвестном медицинском учреждении. Список клиник, которым доверяют светила Интернета, прилагается. Прейскурант тоже.

Если бы консультант, не видя пациента, поставил диагноз – это было бы прямое нарушение норм здравоохранения. А так – всего лишь рекламный ход. Схожий принцип действия на сайтах, обещающих «бесплатную» оценку недвижимости и консультации по кредитам.

Впрочем, это еще довольно безобидно. Доцент кафедры социальной психологии ТвГУ Светлана Залесская, специализирующаяся на проблеме интернет-зависимости, рассказала случай из практики. У Ольги – так мы назовем жертву виртуального доктора – не только заочно обнаружили букет серьезных заболеваний, но и «прописали» лекарство – дорогостоящую биодобавку. «Доктор» предупредил: количество чудо-препарата ограниченно, но если клиентка переведет ему деньги прямо сейчас, на ее долю хватит.

У Ольги не оказалось нужной суммы. Она спросила адрес фирмы, чтобы, как только появятся деньги, приехать за лекарством. «Доктор» адрес не назвал. Однако спросил номер телефона потенциальной клиентки. И стал звонить ей по нескольку раз в день: «Ищите деньги, на здоровье не экономят…». В конце концов, стоимость «лекарства» снизилась вдвое.

Ольга задумалась: если «лекарство» пользуется таким бешеным спросом, почему же «врач» упорно обрабатывает не очень-то платежеспособного клиента? И не стала заказывать товар. Но так поступают далеко не все.

«Нога в двери»

Разумеется, пользователь сам принимает решение, обращаться ли ему в рекомендованные фирмы и покупать ли предложенные товары. Но вероятность, что это решение будет необдуманным, в сети возрастает. Как пояснили заведующая кафедрой социальной психологии ТвГУ Елена Короткина и доцент Светлана Залесская, интернет-территория для среднестатистического потребителя пока что новая. А людям свойственно воспринимать новшества с энтузиазмом. И даже те, кто на рынке или в магазине удваивает бдительность, у себя дома в удобном кресле могут чувствовать себя защищенными и не ждать подвоха. Вдобавок, не видя лица и жестов продавца, не слыша его интонаций, клиент составляет впечатление о нем исключительно по оформлению сайта, рассчитаному на завлекающий эффект.

Эффективный прием «развода на деньги» – и так называемый метод «нога в двери». Типичные примеры – на брачных сайтах. Бесплатное тестирование вызывает чувство благодарности и желание продолжить общение. Результат теста расплывчатый – есть необходимость что-то уточнить и ради этого остаться на сайте. Внушительный список потенциальных женихов высылается сию же минуту (оперативность, богатство выбора). Информации в нем достаточно, чтобы заинтересовать клиента, но мало, чтобы выбрать конкретного адресата. Однако агентство не дает более полную информацию без разрешения этих людей (деликатность, забота о пользователях) и предлагает клиенту лично связаться со всеми, кто его заинтересовал. Это уже стоит денег. Но не останавливаться же на полдороге, особенно если исполнитель услуги произвел хорошее впечатление!

Кроме того, пользователь Интернета знает: он в виртуальном мире. И многое, в том числе и деньги, воспринимает как нечто условное. Если в реальной жизни, пересчитав содержимое кошелька и повертев в пальцах купюру, еще подумаешь, стоит ли с ней расставаться, то в Интернете раскошелиться на ненужную покупку или услугу гораздо легче.

Впрочем, «обработка» клиента в Интернете и повседневной жизни строится по одинаковым принципам. А значит, здесь действуют те же правила безопасности, что и в любой потребительской сфере.

Здравый смысл против электронных афер

Обобщим рекомендации сотрудников Роспотребнадзора, милиционеров, психологов и банковских работников. Итак, заказывая товар или услугу через Интернет, имейте в виду: условия соглашения об оказании услуг должны быть открыты всем желающим, а не только зарегистрированным пользователям сайта.

Информация об основных потребительских свойствах и цене товара, месте его изготовления, порядке оплаты, сроках и способе доставки, месте нахождения продавца, гарантийном сроке предоставляется покупателю до заключения договора.

Имейте дело лишь с теми фирмами, которые размещают на сайте на видном месте юридический адрес. Но даже если на сайте указаны телефон и место нахождения исполнителя – не поленитесь проверить, соответствует ли код города адресу.

Не связывайтесь с обладателями адресов типа «сервис.ру»: как правило, в настоящих электронных адресах организаций присутствуют хотя бы первые буквы их наименований. Избегайте бесплатных почтовых ящиков: авторизованный дает хоть какую-то гарантию, что вы на самом деле попали в фирму, а не на удочку мошенника, использующего ее название.

Цифровая подпись – реквизит электронного документа, позволяющий идентифицировать его автора. Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» признает ее равнозначной собственноручной подписи и печати. Попросите выслать вам экземпляр договора с такой подписью. Отказ наводит на размышления.

Статья 31 Правил продажи товаров дистанционным способом гласит, что «отсутствие у покупателя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства». Например, кассовый ордер, подтверждающий перечисление средств на счет продавца.

Имейте специальную кредитную карту для расчетов и держите на ней только ту сумму, которую вы готовы потратить.

Код вашей кредитной карты и пароль электронного кошелька могут интересовать только афериста.

Если пользуетесь электронным кошельком, имейте в виду: опытный хакер может узнать его пароль с помощью специальных программ. Установите лицензионное программное обеспечение, блокирующее атаки взломщиков. Или же храните в кошельке только мелкие суммы.

Продавцы, требующие немедленной оплаты заказа, просто боятся дать вам время для внимательного изучения условий и характеристик покупки.

Добросовестные продавцы обычно предлагают оплатить товар при его получении непосредственно в офисе. Или даже доставляют покупку к вам домой. Представитель фирмы при вас проверяет качество товара, предъявляет сертификат, заполняет гарантийный талон, вручает чек и только после этого получает деньги.

Покупатель вправе без объяснения причин отказаться от товара, заказанного дистанционно, в любое время до его передачи, после нее – в течение 7 дней. Стоимость покупки за вычетом расходов на доставку товара обратно в магазин возвращается в десятидневный срок.

Чтобы получить обратно деньги, уплаченные за неоказанную услугу или непоставленный товар, можно обратиться в суд по месту жительства потребителя.

Пользователь вправе возразить против рассылки ему рекламных материалов, представления его личных данных другим фирмам и т. п., отправив администрации сайта соответствующее письмо.

И еще. Есть универсальный метод защиты от любого компьютерного вымогательства: даже в век высоких технологий: в делах, касающихся денег, здоровья и семьи, следует полагаться не на электронный, а на собственный разум.

Маргарита ВАСИЛЬЕВА

12

Возврат к списку

Тверь отпраздновала 76-ю годовщину своего освобождения от немецко-фашистских захватчиков
16 декабря в 11 утра, преодолев мощное сопротивление противника, батальон под командованием старшего лейтенанта Степаненко пробился в оккупированный Калинин со стороны силикатного завода. Вслед за ним по соседним улицам с боями прорывались части под командованием майора Второва. А с юга с боем вошли в город правофланговые части 256-й стрелковой дивизии.
16.12.201718:54
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Новости из районов
Предложить новость