24 Февраля 2017
$57.48
60.45
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
P.S.01.06.2010

Ах, какая драма! Что творит реклама?

Половодье российской рекламы давно пора вводить в берега и даже кое-где строить плотины. Пугаться этого не следует, ведь шлюзы в ней все равно предусмотрены!

Половодье российской рекламы давно пора вводить в берега и даже кое-где строить плотины. Пугаться этого не следует, ведь шлюзы в ней все равно предусмотрены! И даже очень обиженные на Госдуму пивные бароны скоро приспособятся и поймут, что их никто не удалил с поля - просто теперь нужно учиться играть по правилам. Кстати, всех остальных это касается тоже. А поэтому стоит поговорить о тех нарушениях, которые чаще всего допускают и рекламодатели, и СМИ, их рекламу размещающие, ведь учиться предпочтительно на чужих ошибках.

Начнем, пожалуй, со СМИ (в конце концов, нам это ближе). Итак, одно из наиболее распространенных нарушений связано с рекламированием алкогольной продукции. В июне этого года редактор одной из городских газет Твери был оштрафован на 4 тысячи рублей. В его газете рекламировались напитки с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, а это допустимо лишь в организации, осуществляющей деятельность по производству и обороту алкогольной продукции (п.1 ст. 17 ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»), а никак не в прессе. Помимо этого в его газете публиковались рекламные материалы на алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта менее 15 процентов объема готовой продукции без информирования населения о вредных последствиях потребления алкогольных напитков и способах их фальсификации (п.2 ст.17 того же федерального закона). При этом статьи рекламного характера выходили без пометок, указывающих на их рекламный характер (текстовых или знаковых). Последнее обстоятельство весьма важно, и вот почему. Наши граждане привыкли доверять прессе: хвалебные высказывания о том или ином товаре или услуге они воспринимают очень серьезно, едва ли не как гарантию качества - еще бы, ведь в газете (по радио, телевидению) говорили, что эти продукты или вещи очень хорошие! Авторитет издания или конкретного журналиста работает на рекламодателя, и потребителю невдомек, что эти восторги по поводу «чудо-массажера» или неповторимого вкуса колбасы - всего лишь заказные и оплаченные. Да, готовя рекламные материалы к выпуску, редакция обязана проверить наличие лицензии, сертификата и т.д. Однако они свидетельствуют лишь о том, что эти товары вообще допущены к реализации. А совсем не о том, что они чудо как хороши…Буковка «к» или иной значок, заранее оговоренный в выходных данных газеты, указывает, что публикация носит коммерческий характер. Благоразумный читатель непременно это отметит и к рекламному красноречию отнесется с долей здорового скепсиса. Вот почему, скрывая рекламный характер публикации или передачи, СМИ сознательно вводит общественность в заблуждение и по закону несет за это ответственность. Тверское УФАС России за этим строго следит, по первому разу может предупредить, а потом и оштрафует, чтобы неповадно было «дурить нашего брата» Кстати, рекламодатели все эти нюансы просекли очень четко и частенько просят буковку «к» не ставить. Но уступать им сотрудники УФАС очень не советуют, даже если газете обещают оплатить эту публикацию по завышенным расценкам: штрафные санкции могут быть достаточно суровы.

Однако вернемся к нашему «рекламному кондуиту». Вот еще одно достаточно типичное нарушение: использование в тексте рекламных статей или объявлений терминов в превосходной степени (самая лучшая, вкусная, полезная, компетентная, надежная и т.д.) при отсутствии доказательств подобного превосходства. Это незаконно и, уж согласитесь, непорядочно по отношению к конкурентам. Хотя порой очень хочется сказать «самый-самый», если рекламодатель тебе очень симпатичен или… если рекламируешь собственное СМИ. Вот и наши коллеги из газеты одного тверского райцентра не удержались от искушения. Они в красках живописали достоинства своего издания, побуждая подписчиков остановить свой выбор на их газете, и при этом серьезно нарушили несколько статей закона. Во-первых, рекламировали собственную газету, «позабыв» присовокупить к рекламным статьям пометку «на правах рекламы». А ведь газета, как ни грустно нам это признавать, также является товаром, за который читатели платят деньги! И закон «О рекламе» на нее распространяется в полной мере… Во-вторых, они объявили свою газету «самой объективной», а подтвердить документально это обстоятельство не смогли (впрочем, это вообще термин несколько сомнительный, ведь о таких критериях можно судить по-разному, так что уж лучше избегать подобной категоричности). Наконец, они использовали сравнения и выражения, дискредитирующие другие городские издания, а одно из них все обвинили в том, что оно занимается лишь восхвалением городских властей и не освещает злободневных проблем… Ну и так далее. Все это они также подтвердить не смогли, и Тверское УФАС России возбудило и рассмотрело дело по заявлению несправедливо обиженных конкурентов, которые законно сочли, что эта «самая объективная» газета ущемила их права. Главный редактор провинившегося издания была оштрафована на 40 минимальных размеров оплаты труда, что при весьма скромных журналистских заработках очень существенно. А газету обязали опубликовать контррекламу, что также очень неприятно.Так что, коллеги, давайте чтить Гражданский кодекс!

Давайте подведем итоги. Так на чем чаще всего «горят» СМИ? Как рассказали в Тверском УФАС, прежде всего на рекламе алкоголя. Запомним, что напитки крепостью выше 15 градусов в СМИ нельзя рекламировать вовсе! Ниже 15 градусов - можно, но присовокупив материал того же объема о вреде алкоголя или же о способах их фальсификации, при этом есть очень существенные ограничения в позиционировании подобных материалов (проще говоря, чтобы они не слишком бросались в глаза читателям и их воздействие было ограничено). Не менее часто редакции забывают указать на рекламный характер материала, не приводят сведения о наличии лицензии и обязательной сертификации в тех случаях, когда это необходимо. А называя в рекламных статьях и объявлениях цены на товары и услуги, нередко упускают сказать, на какой период эти цены действительны. А ведь на основании подобной рекламной публикации потребитель формально может потребовать отпуска товара по устаревшей цене или компенсации убытков…

Лидия ГАДЖИЕВА

5

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Пожар в Детской областной клинической больнице в Твери обошелся без жертв
Возгорание произошло в первом часу ночи, 24 февраля. Огнем занялась кровля детской областной больницы, что на улице Степана Разина в столице Верхневолжья. Слава Богу, никто из детей и персонала не пострадал.
24.02.201713:34
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию