29 Марта 2017
$56.94
61.81
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Выставки: За гранью видимого

Человеку рисующему, может быть, не совсем корректно вторгаться в полупонятную для него область – художественную фотографию

Человеку рисующему, может быть, не совсем корректно вторгаться в полупонятную для него область – художественную фотографию. Но близкое знакомство, переросшее в профессиональную дружбу, взаимное участие в делах художественных друг друга и то общее, что при всех технических различиях делает схожими наши изобразительные задачи, дает мне право сказать несколько слов о фотохудожнике Владимире Красноперове в связи с экспозицией его новых работ в лекционном зале Тверской картинной галереи.

Имея за плечами уже несколько персональных выставок, Владимир Красноперов представляет на суд зрителей свои профессиональные достижения и качества неординарной творческой личности. Это более тридцати фотографий последнего времени.

Для фотохудожника, показывавшего прежде цветные пейзажи и живущего уже новыми идеями, в основе которых лаконичная черно-белая фотография, эта выставка своего рода пауза после очередного, важного для автора, шага, ступень в освоении мастерства и первый серьезный отчет. Сам же художник воспринимает ее и как планку, преодолев которую, неизбежно встанет перед вопросами: способен ли он полноценно существовать в мире, готовящем столько же падений, сколько и взлетов, сможет ли равнодушию быта противопоставить упорную работу, переживая новые темы и воплощая их, сумеет ли достойно уйти от привлекательных ходов, предлагаемых лицемерной конъюнктурой?

Отвечать на эти вопросы – удел всех, кто посвятил себя искусству.

Не представляя своей жизни вне творчества, Владимир Красноперов, продолжая, начинает. И, действительно, по привычной временной логике, он начинающий художник-фотограф, сравнительно недавно вступивший на тернистый путь вечных поисков.

Но одержимость пытливого, ищущего художника, требовательность к себе и ревностное отношение к делу, сомнения и неустанное стремление к единственно верному решению, а также серьезный уровень последних работ позволяют говорить о становлении мастера.

Художественная фотография проживает свою специфическую жизнь. Считается, что взгляд фотохудожника на мир так же предвзят, как и взгляд объектива. Но художник видит постоянно пульсирующую светом, цветом и формами среду, чувствует глубину объекта или явления, ощущает запахи и едва уловимые колебания воздуха, предполагает многомерность происходящего и всегда испытывает волнение, прикасаясь к новому. Холодный же глаз аппарата ограничивает пространство и, сработав, останавливает время.

В этой извечной тяжбе художника и инструмента вместе, но каждый по-своему постигающих реальность, только от первого зависит, останется бесстрастно зафиксированное мгновение копией конкретного предмета или произойдет открытие и родится тайна как факт явления художественного.

В работах Владимира Красноперова главный герой – пластический объект, будь то увядший лист, пробуждающийся побег или капля росы. Укрупняя во много раз деталь и делая ее предметом изображения, автор придает ей особое смысловое значение, а используя свет и цвет как живую среду при помощи только ему известных технических приемов, во время съемки, а затем печати выстраивает планы и создает фантастическое пространство, которому удивляешься, но которому веришь.

Нужно ли объяснять, что и как изображено? Ведь язык тайны понятен и без переводов. Но вот некое магическое действо являет необычный образ, возникший, казалось бы, из ничего и, не каждый готов воспринять его без определенных душевных усилий. А это одно из главных свойств искусства вообще – не столько будоражить воображение, сколько пробуждать в зрителе желание и способность смотреть, и при этом видеть и чувствовать.

Фотографии Красноперова завораживают. Они не просто «красивая» увеличенная натура. Это бесконечно изменчивое пластическое состояние скрытой от нашего глаза материи, материи природы. У каждой из работ свой язык и у всех – язык общий. Некоторые объединены в циклы, что не нарушает цельности всего ряда. Имеющие ясную интонацию и живущие по своим правилам, они подчинены одному закону – закону гармонии и красоты.

Выставка не ставит принципиальных вопросов и не стремится отвечать на них. Это самоценное явление, которое не только приглашает задуматься о загадочной красоте мира и нашем в ней существовании, но и дает редкую возможность вместе с художником пережить восторг первооткрывателя.

И пусть никого не настораживает отзвук сказочности в самом названии выставки. Серьезные и озабоченные делами, давайте спросим себя: ходим ли мы по земле или равнодушно наступаем на те места, где все еще живет чудо?

Геннадий САМОЙЛОВ

7

Возврат к списку

В университет с частушками | В Тверском педагогическом колледже проходит досрочная сдача ЕГЭ
35-летний Николай Соловьев 18 лет работает в одной из школ Максатихинского района. Преподаватель истории, краевед, финалист конкурса «Учитель года-2012», призер областного фестиваля гармонистов и частушечников, сегодня он пришел в пункт досрочной сдачи ЕГЭ, чтобы сдать экзамен по русскому языку.
27.03.201721:14
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию