16 Декабря 2017
$58.9
69.43
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 01.06.2010

Возраст гитары – 60 столетий

Можно подумать, что гитара чуть ли не современный музыкальный инструмент, однако последние археологические находки доказывают как раз обратное. В Египте на гробнице царя Фив найден барельеф, на котором изображена гитара, и он датируется 3672 годом до нашей эры

Можно подумать, что гитара чуть ли не современный музыкальный инструмент, однако последние археологические находки доказывают как раз обратное. В Египте на гробнице царя Фив найден барельеф, на котором изображена гитара, и он датируется 3672 годом до нашей эры. За время столь долгого существования отношение к гитаре, естественно, менялось: ее то превозносили, то предавали забвению, инструмент исчезал, а потом появлялся вновь. Истории гитарного искусства, истории самой гитары посвящена новая программа просветительского цикла «Музыкальные вечера в Императорском дворце» «Золотые страницы гитарного дуэта», которая пройдет 16 и 18 апреля. О ней мы попросили рассказать ее автора Тамару Юдину.

Любопытно, уже во 2-м веке нашей эры в Мадриде было найдено изображение гитары, которая удивительнейшим образом напоминает современную. Не менее интересно и то, что популярной она стала значительно позднее – только спустя двенадцать столетий. Однако широкое распространение инструмент получил вовсе не благодаря Испании. Моду на гитару, как, впрочем, и на многое другое, по всей Европе ввели французы. Случилось это в XVI веке, и это время считается золотым веком гитары.

Начало гитаромании положил французский герцог Орлеанский. Любовь сыграла с ним чрезвычайно добрую, а главное – полезную для истории музыки шутку. Влюбленный в испанскую принцессу, он, желая ей понравиться, нанял педагогов и стал учиться игре на гитаре. В процессе обучения любовь герцога к красавице испанке, конечно, не прошла, но сугубо прагматичное занятие стало со временем его страстью, которой он заразил всех своих придворных. Они по понятным причинам брали в руки гитару не только из-за любви к музыке, но такое массовое увлечение дало свои результаты. Гитара распространилась по всей Европе, не проходило ни одного, даже самого заурядного, праздника без ее участия. Причем главной героиней она было не только на дворянских увеселениях, но и на уличных, простонародных. Отпрыски знатных фамилий непременно осваивали премудрости гитарного искусства. Это считалось хорошим тоном – блеснуть своим умением перебирать струны на торжественном приеме.

Затем гитара на долгое время уступает главное место на музыкальном олимпе другим инструментам и появляется только в конце XVIII–начале XIX века, в период расцвета романтического направления в искусстве. Для пропаганды гитары тогда немало сделал виртуозный скрипач Николо Паганини. Его демоническая личность, огромный талант повлияли на многих итальянских композиторов, в том числе и на гитаристов. Да он и сам виртуозно играл на гитаре, причем специфические приемы игры на скрипке он переносил в игру на гитаре и наоборот. И этим только обогатил звучание обоих инструментов. Большое влияние стиль Паганини оказал на искусство Фернандо Карулли и Мауро Джульяни, которые, собственно, и стали родоначальниками виртуозного стиля.

Однако прославили гитару все-таки итальянцы и испанцы. Особенно в этом преуспели на рубеже XIX–XX веков Энрике Гранадос, выдающийся испанский виолончелист Пабло Козалье, а также Кастальнуово-Тодеско, в музыке которого переплетаются традиционные испанские темы возникшие под воздействием живописи Гойи, и американский фольклор. Изначально Кастальнуово-Тодеско играть на гитаре не умел и не сочинял произведений для нее. Известный испанский гитарист Андреа Ситовия однажды прислал ему лист, где была описана только настройка гитары. Дальше все просто… Двадцать пять лет дружбы музыкантов подарили миру шедевры гитарной музыки, вошедшие в золотой фонд гитарного дуэта. Из музыкального наследия прошлого века на вечере прозвучат произведения латиноамериканца Астеро Пьяццоллы. Он примечателен тем, что создал особый тип музыки – танго, которое нужно не танцевать, а слушать. В них композитор выражает все то, что свойственно людям, – драматизм, повышенную сексуальность, религиозность… В исполнении дуэта (гитара и скрипка, две гитары) такие танго-баллады просто очаровали публику.

Живой иллюстрацией к такой увлекательнейшей истории гитары станет на вечере игра дуэта Александра Скворцова и Татьяны Николаенко, для выставочной программы вечера организаторы на этот раз избрали картину Джованни Джиганти «Амальфи», хранящуюся в фондах областной картинной галереи.

Евгений ПАНТЕЛЕЕВ

30

Возврат к списку

На участке М-11 от Твери до Вышнего Волочка открыли движение
Символический дорожный знак с белой стрелкой на синем фоне перевернут – по новому участку строящейся магистрали М-11 начинает движение первая автоколонна.
15.12.201721:18
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Новости из районов
Предложить новость