24 Января 2017
$59.5
63.94
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Архипелаг Валаам

После сорока минут плавания по Ладожскому озеру пассажиры высыпали из теплых кают на палубу. Всем не терпелось увидеть цель своего неблизкого путешествия. И вот вдалеке показался зеленый остров. По мере приближения стали различимы церковные купола и колокольня белоснежного Спасо-Преображенского собора.

После сорока минут плавания по Ладожскому озеру пассажиры высыпали из теплых кают на палубу. Всем не терпелось увидеть цель своего неблизкого путешествия. И вот вдалеке показался зеленый остров. По мере приближения стали различимы церковные купола и колокольня белоснежного Спасо-Преображенского собора.

В лучах солнца золото крестов и синева куполов сияли как нарядные рождественские игрушки. Туристы издали дружный вздох восхищения. Восторгались не только рукотворной красотой, но и чудом природы: всего два дня назад в Карелии стояла почти что поздняя осень – низкое серое небо хлестало холодным косым дождем, отчего не удалось в полной мере полюбоваться деревянной архитектурой музея-заповедника Кижи. А здесь, на соседнем Ладожском озере, торжествовало знойное лето, и если бы не паломнические цели поездки, впору было бы купаться и загорать.

Путь к вере

На Ладожском озере стоит Валаам – остров, точнее, архипелаг из пятидесяти островов, где все похоже на чудо. Климат здесь гораздо теплее материкового, оттого времена года смещены примерно на месяц. Лето на Валаам приходит поздно и не спешит уходить, а потому валаамцы сажают картошку чуть ли не в августе и собирают урожай в бывшую октябрьскую. Да что картошка! На Ладоге случаются страшные шторма и являются чудесные миражи. А еще озерная пучина время от времени издает пугающие булькающие звуки, будто гигантский кит, забавляясь, пускает из-под воды исполинские пузыри.

Но не только природными явлениями славен Валаам. К 1917, революционному, году Валаам стал одним из важнейших духовных центров православной России. Он по праву носил имя Северного Афона. Здесь располагался крупнейший российский мужской монастырь, насчитывающий до 1200 человек братии. Поток паломников исчислялся многими тысячами. И славу монастыря не смогли уничтожить даже десятилетия безбожия. После того как несколько лет назад Валаамский монастырь стал на путь возрождения, преуспев в нем, сюда вновь направился поток верующих и тех, кто только ищет свой путь к вере.

Из язычества – в христианство

История Валаамского монастыря, в которой чередуются периоды расцвета и упадка, способна поразить любое воображение. Она уходит корнями в глубокую старину, а потому не все дошло в подлинном виде до наших дней и дополняется многочисленными преданиями. Название «Валаам» – финское, переводится как высокая земля или земля клятвы, земля света. По другой версии, название происходит от имени языческого бога Ваала (Велеса) или библейского прорицателя Валаама. Языческая версия подкрепляется преданием о том, что в дохристианские времена острова выполняли функцию гигантского языческого жертвенника. Считается, что ученик Христа, святой апостол Андрей Первозванный, просвещавший скифские и славянские земли, на пути из Новгорода отправился на Валаам, где воздвиг каменный крест и разрушил языческие капища, обратив в свою веру языческих жрецов острова. Предание также утверждает, будто апостол Андрей предсказал Валааму великое будущее.

Валаам немыслим без монастыря. Его основателями считаются преподобные Сергий и Герман, пришедшие на дикий скалистый остров в холодном северном краю из Греции, спасаясь от гонений на христианскую веру. По другим источникам Герман был местным жителем, карелом. Описываемые события происходили в Х веке. Полагают, что именно тогда на Валааме стал создаваться монастырь с игуменским управлением. Приходящие сюда монахи искали уединения и находили его: добраться на остров можно было только по воде или ледяной дороге, причем путь предстоял неблизкий и часто трудный и опасный. А несколько недель в году Валаам бывает совершенно отрезан от внешнего мира.

Уже в ХV веке Валаамский монастырь именовался Великою Лаврой, он изобиловал духовными и материальными сокровищами. Однако местоположение монастыря таково (на границе российских земель со Швецией, а потом с Финляндией), что он неоднократно подвергался набегам захватчиков. 20 февраля 1578 года шведы напали на обитель, убив 18 старцев и 16 послушников. Новая опустошительная атака воинственных соседей последовала в 1611 году, а в 1617-м Валаам отошел к Швеции по договору Столбовского мира. По Ништадтскому мирному договору 1711 года Западная Карелия, а вместе с ней и Валаам были возвращены России.

Впереди было более двух веков мирной жизни Валаамского архипелага. И это время монашеская братия использовала с толком, возродив монастырь в очередной раз. Духовное совершенствование началось с введения на островах Саровского устава, регламентирующего все стороны жизни братии. Насельникам запрещалось оставлять у себя пожертвования, употреблять спиртное, покидать обитель, принимать у себя мирских гостей или переписываться с ними без благословения настоятеля. Главным делом монахов являлось моление, молитва за ближних и дальних, за ненавидящих и любящих, за мир, лежащий в грехах... Длительные службы начинались на Валааме в 4 часа дня, в полночь приступали к всенощной, которая по древнему обряду продолжалась всю ночь. Устав Валаамской обители предусматривал все три формы монашеской жизни: общежительную, скитскую и отшельническую, причем в скитах и пустынях устав был еще более строгим.

Тверской пастырь Валаама

Вторая составляющая монастырской жизни – неустанный труд на благо обители. Добровольный труд, основанный на вере, как и все послушания, приносил на Валааме невиданные плоды. Благодаря дружной работе монастырских насельников в ХVII–ХVIII веках Валаамский монастырь постепенно обрел свой великолепный вид, который отчасти сохранился даже после полувекового периода разрушения в ХХ веке. Большая заслуга в этом игумена Дамаскина. Он наш земляк, уроженец тверской земли. Его мирская фамилия – Кононов. Будущий игумен Валаамский родился в 1794 году в семье тверского крестьянина. В возрасте двадцати лет набожный юноша начал свои странствия по обителям Киева и северных краев. В 1819 году Кононов приехал на остров Валаам. «Желаю спастись, научите!» – произнес странник, встретив валаамского старца Евфимия. Тот ответил ему земным поклоном, будто предвидя прекрасное будущее гостя. Несколько лет Кононов трудился на конюшне, в хлебопекарне, швейной мастерской. В 1825 году он принял постриг, пребывал в скиту, а затем поселился в пустыне. Когда встал вопрос о новом игумене, святитель Игнатий (Брянчанинов), выдающийся аскет и духовный писатель, покровитель Валаама, указал императору Николаю I на отца Дамаскина. В декабре 1838 года произошло посвящение в игуменский сан.

Несомненно, отец Дамаскин был лично­стью не просто незаурядной, но и близкой к гениальности. Он обладал талантами строителя, архитектора и агронома, метеоролога и ботаника, писателя и библиографа, историка и экономиста. Наш земляк сумел привести монастырь к процветанию. За пять лет его служения игуменом пустая до этого монастырская казна пополнилась на 77 тысяч рублей преимущественно за счет пожертвований. Это игумен Дамаскин стал приветствовать паломничество в монастырь. Важным шагом в этом направлении стала организация регулярного пароходного сообщения с Санкт-Петербургом. Тысячи паломников посещали отдаленный остров при Дамаскине. Для них специально были построены странноприимный дом и гостиница, ведь некоторые паломники желали остаться здесь на время, чтобы очиститься духовно и помочь мона­стырю своим трудом.

Разные дороги к храму

Эта же политика открытых дверей проводится в монастыре и в наши дни, когда идет его очередное, хочется верить, что окончательное, возрождение. Паломники и туристы прибывают на Валаам согласно собственным возможностям и убеждениям. Кто-то сходит на берег Монастырской бухты с палубы белоснежного лайнера, совершающего дорогой круиз по северу России. Как правило, он охватывает классический треугольник островов Валаам – Кижи – Соловки. Это путешествие со всеми удобствами. Так предпочитают путешествовать иностранные туристы. У кого портмоне потоньше, приезжают в Карелию поездом или автобусом, а в Сортавале (ближайшем к Валааму городке на берегу Ладож­ского озера) пересаживаются на водное судно.

Посещающих Валаам, видимо, следует делить на паломников и туристов. Туристы больше интересуются историко-архитектурной составляющей валаамской жизни, природой, они радостно бродят по монастырскому саду, надеясь встретить знаменитые в прошлом валаамские ананасы, много фотографируются на фоне храмов, скупают сувениры, перед отплытием угощаются на пристани пивом, закусывая копченой рыбой. Паломники счастливы просто ступать по святой земле, они хорошо информированы о Валааме, путешествуют, как правило, наиболее экономичным способом. Группы паломников отличаются от туристических даже внешне – по почти монашескому одеянию женщин (их большинство, мужчин почти нет), им нет нужды, входя в храмы, брать напрокат платки и юбки.

Не только монахи

Первая остановка всех приезжающих на Валаам обычно происходит в Монастырской бухте, откуда открывается величественный вид на Спасо-Преображенский собор. На пристани туристы встречаются со своими гидами, не расставаясь с ними кто несколько часов, а кто – вот счастливчики! – несколько дней. Нам достается Елена – милая молодая женщина. Во время экскурсии она произносит несколько фраз о себе – восемнадцать лет назад приехала на Валаам, бывший тогда еще музеем-заповедником. Осталась здесь жить и работать. Почему, зачем – спрашивать нужды нет. Очевидно, что Елена – счастливый человек, она занимается любимым делом. Экскурсия для нее не скучная обязанность, во время которой приходится в тысячный раз проговаривать опостылевшую скороговорку утвержденного текста, а возможность приобщить к валаамскому чуду еще хотя бы пару десятков человек.

Таких, как Елена, на Валааме немало. Однажды приехали и остались, как они верят, навсегда. Для желающих послужить на благо острова специально устроена паломническая служба, которая базируется возле Воскресен­ского храма. Постройки службы из красного кирпича выглядят очень нарядно, для пущей красоты во дворе разбиты яркие цветочные клумбы. Еще более прекрасные посадки – настоящие розы – мы видим во внутреннем каре Спасо-Преображенского собора, где фотосъемка, к сожалению, запрещена, и запечатлеть пышные валаамские розы удается только в памяти.

Не все остаются на Валааме надолго.

В монастыре можно прожить и неделю, и месяц. Здесь безвозмездно дадут кров и пищу. Главное условие проживания – оказание посильной помощи монастырскому хозяйству. Приветствуются таланты резчиков по дереву, каменотесов, других мастеров. Неквалифицированную работу на острове есть кому выполнять – в монастыре довольно обширный так называемый мирской поселок, который сосуществует многие годы рядом с монашеской обителью. Проживают миряне в большом каменном четырех­этажном доме, построенном когда-то для паломников. Один из этажей отдан под школу, по соседству в одном из зданий размещен детский сад на сорок островных дошколят.

Время испытаний

Появление на Валааме мирского поселка – следствие еще одной трагической страницы в жизни острова. В 1939 году, когда началась советско-финская война, Валаам принадлежал Финляндии. Говорить о процветании не приходилось – гонения на монахов начались еще в 20-е годы, когда Финляндская церковь заставляла монастырь перейти на не признаваемую православным миром западную пасхалию. Множество иноков перебрались тогда в Сербию, Францию, США, Марокко, Германию. Из 1200 монахов осталось чуть больше трети. Зимняя финская война принесла монастырю страшные бомбардировки. Рассказывают, что 2 и 4 февраля 1940 года остров бомбили более

70 самолетов, советских самолетов, однако разрушения оказались не столь значительными, как следовало ожидать. Сгорело северное каре собора, а большая часть построек уцелела. Однако участь Валаама уже была предрешена.

18 марта 1940 года двенадцать ударов большого монастырского колокола известили о последнем дне Спасо-Преображенского собора. Монахи оставили остров, ушли в Финляндию, где основали Ново-Валаамский монастырь.

Остров Валаам стал советской территорией. Сначала здесь открыли школу юнг, в 1949 году – совхоз. В 1952 году монастырские постройки приспособили под огромный дом-интернат для инвалидов войны и престарелых, который здесь квартировал более тридцати лет. Считается, что мирской поселок состоит из бывших работников интерната и их потомков, отказавшихся переехать на материк после закрытия социального учреждения.

В планах советской власти значилось устройство на острове туристической базы с канатной дорогой и аэродромом, расширение жилого поселка. В храмах, по недоброй традиции, открывали танцзалы, кинотеатры и кормокухни для домашних животных. Деревянные здания шли на топливо. Поругание святынь разрушало не только храмы, но и души живущих на острове людей. Валаам умирал.

Преображение

Возрождение началось 13 декабря 1989 года, когда на остров ступили первые шесть монахов. Спустя 12 лет братия достигла двухсот человек. Монастырские подворья Валаама есть в Москве, Санкт-Петербурге, Сортавале и Приозерске. Несколько лет шла трудная реставрация главного храма Валаама – Спасо-Преображенского собора. 19 августа 2005 года, в праздник Преображения Господня, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил возрожденный храм. 72-метровая колокольня воссияла над островом и его окрестностями.

В XXI веке Валаам стал одним из самых посещаемых монастырей русского Севера. Его имя привлекает сюда множество гостей.

Остаются ли они разочарованы посещением острова? Едва ли. Скорее, очарованы. Поездка на Валаам для верующего человека в какой-то степени может стать заменой поездке на Святую Землю, менее доступной по цене и расстоянию. Много лет назад валаамские монахи, вернувшиеся из паломничества в Палестину, были так воодушевлены увиденным, что постарались придать своим владениям вид русского Иерусалима. Здесь появились Гефсиманский скит, стоящий на горе Сион, Елеонская гора, Иосафатова долина, река Иордан, впадающая в Мертвое озеро, гора Фавор – место Преображения, со стоящим на ней Преображенским собором, Гефсиманский сад. Новый Иерусалим встречает всех прибывающих в главную бухту острова – Никоновскую.

Много дней потребуется, чтобы узнать Валаамский архипелаг, побывать во всех его храмах, пройти по всем дорогам, осмотреть удаленные скиты, внутренние озера, подивиться его богатой, хотя и северной природе. Но и краткое прикосновение к жизни острова навсегда останется в памяти.

Марина ШАНДАРОВА

27

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Игорь Руденя на съезде Единой России сделал акцент на программе развития Нечерноземья
В Москве состоялся XVI отчетно-выборный съезд партии «Единая Россия». Политический форум собрал более трех тысяч участников: членов партии из всех регионов страны, представителей министерств и ведомств, общественных организаций, журналистов.
23.01.201721:11
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию