21 Января 2017
$59.67
63.73
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Помогали как могли

В Твери и области живет немало участников Курской битвы, 65-летие которой мы отмечаем в эти дни. Победу в этом без преувеличения историческом сражении, ставшем одним из поворотных моментов Великой Отечественной войны, готовила вся страна, мобилизовавшая все имевшиеся в то время ресурсы. Как могли, помогали достижению этой цели и мы, партизаны.

В Твери и области живет немало участников Курской битвы, 65-летие которой мы отмечаем в эти дни. Победу в этом без преувеличения историческом сражении, ставшем одним из поворотных моментов Великой Отечественной войны, готовила вся страна, мобилизовавшая все имевшиеся в то время ресурсы. Как могли, помогали достижению этой цели и мы, партизаны.

Задача перед нами была поставлена такая: удерживать противника, препятствуя переброске войск, а также крупномасштабным ударом по железнодорожным коммуникациям парализовать перевозки военных грузов на фронт.

К боевой операции, получившей название «Рельсовая война», привлекались силы партизан Белоруссии, Украины, Брянской, Калининской, Ленинградской и Смоленской областей

В течение июня–июля по указанию Центрального штаба партизан­ского движения только для нас, калининских партизан, было доставлено около 10 тонн взрывчатки и других материалов и средств для диверсионно-подрывных работ.

Надо сказать, что к этому времени фашисты уже в полной мере оценили опасность партизанских диверсий. Чтобы обезопасить важные для них железнодорожные пути, они вырубали лес по обеим сторонам дороги, опутывали подходы колючей проволокой, вдоль полотна сооружали блиндажи с пулеметами. Дороги круглосуточно патрулировались, в ночное время освещались ракетами. Особенно сильно охранялись мосты и насыпи. На подходах к полотну выставлялись угрожающие надписи: «Кто приблизится к железной дороге ближе 100 метров, будет тотчас расстрелян!»

Однако ничто не смогло остановить народных мстителей. Во многих отрядах были построены небольшие макеты рельсовой колеи для обучения бойцов правилам подрыва толовых шашек. Одновременно была проведена разведка путей подхода к действующим магистралям и система охраны полотна.

Получив приказ советского командования, калининские партизаны в ночь на 4 августа выступили к заданным участкам железных дорог. Для нас началась наша Курская битва.

Вереницы конных и пеших людей везли и несли на себе приготовленные заряды тротила, чтобы в определенный момент взорвать в нужном месте. Впереди шагали группы автоматчиков, которые должны были смести вражеские патрули. Вместе со всеми шли девушки-медсестры для оказания помощи в неминуемом бою. Выступило 10 бригад – более пяти тысяч человек.

Надо сказать, что немецкую охрану не удалось застигнуть врасплох, она сопротивлялась упорно, но была смята смелостью и численным превосходством партизан. Лишь особо укрепленные бункера злобно поливали нас пулеметным огнем.

Та ночь навсегда запомнилась каждому участнику операции. Кругом стоял сплошной грохот. Небо полосовали яркие всполохи взрывов и осветительных ракет, над головой носились светящиеся змейки трассирующих очередей. Подрывники, поджигая фитили со шнурами, старательно делали свое дело, продвигаясь от рельса к рельсу. Железная дорога на 135-километровом участке пути была разрушена.

Гитлеровцы были ошеломлены. Они не могли понять, что произошло. Возникла версия, что массовое разрушение железной дороги произвели не партизаны, а специальные десантные войска. Распространился слух, что Красная армия прорвала фронт.

В течение трех суток противник не принимал даже мер к восстановлению разрушенных участков дороги. Значит, трое суток с нашего направления на Курскую дугу фашистам не шла помощь, была задержана перегруппировка вражеских дивизий. За допущенную нерешительность немцы сняли с постов комендантов крупных станций. Для устранения разрушений они мобилизовали большое число войск, снимая их с фронта. Но партизаны ответили на это новой операцией под кодовым названием «Концерт».

Всего летом–осенью 1943 года партизаны уничтожили 2270 километров одноколейных путей. Перевозки противника, по свидетельству самого фашистского командования, сократились за это время на 35–40 процентов. Подорванные рельсы практически становились непригодными для дальнейшего использования, а новыми в таком количестве враг не располагал. По этой причине он был вынужден снимать рельсы со вторых путей или перебрасывать их из глубинных районов за сотни километров. Если до начала «Рельсовой войны» поезда шли круглые сутки, то в последующее время – только в дневные часы, да и то, как правило, движение начиналось со второй половины дня, поскольку первая половина уходила на восстановительные работы. Перебрасываемые немцами воинские части иногда вынуждены были передвигаться на автомашинах и даже в пешем строю. Так партизаны помогали тем, кто сражался на Курской дуге.

Клавдия ТЯПИНА,

председатель областного совета ветеранов калининских партизан

13

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Твери чествовали журналистов, операторов и фотокоров
В киноконцертном зале «Панорама» бизнес-центра «Тверь» прошло торжественное мероприятие, посвященное Дню российской прессы. Его главными героями стали наши коллеги, сотрудники редакций региональных и районных газет, телерадиокомпаний и сетевых изданий.
20.01.201721:46
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию