23 Ноября 2017
$59.01
69.4
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Общество 01.06.2010

Державный дорожник

В судьбе этого человека переплавились многие события. Из шестидесяти лет работы почти половина отдана Дороге. В эти дни Николай Иванович Измоденов принимает поздравления с красивой датой – 75-летием. В друзьях у него – достойные, крепкие умом и характером тверитяне. Как и он, люди дела.

В судьбе этого человека переплавились многие события. Из шестидесяти лет работы почти половина отдана Дороге. В эти дни Николай Иванович Измоденов принимает поздравления с красивой датой – 75-летием. В друзьях у него – достойные, крепкие умом и характером тверитяне. Как и он, люди дела.

Родом из 1932-го. Сын колхозников из Свердловска, уже в девять лет знал, как лошадь запрячь, во всех крестьянских работах был за взрослого. В семье пятеро, он – за старшего. А отец на фронте… Потому, когда пришла пора определяться, правление ему, одному из немногих, за честные труды разрешило уехать в город на учебу. С разбега поступил в техникум. С 1951 года – дорожник, мастер. О том, какое значение строительству дорог придавалось тогда, говорит один факт: дорожники подчинялись напрямую ведомству Лаврентия Берия.

Начинал Николай Измоденов трудиться в Амурской области. Молодой мастер вскоре стал главным инженером, затем начальником дорожно-строительного треста. В шестьдесят втором – строительство Усинского, затем – Чуйского тракта. Работа на самых серьезных должностях в Башкирии, Чебоксарах, Владимире. И одновременно он получает высшее образование. С 1972 года Николай Иванович назначен на должность начальника автодороги Москва – Санкт-Петербург. На языке специалистов, Главной дороги.

Главная на тот момент была аккуратной, по тем меркам обустроенной – но двухполосной. И уже тогда тесной для транспорта. За первые три года его работы объем работ вырос в три раза. По 50 километров в год удавалось расширять дорогу – с двух до трех полос. А это не само собою пришло: перестроили производственную базу, реконструировали и вновь строили асфальтобетонные заводы, а также гаражи, мастерские, жилье. К 1980 году на дороге работали 2600 человек, в коллективе был хороший баланс опыта и молодости. Активно и планомерно велись модернизация, техническое и технологическое обновление. На всю страну стал известен опыт команды Измоденова по созданию 100-тонных термосов-бункеров. С их помощью практически беспрерывно на трассу поставлялись асфальтобетонные смеси. Это давало темп и качество. Не случайно именно на Главной испытывались новая дорожно-строительная техника и новые технологии, позволившие в разы увеличить темпы. Министр строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР Алексей Николаев доверял Николаю Измоденову с легкой душой. Знал, не слукавит ни в чем заслуженный строитель России, директор ордена Ленина автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург. Множество других высоких наград на счету коллектива – 12 лет он лидировал во Всесоюзном социалистическом соревновании, шесть раз наши дорожники как победители украшали Доску почета ВДНХ, дважды тверитянам вручалась высочайшая награда правительства страны – Рубиновые звезды.

Ветераны отрасли и водители-профессионалы хорошо помнят: во времена Измоденова дорога не просто, как говорят строители, уширялась. Всеми правдами-неправдами, уговорами и рисковыми многоходовками Николая Ивановича, который уже тогда видел абсурдность финансирования отрасли по остаточному принципу, дорога расширялась и обустраивалась, обретая черты современной скоростной трассы. И по ней, по всей тогдашней дороге, можно было проехать, не встретив ни одной ямы или выбоины. В это сегодня верится с трудом – но и нагрузки ныне совсем иные.

Нагрузки на самого Измоденова всегда были запредельными. Сегодня – тоже. Пятый год возглавляет в области совет ветеранов Министерства транспорта РФ, как и прежде, заботясь о людях, входит в Общественный совет Росавтодора. Кроме того, уже для добавки к невеликой пенсии работает руководителем тверского филиала страховой компании.

В канун юбилея идут звонки, телеграммы. Друзья-коллеги о многом вспоминают. В жизни он не лукавил и не льстил. Уважали его смолоду – за самостоятельность и прямоту. В свои 24 года он уже руководил четырьмя сотнями рабочих тринадцати национальностей, но об этом, о разных нациях, и не вспоминали тогда. Работали как оглашенные, азартно. Николай Иванович вспоминает, как к нему пришла жена бульдозериста с жалобой. Две недели муж дома не появляется. Все просто: передовику дали новую технику – вот он и бережет ее, ведь заработки доходят до 500–600 рублей, при том что у самого Измоденова – 240. И это справедливо, считал и считает Николай Иванович, на рабочих – умелых и честных – все и держится. О взятках-откатах в его времена и в его окружении и помыслить не могли. Просто не принято было, говорит.

Спрашиваю об идее новой скоростной автодороги. Идея отличная, считает начальник Главной дороги, только вот закавыка: сначала бы всю нынешнюю сделать четырехполосной – от Лужкова до Матвиенко. Она, нынешняя, только тогда станет опорой для новой. Надо же быть реалистами.

О друзьях-коллегах заслуженный строитель РСФСР, почетный дорожник, кавалер орденов Октябрьской революции и «Знак Почета» говорит с неизменным уважением к их человечной позиции и отличным трудам. О семье своей рассказывает скупо, но все выдает теплота его глаз. И как не гордиться: четырнадцать человек за семейным столом! С женой Еленой Анатольевной вместе 56 лет. У дочери Риммы трое детей: Женя и Лена, как и мама их, педагоги, а вот сын Николай в деда, скоро будет дипломированным дорожником. Еще подрастают четыре правнука и правнучка.

Конечно, в основном семейные заботы лежали на Елене Анатольевне. Отец работал буквально от темна до темна. Сегодня об этом можно сказать: за 27 лет никого из своих рабочих Измоденов не выгнал. Хотя всякое бывало за столько-то лет, но разбирались без судов. Боялись его? Наверное. Но уважали за прямоту, порядочность и крупный калибр характера. Ведь, по большому счету, он служил верой и правдой державе. Он создавал дороги – самое главное для жизни людей, для развития и безопасности всей страны.

Надежда СЕМЕНОВА

264

Возврат к списку

Губернатор Игорь Руденя провел инспекционную поездку по Твери
Облик города – из чего он складывается? Детская площадка во дворе и брусчатка на центральной площади. Дорога к школе и пандус у поликлиники. Все это – штрихи к портрету нашего города.
22.11.201719:34
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость