30 Мая 2017
$56.71
63.37
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Праздник сердца с Таривердиевым

В Москве прошел вечер памяти Микаэла Таривердиева (1931 – 1996), продолживший цикл концертов, посвященных 70-летию композитора, создавшего мелодии к нашим любимым кинофильмам: «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы…», «Король-Олень» и множество других замечательных произведений

В Москве прошел вечер памяти Микаэла Таривердиева (1931 – 1996), продолживший цикл концертов, посвященных 70-летию композитора, создавшего мелодии к нашим любимым кинофильмам: «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы…», «Король-Олень» и множество других замечательных произведений.

Вечер носил камерный характер, так как организаторы не смогли бы пригласить всех желающих в этот день в Нефтегазовый клуб в Гостином дворе. Впервые в концерте была представлена музыка, написанная Микаэлом Таривердиевым к фильмам 60-х годов. В зале присутствовали Давид Лернер, которому довелось аккомпанировать Марии Максаковой и Сергею Лемешеву, Николай Дроздов, который назвал этот вечер «праздником сердца», родственники Микаэла Таривердиева.

Вели вечер жена композитора Вера Таривердиева и Людмила Осипова, обозреватель «Радио России», автор цикла передач «Авангард Микаэла Таривердиева». Рассказывает Людмила Осипова:

– Для меня сегодняшний вечер начался позавчера, когда я пришла в Концертный зал им. Чайковского, где тоже звучали мелодии Таривердиева. Тогда решался вопрос: вызывать ли кордон милиции? Я тогда удивилась. Оказывается, такого давно уже не было – аншлаг, по-видимому, зал будут штурмовать. Я позвонила Вере (Таривердиевой) и предупредила, чтобы она и музыканты приезжали на два часа раньше… Конечно, я не сомневалась, что будет огромный интерес к творчеству Микаэла Таривердиева, поэтому почти год назад на «Радио России» мы с Верой задумали ежемесячный цикл программ «Авангард Микаэла Таривердиева». Отклик был очень сильный, буквально шквал писем – руководство радио решило продолжать нашу программу бесконечно. Давайте начнем с самого поколенческого фильма 60-х «До свидания, мальчики!».

Музыку описывать нелегко, но, без сомнения, она трогает: мне, как представителю совершенно другого поколения, было интересно совершить путешествие «во времена оттепели», звуковой портрет которых так светло и выразительно запечатлел в мелодиях композитор. В этот вечер в исполнении классиков и звезд нового поколения прозвучали песни, инструментальные композиции, джазовые импровизации из кинофильмов, но помимо мелодий о композиторе в этот вечер рассказали и люди, непосредственно знавшие его.

В этот вечер музыка звучала не только в исполнении приглашенных музыкантов, но и с киноэкрана. Были показаны кадры из комедии Михаила Калика «Жулик»: главный герой выходит из тюрьмы, преступников больше нет, поэтому тюрьмы закрываются… Он, последний жулик на земле, оказывается в огромном мегаполисе без денег, ему нужно жить, но украсть он уже не может, настолько все вокруг светлы и счастливы. В этом фильме в главной роли снялся Николай Губенко, это его первая роль, роль, сыгранная замечательно, но которую никто не видел. Здесь он очень напоминает Чарли Чаплина. Тексты на музыку Таривердиева написаны Владимиром Высоцким – это уникальный случай, бард никогда не писал стихов на чужую музыку.

Надежда Лукашевич, Николай Сметанин и Алексей Почивалов – лауреаты международных конкурсов, неоднократные лауреаты конкурса «Песня года» – из трио «Меридиан» на вечере исполнили любимые песни из кинофильма «Ирония судьбы, или С легким паром!». Никто не возражал, хотя в программе были заявлены хиты 70-х. Зал при этом дружно подпевал. Оказывается, песня «На Тихорецкую состав отправится» – из оперы Таривердиева «Кто ты?», написанной на современный сюжет Василия Аксенова для театра ГИТИСа, которым руководил Борис Покровский. С Аллой Пугачевой, чьим голосом, как известно, в новогодней комедии пела Барбара Брыльска, композитор сотрудничал и на записи саундтрека к фильму «Король-Олень». В сегодняшние дни очень популярен жанр мюзикла, в свое время такого жанра не знали: «Король-Олень» официально был кинооперой.

Многие считают, что Микаэл Таривердиев ничего общего с джазом не имел, ведущие вечера это заблуждение развенчали:

– Музыка и стиль 60-х годов совершенно немыслимы без джаза. Всем шестидесятникам знакомо упоение свободы: если у тебя на душе все «джазово», ты счастлив и совершенно свободен.

Два замечательных музыканта: народный артист Георгий Гаранян, главный дирижер оркестра Лундстрема и лауреат первой премии Международного конкурса имени П.И.Чайковского легко доказали, что мелодии Таривердиева великолепно звучат в виде джазовых импровизаций.

Певец и композитор Сергей Никитин, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, который говорит о себе, что он «человек категорически 70-х годов», не мог не прийти на вечер М. Таривердиева, чтобы вспомнить эпизоды совместной работы вместе с композитором:

– В тот момент, когда Микаэл Леонович Таривердиев попросил меня исполнить несколько песен за кадром в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром», ставшем поворотным в моей судьбе, когда я познакомился с талантливым режиссером Эльдаром Рязановым. Микаэл Леонович мне был близок тем, что он никогда не писал музыку к текстам, он писал на стихи. Я помню, когда мы отмечали 20 лет фильму, в Москву приехала Барбара Брыльска. Она удивилась, что фильм «Ирония судьбы…» не сходит с телеэкранов 20 лет подряд, его не устают смотреть – для Польши это что-то непредставимое, а для нас это естественно. Мне кажется, что в этом фильме действительно все сошлось во многом благодаря музыке Микаэла Таривердиева. Он всегда обладал особым стилем, элегантностью, но никогда не позволял себе опускаться до вульгарности. Вспоминается: был как-то спор во время записи песни, которую я хотел бы спеть позднее. Там были слова: «нету жены…» Микаэл Таривердиев очень протестовал против задумки режиссера придать песне значение пародии, стилизации под песню из подворотни. Режиссер настоял, нашли стихи, вначале думали, что стихи «народные», потом выяснили, что автор – журналист и поэт Александр Аронов. В строке, где слова «если у вас нет жены», спели «жаны». Таривердиев очень возражал. Дальше – больше: после выхода фильма шутливо переделывали целые четверостишия, что, конечно, тоже говорит об особой популярности песни:

Если у вас нету тещи,

Ее не отравит сосед,

Жена не уйдет к другому,

Если у вас, если у вас

Друга нет!

При жизни М.Таривердиева причисляли к кинокомпозиторам. Произносилось это с долей пренебрежения. Микаэл Леонович очень страдал от такого отношения, но кинематограф был важен для него по нескольким причинам: во-первых, он любил работать в команде, во-вторых, получал идеальную площадку для эксперимента. Важно для художника было быть и материально независимым. Тем не менее автор четырех балетов, четырех опер, более 100 романсов и множества инструментальных циклов любим большинством своих почитателей именно за творчество, связанное с кинематографом, которое только сейчас начинает находить дорогу сквозь года и запреты к своему слушателю.

Николай ВИХРОВ

17

Возврат к списку

В тверском регионе стартовала кампания ЕГЭ-2017
Паспорт, хорошие знания и память – это все, что сегодня взяли с собой выпускники школ региона на экзамен по информатике и ИКТ.
29.05.201721:21
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию