24 Февраля 2018
$56.76
69.63
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 01.06.2010

Эпидемия любви

Отрадно наблюдать, что на тверском поэтическом олимпе время от времени все-таки появляются новые имена, не только омолаживающие тверскую литературу, но и привносящие в нее струю свежего, живого воздуха

Отрадно наблюдать, что на тверском поэтическом олимпе время от времени все-таки появляются новые имена, не только омолаживающие тверскую литературу, но и привносящие в нее струю свежего, живого воздуха. И такими приобретениями следует, как кажется, дорожить. Один из самых свежих примеров – выход в свет дебютного сборника стихов молодого поэта Максима Страхова «Нечаянный снег».

Признаться, мало кто из поэтов начинает свой творческий путь сразу же с полноценной книги. История литературы доказывает, что примеров этому единицы. Так что опыт Максима Страхова – своего рода симптоматичное явление для современной тверской поэзии. Скажем и то, что в литературной жизни Верхневолжья этот поэт, несмотря на молодость, уже успел «засветиться». Его стихи публиковались на страницах ржевских, областных и центральных изданий. Конечно, для кого-то они остались незамеченными, других же, напротив, заинтересовали. Впрочем, это ровным счетом ничего не значит, поскольку важно иное – очень многие пииты сборником не начинают, а завершают свой творческий путь.

Ну а теперь несколько слов об авторе. Возраст не мешает ему успешно совмещать учебу на лечебном факультете Тверской медакадемии с активной творческой деятельностью. Он член ржевского (в Ржеве Максим родился) литературного объединения «Истоки», руководитель Молодежного литературного клуба «Голоса», журналист – его статьи периодически появляются в областных изданиях, он постоянный автор газеты «Academia», а кроме того, редактор литературно-художественного издания «Разноголосье». Согласитесь, эти краткие биографические сведения говорят о нашем авторе многое. Не каждый умудренный опытом муж может одновременно проявлять себя в совершенно разных сферах деятельности. На память приходит, пожалуй, только имя старичанина Виктора Хотулева (тоже, кстати, врача, активно работающего не только на профессиональном поприще, но и на литературном).

…Своеобразным эпиграфом к сборнику «Нечаянный снег» стало авторское признание, за которым, собственно, скрывается концепция книги: «Мои стихи – мои дневники…». Автобиографический характер поэтической тетради подчеркнут таким образом самим поэтом, именно на это ее качество прежде всего обратила внимание и автор предисловия к сборнику поэтесса Виктория Половецкая. Однако, говоря о реальных переживаниях молодого поэта, переданных универсальными средствами поэзии, явно не стоит замыкаться только лишь на переживаниях интимных. Как и сводить к ним весь поэтический мир автора. Безусловно, такая трактовка лежит на поверхности – наш стихотворец молод, а молодость – время любви. Взять хотя бы стихотворение, давшее название книге и являющееся достаточно показательным примером любовной лирики Страхова.

Лирический герой посвящает себя поискам самого главного в жизни чувства. Но находит ли его? Чаще всего нет, а если и находит, то это иллюзия: «Успев лишь обняться, брызнули в стороны <…> Свое одиночество праздновать» («Мы с тобой – две четкие линии…»), или в другом стихотворении:

Мы про искры любви забыли,
Превратившись в две капли скуки («Наши чувства – искры за морем…»).

Традиционный романтический прием одиночества героя, переходящий из стихотворения в стихотворение, перекликается у Страхова с еще более узнаваемым мотивом: почему люди не летают, как птицы? Впрочем, желание героя «как ветер летать» быстро проходит, потому что рожденный ползать летать не может, «должен камень лежать на земле» («Тихий треск неуклюжих обоев…»). Уныние, возникающее в душе лирического героя, преодолевается тем, что он отдается во власть мечты. Вместе с тем никакое одиночество, никакие неудачи не могут остановить его, потому что весна его жизни в самом разгаре, а значит, потенциальная возможность найти любовь очень велика. Ведь не любить в такое время просто нельзя. Любовь – болезнь, эпидемия, и, может быть, поэтому-то ничего с нею не получается («Эпидемия»). Ответа, к сожалению, нет. Есть ли он у лирического героя? А у будущего доктора Страхова? Неизвестно.

Автор не боится обращаться к предшествующей литературной традиции, посвящая свои стихотворения Борису Пастернаку, Марине Цветаевой, Сергею Есенину, Владимиру Маяковскому. И это еще одна существенная сторона его поэтического мира. Он не скрывает ощутимого влияния русских поэтов на свое творчество. Так, например, стихотворение «Роль» явно навеяно пастернаковским «Гамлетом», а ритмика «Простой жизни» восходит к цветаевской. Постыдно ли идти по стопам гениев? Со времен Пушкина известно – нет.

Все стихи в сборнике имеют датировку, поэтому вполне естественно предположить, что расположение стихов в нем подчинено хронологическому принципу. Предположение читателя опровергается уже на первых страницах: за стихотворением 2000 года следует написанное в 1999-м и т.д. Однако композиционную стройность сборнику придает вовсе не хронология, а небольшие стихотворения, несколько напоминающие эпиграммы:

Ох, и коварна же лисица-лесть!
Все норовит в душонку к каждому залезть,
Пока, развесив уши, слышишь лестный гул,
Она из-под тебя же выбивает стул.

Можно по-разному оценивать их художественную сторону, но они играют, как кажется, не последнюю роль, разделяя своеобразные разделы книги. Зачем же в таком случае автору все-таки понадобились даты под стихами, непонятно. И нужны ли они вообще?

И напоследок. В своем заключительном слове «От автора» Максим Страхов называет себя «начинающим рифмоплетом». Критическое отношение к своему творчеству – дело хорошее. Но не до такой же степени.

Петр РУЧНИКОВ

41

Возврат к списку

В Твери отметили 100-летие Вооруженных сил России
На экране – кадры хроники с красноармейцами времен Гражданской войны. Через несколько секунд мы видим, как чеканят шаг солдаты Великой Отечественной, отправляющиеся на передовую. И вот перед нами уже наши дни – лучшие образцы современной военной техники. Заканчивается фильм ставшей уже известной фразой: «Наша армия вежливая, но грозная».
23.02.2018:
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 1 2 3 4
Новости из районов
Предложить новость