05 Декабря 2016
$64.15
68.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Экономика01.06.2010

Как записаться в middle class?

На днях в Москве в рамках празднования юбилея программы правительства ФРГ «Трансформ» состоялся российско-германский форум, посвященный теме малого и среднего предпринимательства

На днях в Москве в рамках празднования юбилея программы правительства ФРГ «Трансформ» состоялся российско-германский форум, посвященный теме малого и среднего предпринимательства. Его организаторами выступили посольство ФРГ в Российской Федерации и Минэкономразвития РФ. В работе форума приняли участие высокопоставленные - на уровне замминистра - представители ряда федеральных министерств и ведомств обеих стран. Российские регионы, где реализовывались проекты программы «Трансформ», прислали на форум свои делегации. Делегацию нашей области возглавлял заместитель губернатора Иван РАЙДУР.

В адаптированном переводе с немецкого

Подводя итоги 10-летней реализации программы «Трансформ» в России, чрезвычайный и полномочный посол Германии в РФ доктор Х.-Ф. фон Плетц подчеркнул, что инициаторы программы отнюдь не ставили перед собой задачу внедрить какие-то готовые конкретные модели развития малого предпринимательства в России. Речь шла лишь о том, чтобы предложить собственный немецкий опыт для использования на российской почве тех его элементов, что приемлемы для наших условий.

Что ж, зная исходные данные такого посыла, нельзя не оценить, помимо всего прочего, его тактичность. Ведь в Германии в сфере малого и среднего бизнеса занято до 75% от общего числа наемных работников, этот сектор обеспечивает примерно 50% ВВП. Что и немудрено, если учесть, что стартовать и затем развиваться в качестве «малого» предпринимателя в этой стране намного проще, нежели у нас: инфраструктура - консалтинговая, финансовая, страховая и т.д. - отлажена, как часы. Причем, в отличие от своего российского собрата, кормящегося преимущественно торговлей, германский представитель сферы малого бизнеса в пятидесяти и более случаях из ста - товаропроизводитель, выпускающий на своем семейном либо созданном на паях с друзьями предприятии, к примеру, детали и узлы по заказу какого-либо крупного концерна или же бытовую «мелочевку», разработанную, однако, по собственной технологии уровня ноу хау.

Так что проблема обретения самодостаточности, столь актуальная для нашего нарождающегося среднего класса, перед немецким аналогичным сословием давно не стоит. У него другая головная боль - немецкому малому бизнесу весьма тесновато в родной стране, там слишком жесткая конкуренция. Так что его стремление расширяться на восток, в том числе путем освоения бескрайних российских просторов, вполне объяснимо и естественно. Столь же понятно и желание немецких «малых» бизнесменов работать при этом в цивильных условиях и иметь дело с цивилизованными же контрагентами. Ведь они, как отмечалось на форуме, подыскивая себе партнеров в России, чаще предпочитают не начинать новое совместное дело с нуля, а вливаться в уже отлаженный бизнес, владельцы которого удачно вписались в инфраструктуру, обросли нужными связями и т.д. И посему, когда немцы нас заверяют на самом высоком уровне в своей кровной заинтересованности в формировании в России стабильного и самодостаточного среднего класса и готовности всемерно содействовать этому процессу, это говорится отнюдь не для красного словца. И в этом смысле проекты, реализованные в рамках программы «Трансформ», были в первую очередь нацелены на содействие созданию правовых и экономических рамочных условий для развития российского малого бизнеса. К слову, этот приоритет нашими немецкими коллегами опять-таки выстрадан на собственном опыте - на территории бывшей ГДР проблемы с малым бизнесом примерно те же, что у нас, и решаются они подобным же образом, то есть с создания необходимой базы. Впрочем, база для дальнейшего успешного развития малого предпринимательства там постоянно продолжает совершенствоваться и в масштабах всей страны - на сей предмет разработан соответствующий план до 2010 года.

Средний и ниже среднего

А что у нас? На форуме были озвучены любопытные данные. Согласно результатам социологического опроса, в настоящее время около 43 процентов россиян причисляют самих себя к среднему классу. В ходе аналогичного опроса, проведенного в 1999 году, назвались представителями этого сословия примерно в два раза меньше наших сограждан. Но вот означает ли это, что middle class - признанный оплот стабильного, процветающего общества - в действительности удвоил в нашей стране за последние годы свою численность? Не факт. Впрочем, здесь требуется внести ясность: что у нас подразумевается под самим этим понятием? В развитых странах к «миддл классу» относятся, упрощенно говоря, все, кто не бомж и не олигарх. То есть бизнесмены средней руки, менеджеры низшего и среднего звена, некрупные чиновники, высококвалифицированные рабочие, а также адвокаты, врачи, учителя, причем как частнопрактикующие, так и тамошние «бюджетники»… И вместе они действительно сила, являющаяся, помимо всего прочего, носителем столь грозного и тонкого инструмента цивилизованного мира - общественного мнения. Судя по всему, немалая часть опрошенных у нас респондентов, причисляя себя к среднему классу, исходила из критерия своей профессиональной принадлежности либо социального статуса. Но это говорит скорее о характере общественных ожиданий социально активных слоев нашего населения, об уровне, на который они устанавливают планку сами для себя и для государства. Мол, «средний класс» - это звучит гордо и это то, чем мы, пусть и без пяти минут, являемся.

Однако неспроста в песне поется, что пять минут иногда все решают. И в нашем случае отнюдь не пятиминутное дело - приблизить уровень нашего среднего класса к стандартам зарубежного «миддла» по таким объективным критериям, как уровень доходов, владение недвижимостью и ценными бумагами, правовая и социальная защищенность и т.д. Пока что эти показатели для большинства тех наших сограждан, чьи собратя по классу за рубежом «звучат гордо», прямо скажем, ниже среднего. Есть ли у нас на сегодняшний день предпосылки для изменения их в лучшую сторону?

Известно, что поддержка малого и среднего бизнеса как основы формирующегося среднего класса определена одним из трех приоритетов в работе российского правительства в текущем году. Указаны, точнее, в очередной раз названы, направления этой поддержки. Это укрепление законодательной базы в сфере малого предпринимательства, обеспечение доступа «малых», в том числе начинающих, не обладающих залоговыми фондами и не имеющих кредитной истории, к заемным финансовым ресурсам и, наконец, развитие институтов сопровождения малого бизнеса. Как видим, в смысле подходов нет ничего принципиально нового. Но здесь и не требуется изобретать велосипед, важнее, чтобы уже имеющийся наконец поехал. В качестве движущей силы в этом плане на форуме был назван целый ряд намечаемых мер и уже запущенных проектов.

К примеру, подробно обсуждалась ситуация с кредитованием малого бизнеса. При этом выступавшие, в числе которых были высокопоставленные представители Центробанка, отмечали, что сегодня банковская процентная ставка при обслуживании «малых» бизнесменов в среднем превышает ставку для крупных заемщиков на 3,7 процента, и в ряде случаев она доходит до запредельного для просителя кредита уровня в 30% годовых. Таким образом банкиры пытаются подстраховаться, давая деньги крохотной фирме или «индивидуалу» сомнительной, по оценкам банковских экспертов, платежеспособности. Переломить ситуацию, по мнению участников форума, может только отлаженная система государственного стимулирования кредитования малого бизнеса. И здесь нам опять-таки пригодится немецкий опыт, тем более что финансовое и банковское законодательство России и Германии во многом схоже и немецкие ноу хау в этой области могут легко прижиться и на нашей почве. В разработанной Центробанком соответствующей концепции отражены идеи развития кредитной кооперации, внедрения системы микрокредитования. Кроме того, в настоящее время создана рабочая группа по координированию процесса кредитования малого предпринимательства региональными финансовыми структурами. В нее вошли представители Администрации Президента, Центробанка, ряда министерств, Торгово-промышленной палаты РФ.

Конечно, не кредитом единым жив наш малый предприниматель. Иной практический совет, как оптимальным образом выстроить бизнес, стоит дороже денег. Однако отечественные консалтинговые структуры, как и финансовые, предпочитают работать с крупными клиентами. Помочь малым предпринимателям обрести постоянных квалифицированных советчиков в области менеджмента, маркетинга, бухгалтерского учета и т.д. призван в том числе начатый минувшей осенью в рамках программы «Трансформ» проект «Инфраструктура консалтинга для малого бизнеса и использование прав интеллектуальной собственности в России».

Светлана БАКАРДЖИЕВА

14

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В тверском регионе отметили День клубного работника
День клубного работника, который проходит в нашей области с 2002 года, можно смело назвать уникальным, поскольку нет больше ни одной отрасли, специалисты которой в календаре имели бы отдельный, подчеркнем, региональный профессиональный праздник.
02.12.201623:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию