16 Января 2017
$59.37
63.12
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 01.06.2010

Да не сразит нас глухота сердечная!

В общеобразовательной коррекционной школе для глухих и слабослышащих детей на улице Крылова в Твери сейчас пусто. На доске еще не стерта меловая надпись: «Повторяйте за мной». Мы сидим с учительницей начальных классов Ольгой Николаевной Денисенко и разговариваем о ее необычных детях, кому по жизни предстоит идти с серьезной проблемой - глухотой.

В общеобразовательной коррекционной школе для глухих и слабослышащих детей на улице Крылова в Твери сейчас пусто. На доске еще не стерта меловая надпись: «Повторяйте за мной». Мы сидим с учительницей начальных классов Ольгой Николаевной Денисенко и разговариваем о ее необычных детях, кому по жизни предстоит идти с серьезной проблемой - глухотой.

Моя собеседница знает ее изнутри. Боль не чужая. Так получилось, что ее дочь Маша тоже не слышит этот мир с рождения. Маше сейчас четырнадцать. Сколько труда, терпения и любви пришлось вложить в маленького человечка, чтобы он не чувствовал себя одиноко среди людей, знает только мать.

В местном отделении Всероссийского общества глухих - 2907 человек. В основном это инвалиды по слуху с детства. Но людей, испытывающих серьезные проблемы со слухом, гораздо больше. Глухота бывает врожденной и приобретенной. Приобретенную - часто дает менингит. Опасна и родовая травма. Есть случаи, когда теряют слух из-за массированного применения антибиотиков. Причина, по которой пострадал слух у Маши, так и не была найдена.

- Удивительно, - говорю Ольге Николаевне, - ваша дочь прекрасно танцует, как и другие воспитанники. На недавно прошедшем областном фестивале детского творчества смотреть на ребят было одно удовольствие. И какие танцы зажигательные: «хип-хоп», «диско», «самба». Я знаю, вы были постановщиком этих танцев. Но как же ребята двигаются, не слыша музыки?

- Что вам сказать? Это огромная работа - передать всеми возможными «окольными» путями характер, настроение, особенность танца. Наши дети танцуют под счет. Если кто-то нечаянно выпадает из ритма, вернуться в него бывает очень сложно. В конкурсе принимали еще участие дети из Кувшиновской коррекционной школы, но там учатся слабослышащие, они немного различают музыку.

Классы в этих школах небольшие: слишком много индивидуальной работы. У Ольги Николаевны в каждом - по шесть учеников. Начальное образование длится шесть лет. За это время надо полностью подготовить ребенка к усвоению дальнейшей школьной программы и самое главное - максимально адаптировать его к общению с окружающим миром.

Парадокс: дети из семьи, где родители глухие, приходят в школу более развитыми, чем те, у кого мама и папа слышат. Но специалистам тут нечему удивляться. Первые - растут в среде, которая для них органична. Эти дети с рождения овладевают жестовой речью, они не чувствуют себя непонятыми. А у слышащих родителей ребенок находится в более сложной ситуации. Как правило, в школу он приходит, не понимая многих слов, со своей системой жестов, от которой придется отвыкать.

Есть две разновидности жестовой речи. Одна - для общения, очень емкая, где жестами объясняются отдельные слова и целые понятия. И еще так называемая дактильная речь, своеобразный слепок с русского языка: каждое движение пальцев - буква. Без этого невозможно научиться читать и писать. Есть еще и чтение с губ. Достигается в упорной учебе и тренировках. Но тут очень много нюансов. У некоторых людей легко «считывать с лица», у других - почти невозможно. Разная артикуляция, мимика. Ведь здесь важны тончайшие моменты. Кстати, ношение слухового аппарата тоже предполагает большую тренировку.

У Ольги Николаевны и ее коллег прекрасный контакт со своими воспитанниками. Они общаются всеми возможными способами. Но если в класс приходит новый педагог, дети привыкают трудно. Ведь каждого со своим учителем в этой школе связывает гораздо больше нитей, чем в обычной.

- А какие они по характеру, неслышащие дети? - спрашиваю Ольгу Николаевну.

- Характеры разные, - отвечает она, - но можно выделить такие качества, как ранимость и раздражительность. Это понятно. И вместе с тем наши дети способны глубоко чувствовать чужое горе, сопереживать. В ответ они надеются на такую же отзывчивость окружающих. К сожалению, это происходит не всегда.

И тут мы касаемся больной темы: дальнейшего жизненного устройства слабослышащих и глухих. Реалии таковы, что у выпускника коррекционной школы выбор небольшой. На четырех социально-реабилитационных предприятиях области девушек могут выучить на швею, парней - токарному и слесарному делу. В Вышнем Волочке можно валять валенки. Но это далеко не всем интересно. Например, шить мешки для сахара. Монотонно, скучно, о заработках уже говорить не приходится.

Сегодня Всероссийское общество, на помощь которого рассчитывают его члены, переживает не лучшие времена, особенно после того, как отменили налоговые льготы. Предприятиям общества пришлось встраиваться в рынок на равных условиях с другими. Но это изначально несправедливо. Ведь равных условий нет.

Питомцы Ольги Николаевны и ее коллег испытывают большие сложности на жизненном старте. Любая попытка вырваться из замкнутого пространства, адаптироваться в слышащем мире стоит огромных усилий и немалой поддержки родственников, если они в состоянии помочь.

Конечно, мать волнует прежде всего судьба дочери. Ведь ей помимо обретения профессии в будущем предстоит еще устроить семейную жизнь. Здесь тоже не все просто. Как поступить? Найти человека с аналогичной проблемой или слышащего? Каким образом это отразится на семейной жизни, наследственности? Некоторым девчонкам везет, если они встречают парня слышащего, но из семьи глухих. Он владеет двумя языками - обычной и жестовой речью. И знает, на что идет.

Признаюсь, Ольга Николаевна не сразу согласилась встретиться со мной, рассказать немного о дочери. Какие-то вещи ведь глубоко личные. Но, с другой стороны, если под влиянием вечной деликатности вообще не вторгаться в подобную тему, будет ли это лучше для тех, кто не слышит? Людям с нормальным слухом нужно помнить, что есть те, кто устроен немного по-другому. Так распорядилась природа или стечение неблагоприятных обстоятельств.

У моей собеседницы перед глазами картина: вместе с Машенькой они едут в такси по узкой городской дороге. Впереди не торопясь идет мужчина. Водитель просигналил ему раз, потом второй, более нервно. Чертыхнулся. Обозвал как следует. На тормоза успел нажать в последний момент.

А человек действительно не слышал. Он был глухой. Он почувствовал двигающийся предмет по вибрации воздуха только в непосредственной близости от себя. Вот почему опасностей у него гораздо больше в этом бушующем мире. Любящему сердцу так хочется уберечь от них ребенка! Но наступает день, когда он выходит на дорогу один…

Татьяна МАРКОВА

14

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Лед выдержит осторожных. Безопасность жителей Тверской области во время Крещения будет обеспечена в полном объеме
Вчера сотрудники МЧС, полиции, «Скорой помощи» собрались возле речного вокзала в Твери. Здесь стартовали тактические учения, которыми руководил заместитель начальника ГУ МЧС России по Тверской области Александр Пухов. Меньше недели осталось до праздника Крещения Господня и традиционных купаний в проруби, и еще раз убедиться в готовности всех служб не помешает.
13.01.201721:29
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию