22 Февраля 2017
$57.86
61.21
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Разгадать метафору искусства

Проблема адресата - одна из ключевых проблем искусства. Любой писатель или художник стремится к тому, чтобы их творения были адекватно поняты публикой. Стоит ли говорить о всегдашней мечте художника об идеальном зрителе, читателе

Проблема адресата - одна из ключевых проблем искусства. Любой писатель или художник стремится к тому, чтобы их творения были адекватно поняты публикой. Стоит ли говорить о всегдашней мечте художника об идеальном зрителе, читателе. В жизни, к сожалению, мечта сбывается не так часто. В этом отношении творчество питерского живописца Бориса Кошелохова, думается, представляет собой исключение. И подтверждает это его персональная выставка, открывшаяся в галерее современного искусства «Аврора».

Впрочем, если честно, вряд ли Бориса Николаевича интересуют теоретические построения. Для него не существует ни воображаемого зрителя, ни реального, поскольку он их не дифференцирует, для него все они без исключения - идеальные, приближенные к нему самому. Что, без сомнения, и демонстрирует экспозиция.

Начнем с того, что само название выставки - «Мироздание искусства» - принадлежит не Кошелохову, а хозяйке галереи Ларисе Польшиковой. Придумывая к картине название и обнародуя его, художник вольно или невольно все равно диктует, навязывает какое-то конкретное ее восприятие. В намерения авангардиста Кошелохова это явно не входит. У каждого возникают свои собственные ощущения и ассоциации при осмотре картины. И художник дает зрителю возможность на полную катушку использовать имеющийся потенциал художественного восприятия, не зацикливаясь на чем-то одном. Поэтому-то каждый самостоятельно может не только придумать название работы, но и решить, что на ней изображено, и таким образом почувствовать себя в какой-то степени ее соавтором. В скобках отметим, что только однажды живописец изменил себе: картине длиной 120 метров дал название «Святые грешники»…

Отсутствие указаний на название, размеры, технику сам художник объясняет тем, что «слово - не мой материал. Иначе я писал бы повести и рассказы. Главное для меня - чувствовать и передать ассоциацию, которую я вытащил». Может быть, поэтому от картин исходит невероятная энергетика, в каждой из них чувствуется бурлящий темперамент автора.

Признаться, когда входишь в зал, поначалу чувствуешь по меньшей мере, потрясение. Однако оно быстро проходит, в мир Кошелохова погружаешься все больше и больше. Ведь каждая работа - приближение к первоисточнику, к тому, откуда все и возникает. С помощью приемов, не свойственных классической живописи, художник-философ создает оригинальную модель мира, необычную и неповторимую. Зрителю остается только подобрать к ней код. И в любом случае он будет верным. К сказанному следует добавить любовь мастера к открытым, чистым цветам, которая облегчает процесс разгадки метафоры искусства.

В картинах Бориса Кошелохова увидеть можно все, что душе угодно. Лишь бы фантазия работала. Кто-то увидит радугу, кто-то - мост, соединяющий два эфемерных берега, а кто-то совсем другое.

Кошелохов - художник особенный. Его самоотверженность в искусстве, по мнению Ларисы Польшиковой, сродни вангоговской. Именно по погруженности в него, тем более что искусство для Бориса - изначально жизненный процесс, это его образ жизни. Еще одна особенность Кошелохова-художника состоит в том, что творчество для него своего рода попытка совместить, синтезировать пространство, личность, самость, и тем самым приблизиться к более глубокому познанию мира и пробиться к высшей истине. К некой прекраснейшей форме бытия, которая, подобно «вещи в себе», постигается только через постоянное самосовершенствование. Подобную «технику себя», придуманную еще Мишелем Фуко, Борис Кошелохов практикует всю свою жизнь (а ему 61 год). Так было и в те времена, когда он работал врачом, и потом, когда стал живописцем. Так что в этом смысле его можно без преувеличения назвать идеальным современным художником.

Знаковой фигурой в питерском андеграунде Борис Кошелохов стал еще в 70-х годах прошлого века. В 1976-м он становится центром притяжения группы «Летопись», в которую входил такой известнейший художник, как Тимур Новиков. Члены другого объединения - «Новые художники» считали Бориса Николаевича своим праотцом. Его персональные выставки проходили в Гамбурге, Риме, Женеве, Париже, Чикаго, Варшаве, многих других городах. Картины регулярно выставляются на аукционах, правда, покупаются редко - они крайне дороги. К слову, обеспеченным человеком Борис Кошелохов назвать себя не может. И на вопрос, как же вы живете, отвечает: «Чем Бог пошлет, вот меценаты помогают». Один немец, к примеру, десять лет ежемесячно «подкидывал по 100-200 марок». Впрочем, деньги не играют в его жизни большой роли - хватило бы на краски и кисти. Если же рассчитывать на деньги, говорит Борис Николаевич, просто не нужно заниматься искусством.

Евгений ПЕТРЕНКО

34

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

По программе «Доступная среда» в тверском регионе адаптируют 33 объекта
Тверская область должна быть комфортной как для здоровых граждан, так и для тех, у кого есть физические ограничения. Очень важно адаптировать учреждения региона в максимально короткие сроки, привести их к российским и международным стандартам качества. 
21.02.201722:54
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию