23 Августа 2017
$59.04
69.59
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Общество 01.06.2010

Где колеблется розовый свет…

Рассказ об Учителе года - 2003 года Жанне Владиславовне Суходильской кашинской средней школы №1 Удивительная штука жизнь! Давно истлели косточки убиенного цесаревича Алексея, а державный дух еще присутствует в стенах первой кашинской школы, где работает Жанна Владиславовна. Здесь многое сохранилось с конца позапрошлого века, когда открывали Алексеевское реальное училище. Высокие потолки, массивные двери, парадная лестница с чугунными завитками перил, уютность переходов. 24 октября этого года школа будет праздновать свое 95-летие

Рассказ об Учителе года - 2003 года Жанне Владиславовне Суходильской кашинской средней школы №1

Удивительная штука жизнь! Давно истлели косточки убиенного цесаревича Алексея, а державный дух еще присутствует в стенах первой кашинской школы, где работает Жанна Владиславовна. Здесь многое сохранилось с конца позапрошлого века, когда открывали Алексеевское реальное училище. Высокие потолки, массивные двери, парадная лестница с чугунными завитками перил, уютность переходов. 24 октября этого года школа будет праздновать свое 95-летие. Несколько поколений замечательных педагогов поработали на ее благо и достоинство.

Так получилось, что в 1972 году я приезжала сюда к учителю математики Ивану Акимовичу Колпецкому. Ему тогда присвоили звание заслуженного учителя. Отметить событие помешало большое горе: у него погиб сын-студент. Но в те тяжелые дни он был в школе со своими учениками. В окно так же, как и сегодня, бился желтый лист. Он ободрял своего двоечника пятиклассника Ваню Смирнова: «Да ты смотри, смог! Задачка-то, оказывается, не такая и трудная?».

Где теперь Ваня Смирнов? Помнит ли он эти слова? Колпецкого уже нет в живых. Но педагога, который нес радость на свой урок, в школе никогда не забудут. Так начался наш разговор с победителем тверского конкурса «Учитель года-2003» Жанной Суходильской.

Моя героиня сидела среди первосентябрьских гладиолусов и роз. Умные внимательные глаза, модная стрижка, черный костюм с красно-синим шарфом. Возраст той самой привлекательной женской зрелости, которая может длиться долго в зависимости от работы души. Преподает в школе 14 лет. Закончила исторический факультет Тверского госуниверситета. Сразу доброе слово говорит о своем любимом наставнике Николае Васильевиче Ефременкове, который много в нее вложил, был так открыт для студентов.

Нынче у Суходильской восьмые классы. Их три. Тема урока - Наполеон и его время. Большие потрясения, баталии, амбиции. Мостики в сегодняшний день зримы. Тактика современного учителя: новые знания не передаются и не присваиваются, а открываются. В этом их сила. Недаром же философ сказал: «Ни один человек ничего не может открыть вам, кроме того, что уже лежит в полудреме на заре вашего сознания».

- Иногда мы высокомерно считаем, - говорит Суходильская, - что у наших детей на «заре сознания» лежит лишь чистый лист бумаги. Это не так. Они мыслят, имеют суждения. Наши дети способны создавать собственный, как теперь говорят, образовательный продукт. Это цель творческого урока.

Незаметно мы углубляемся в эпоху Наполеона. Жанне Владиславовне он интересен прежде всего как великий авантюрист. И особенно - те его качества, которые приводили в движение огромные массы людей. О, сколько раз и до, и после история содрогалась под натиском авантюристов!

Вспоминаю, что кашинская первая школа - с физико-математическим уклоном. Если так преподавать историю… Суходильская улыбается:

- Так это же для жизни. В истории сходится все: география, культура, литература, биология, математика, физика. Все это прокручивается потом в мировом масштабе.

Отрадный момент: ребята обеспечены учебниками. Школа берет эту огромную заботу на себя. Ее директор заслуженный учитель России Валерий Иванович Пряжников все держит в своих руках и по-доброму управляет коллективом.

Учебники истории разные по качеству. Есть спорные разделы, с которыми согласиться трудно, особенно в новейшем времени. Так ведь и пишется история на ходу. «Сырые» главы доводит до ума учитель. Пропускает события через свою личность. Ответственность огромная.

Суходильская приводит в доказательство курс граждановедения. Сегодня многих педагогов он не удовлетворяет. Во-первых, один час в неделю - это недостаточно, во-вторых, кое-что нужно изложить поглубже, не так примитивно. Из-за российских потрясений последних лет в голове старшеклассников образовался вакуум. Скепсис, недоверие ко всему. Как там у Маяковского: «К старым дням чтоб ветром относило только путаницу волос». Опять зачеркиваем историю. За столько веков существования человек так и не научился бережно переносить на пароход современности нужные вещи со старого корабля.

- Мне показалось, что этой весной мы выпустили нигилистов, - размышляет Жанна Владиславовна. - В этом есть и моя вина. Пойдемте, я вам что-то покажу.

По узкой каменной лестнице мы поднимаемся в школьный музей. Здесь висят фотографии выпускников разных лет, хранятся старинные предметы еще от реального училища, редкие книги, географические атласы, энциклопедии, периодика. Она открывает журнал «Народное образование» Тверской губернии за 1919 год. Находит абзац статьи:

«Новая школа - не фабрика для массового производства грамотных рабов и не оранжерея, в затхлой атмосфере которой выращивают будущих рабовладельцев. Новая школа - это та область, где в процессе радостного труда, интенсивного творчества и всестороннего развития, духовного обогащения подрастающей молодежи происходит непрерывное живое чудо-воспитание передового человека».

- Ну и что изменилось? - говорит Суходильская. - Мы снова провозглашаем радостный труд, интенсивное творчество, духовное обогащение. Непременные составляющие новой школы. Но что здесь нового? Можно бесконечно проговаривать красивые фразы. А кто призван наполнять их истинным содержанием? Я думаю, что не программа, даже не учебник, а именно учитель. Все идет через него. Сухомлинский был прав, когда сказал: «Ум воспитывается умом, совесть - совестью, преданность Родине - действенным служением Родине».

Никогда не забуду: тридцать лет назад эти слова цитировал Иван Акимович Колпецкий. Мы подходим с Жанной Владиславовной к его портрету фронтовой поры. Как закольцовывается время, и ведь это все неспроста!

В школьном музее долго разглядываю карту старинного Кашина. Вот он, знаменитый животворящий крест из 33 храмов. В центре речка Кашинка, зарастающая сейчас кувшинками. Своими изгибами она словно образует контур сердца. Школа находится в его «чаше».

- Нас миловали многие потрясения, - рассказывает учитель, - революция происходила плавно, немец до нас не дошел. Горожане считают, что нас охраняет Анна Кашинская. Пусть так будет и впредь. Как жаль, что история человечества - это, по существу, история войн. Мало таких людей, как Серафим Саровский. «Стяжи мирный дух и тысячи вокруг тебя спасутся».

В коридоре нас догоняет ее ученик Гена. Показывает обложку дневника:

- Жанна Владиславовна, мы поспорили, кто тут нарисован - терминатор или Геракл?

- По-моему, ни тот и ни другой. Просто чудовище.

Интересно, как она рассказывает о своих классах. 8а - самый любознательный, там любят забегать вперед и моделировать будущее. В 8б учатся рациональные ребята, с ними на уроке особенно легко складываются партнерские отношения. А «в» - самый добрый класс. И в каждом есть свои звездочки.

Однажды в десятом классе ей преподал урок Максим Кузьмин. Учился он на тройки. Старался всегда держаться в тени. Они проходили курс «История мировых цивилизаций». Жанна Владиславовна попросила ребят написать эссе на заданную тему. Максим выбрал такую: «О каждой вещи два совершенно противоположных мнения». Начал от античного философа Протагора. А потом привел очень современные истории, как об одном и том же можно судить двояко в зависимости от возраста, воспитания, образования. Это была блестящая самостоятельная работа! Учитель хранит ее, как жемчужину. Так важно не ставить на ребенке клеймо, да еще по сухой пятибалльной системе.

Недавно вместе с сыном, ему 13 лет, они смотрели фильм «Доживем до понедельника». Фильм моей собеседнице очень дорог не потому даже, что его главный герой - учитель истории. Ленту хочется смотреть снова и снова за бережную интонацию, которая теперь куда-то исчезает. Да, был страшный идеологический гнет, но был и думающий, великолепный учитель!

Мы одновременно с Жанной Владиславовной вспоминаем песню про-Иволгу:

В этой роще березовой
Вдалеке от страданий и бед,
Где качается розовый
Немигающий утренний свет…

Сентябрьское солнце, просачиваясь сквозь лапы столетних елей, ходит волнами по учительской. Вижу у Суходильской на столе новую работу на конкурс теперь уже «Учитель года России-2003». Не важно, победит она в нем или нет. Гораздо важнее, когда человек ощущает большие и маленькие победы в собственной жизни.

- Жанна Владиславовна, а вам нравится время, в котором вы сейчас живете?

- Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые…

Татьяна МАРКОВА

24

Возврат к списку

В Тверской области прошел форум сельской молодежи ЦФО
Сегодня население небольшого поселка Мирный под Торжком на один день увеличилось на 151 человека. Именно столько начинающих врачей и учителей, выбравших работу в деревнях и весях, собралось здесь на форум сельской молодежи Центрального федерального округа. 
18.08.201719:52
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость