23 Февраля 2017
$57.48
60.45
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Экономика01.06.2010

Локомотив, вперед лети!

В области заканчивается разработка концепции промышленной политики. В ней будут определены зоны особого внимания, на которые решено делать ставку при решении задач социально-экономического развития территории

В области заканчивается разработка концепции промышленной политики. В ней будут определены зоны особого внимания, на которые решено делать ставку при решении задач социально-экономического развития территории. Это и отрасли, и конкретные предприятия, которые должны стать локомотивом в региональной экономике, поскольку они могут не только значительно увеличить собственные объемные показатели, но также задействовать в технологических цепочках целый ряд других предприятий. Об основах концепции промышленной политики размышляет заместитель губернатора Анатолий БОЧЕНКОВ.

Где опора для рывка?

Два года назад по инициативе губернатора области Владимира Платова был принят закон Тверской области об основах промышленной политики.

На его основе администрация должна была приступить к разработке концепции промышленной политики, целостной системе мер, направленных на развитие областной экономики, новейших технологий и конкурентоспособной продукции с высокой степенью обработки. Их реализация должна позволить нашей области задействовать весь имеющийся производственный, научный, интеллектуальный потенциал, природные ресурсы, географическое и, если хотите, геологическое положение для обеспечения высокого качества жизни нашего населения.

К сожалению, по разным причинам эта работа велась медленно. По-настоящему она началась только с середины прошлого года, когда департамент экономики и промышленной политики области сам взялся за первый вариант концепции. Это и послужило толчком к интенсивной работе. Сейчас на подходе третий вариант.

В апреле 2003 года по указанию губернатора области было подготовлено и проведено областное совещание с главами администраций и директорами заводов, обсудившее положение дел во всех отраслях промышленности на основе глубокого анализа ситуации в экономике за время с 1990 года по год нынешний. Такой совместный разговор состоялся впервые за последние 5-7 лет. Нам все время внушали, что администрация должна стоять в стороне от конкретной экономики. Внушали псевдодемократы, псевдоэкономисты со ссылками на опыт западных стран с развитой экономикой. Дескать, рынок сам все определит. Так это же цивилизованный рынок, который у нас будет не очень скоро. Мы живем в некий переходный период. А с учетом того, что по глубине падения производства, продолжительности и системности кризис в нашей стране не имеет аналогов в истории кризисных стран, мы обязаны искать свои пути выхода из ситуации. Мало кто знает, что доля России в мировом валовом продукте опустилась ниже 3 процентов. Причем наибольший урон претерпели отрасли, критически важные для развития страны и жизнеобеспечения населения - машиностроение и высокотехнологичное производство. Чрезвычайно глубоким и драматичным оказался спад в инвестиционной сфере. Обвальное падение производства парализовало спрос на научные исследования и разработки. Резко упали роль и значение науки и научного обслуживания. Только около 4 процентов нашей российской продукции конкурентоспособно в Европе. И в экономике нашей области картина в этом смысле типичная для всей страны.

Разрабатывая новый вариант концепции, мы обязаны иметь в виду и задачу на удвоение ВВП к 2010 году, о чем однозначно высказался президент Владимир Путин.

Вначале мы должны посмотреть, все ли отрасли могут за это время выйти на такие рубежи. Хорошо бы, но скорее всего нет, потому что находятся они в различном состоянии. Вряд ли возможно ожидать такого рывка от легкой, химической, топливной, стекольной промышленности. В топливной, например, объем производства упал в 7 раз.

Сегодня можно услышать: дескать, а зачем производить столько, сколько мы производили до 1990 года? Разовьется, мол, малое предпринимательство, оно и решит задачу и занятости, и бюджета. Либералы-рыночники продолжают считать, что промышленную политику могут с успехом заменить институциональные реформы, направленные только на стимулирование предпринимательской деятельности. Если бы это было так, ситуация в экономике страны была бы совсем иной. Сегодня, чтобы успешно решать задачи в социальной сфере, дорожно-коммунальном хозяйстве, платить достойную зарплату бюджетникам, нам нужно иметь бюджет около 24 млрд. рублей, мы же имеем ровно половину.

Как заработать вторую половину? Понятно, что прежде всего это можно сделать через включение в работу всех имеющихся в области производственных мощностей (сегодня они используются едва ли на 50%). Но прежде надо точно определить, на что сделать ставку, чтобы в самое ближайшее время переломить ситуацию, придать ускорение развитию промышленного комплекса области, который уже сегодня дает более 60% налоговых поступлений и где работает около 170 тысяч человек. Это очень важная работа, слишком велика цена ошибки, если сделаем ставку не на то. А на что нужно?

Изучение статистики за 10 лет подкреплялось знакомством с предприятиями и отраслями в ходе постоянных командировок в районы, а также изучением тенденций и приоритетов развития промышленности в России. Для оценки состояния экономики в регионе было определено 15 критериев. Это прежде всего состояние основных фондов, кадровый потенциал, ситуация на отечественном рынке, наличие научного потенциала, заинтересованность инвесторов, доля отрасли в бюджете области, наличие собственных ресурсов, способность создавать конкурентоспособную продукцию, участие во внутриобластной кооперации. И главное - есть ли в этой отрасли предприятия, способные стать локомотивом для рывка? Эти оценки помогают определить, на что прежде всего обратить внимание, какие отрасли и предприятия могут дать прирост на 15-30 процентов, а какие в 3-4 раза.

Что показал анализ? У нас изменилась структура промышленной продукции. Если раньше машиностроение занимало 12-15 процентов в общем выпуске, то теперь 31-33 процента. Это первое место. На втором месте энергетика, но здесь влияние наше и ее отдача для области невелики. Далее следуют пищевая промышленность, легкая, химическая. По существу машиностроение и пищевая промышленность являются отраслями, внимание к которым даст ощутимый рывок вперед.

О машиностроении. Оно является базовой отраслью любой экономики - это общеизвестно из мировой практики. Это справедливо и для нашей области, тем более учитывая прорыв этой отрасли в последнее время. Здесь у нас работает около 44 тысяч человек, сохранился неплохой кадровый потенциал, профтехучилища, инженерные школы.

Какие направления в этой отрасли могут явиться основными? Анализ говорит в пользу станкостроения и вагоностроения. В области находится одно из мощнейших предприятий отечественного станкостроения - савеловская «Савма», входящая в восьмерку подобных российских заводов. Это уникальное предприятие. И если ему помочь, оно может, а значит, должно стать коренником, локомотивом отрасли, определять тенденции ее развития, и не только в области.

Далее в эту связку могут войти Кимрский станкозавод, тверской «Центросвар», федерация машиностроительных предприятий области. «Савма», являясь признанным авторитетом в отечественном станкостроении, будет выполнять заказы сама, и через внутриобластную, внутриотраслевую кооперацию загружать другие наши заводы.

Второе направление в машиностроении - это железнодорожный транспорт и обслуживание заказов, связанных с МПС. Это как минимум три крупных завода: Тверской и Торжокский вагоностроительные заводы и «Центросвар». Это также 15 заводов федерации машиностроителей, вагоноремонтные депо ряда наших городов (Тверь, Ржев, Бологое, Сонково). Это НИИ вагоностроения и ЦКБ ТМ, это вагоностроительный техникум. То есть имеется необходимая и сильная база, которая может уже сегодня успешно и в большем объеме выполнять заказы МПС. И она обязана стать плацдармом для рывка. Разумеется, не все здесь так просто, не все зависит только от нашего хотения. Слишком много интересов надо учесть и соблюсти. И вряд ли здесь можно обойтись без координирующего начала администрации области.

Есть и третье направление. Оно не так очевидно, но перспективы просматриваются. Это машиностроение для производства подъемно-транспортных, дорожно-строительных, коммунальных машин. А есть еще сельхозмашиностроение.

Успешно развивается и пищевая промышленность. Говоря о ней, мы должны иметь в виду прежде всего быструю отдачу, не очень большие финансовые вложения, наличие сырьевой базы, возможность через пищевую отрасль положительно повлиять на ситуацию в сельском хозяйстве.

(Продолжение следует)

10

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Твери у стелы «Город воинской славы» прошел митинг в честь Дня защитника Отечества
В мероприятии приняли участие Губернатор Тверской области Игорь Руденя, председатель Законодательного Собрания региона Сергей Голубев, главный федеральный инспектор по Тверской области Юрий Стрелецкий, митрополит Тверской и Кашинский Виктор, ветераны, представители общественных, молодежных организаций, военнослужащие. 
23.02.201713:21
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию