07 Декабря 2016
$63.87
68.69
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Федеральный интерес и местный патриотизм

Вряд ли есть что-то более трогательное и вместе с тем незыблемое, чем краеведческий музей. Чучело зайца, пузатый медный самовар, старинный комод из разрушенной дворянской усадьбы – иногда никакие не раритеты, а просто осколки ушедших времен.

Вряд ли есть что-то более трогательное и вместе с тем незыблемое, чем краеведческий музей. Чучело зайца, пузатый медный самовар, старинный комод из разрушенной дворянской усадьбы – иногда никакие не раритеты, а просто осколки ушедших времен. Вроде бы тихое неприметное учреждение, стоящее в стороне от нынешних политических, экономических, общественных катаклизмов. Однако воля ваша но населенный пункт, в котором нет краеведческого музея, выглядит ущербным. В Вышнем Волочке, далеко не самом незаметном городе Тверской губернии, музея не было двадцать два года. «Наша задача теперь – реабилитироваться перед горожанами», – говорит заведующая вышневолоцким музеем Галина Монахова.

Впрочем, городской музей, открытый еще в 1932 году, в Вышнем Волочке, конечно, был. Просто с некоторых пор у него не стало своего помещения: и сотрудницы, и экспонаты все эти два с лишним десятка лет обитали в нескольких комнатах местного Дворца культуры. А на тогда еще проспекте Ленина, ныне опять Казанском, шла неспешная, иногда затихающая совсем стройка.

– Честь нашего коллектива в том, что мы не только ничего не потеряли, хотя и размещались во Дворце культуры, но даже и преумножили, – с законной гордостью говорит Галина Георгиевна. – Сейчас у нас хранится сорок тысяч экспонатов основного музейного фонда. Кроме того, за это время мы смогли скомплектовать отличную коллекцию живописи.

Потом музей все-таки достроили, напротив театра появилось симпатичное красно-белое здание, в котором сначала заработали выставочные залы.

– Мы открылись в 2005 году, и потому первую выставку приурочили к шестидесятилетию Победы, – рассказывает Галина Монахова. – Вышний Волочек война не затронула, но линия фронта проходила совсем близко. Здесь размещался двадцать один госпиталь, работали промышленные предприятия, вышневолочане воевали на разных фронтах – из небольшого в сущности города на войну ушли 32 142 человека, половина из них не вернулась. В этой экспозиции также представлены и партизаны, и солдаты, которые дошли до Берлина, и восемь участников Парада Победы – наши жители должны знать об их подвигах.

Помимо обширного помещения, в котором развернута эта экспозиция, на первом этаже размещается еще один небольшой выставочный зал и весьма солидно оборудованный лекционный зал, который, по словам заведующей, никогда не пустует. В нем сейчас экспонируются последние поступления в художественную коллекцию. В этом смысле Вышний Волочек находится в уникальном положении, которым грех было бы не воспользоваться: совсем рядом, в нескольких десятках километров, находится знаменитая Академическая дача. Музейные работники намекнули, художники, среди которых немало признанных мастеров и живых классиков, намек поняли: свои произведения дарили музею Юрий Кугач, Сергей и Алексей Ткачевы, Валентин Сидоров – подобные имена могут служить украшением крупного столичного музея.

А потом появился меценат, директор столичной фирмы «Мир школы» Борис Кузнецов. Оказалось, уроженец Волочка и даже учился с Галиной Монаховой в одной школе. Он всерьез обиделся: как же так – во многих элитных московских школах сформировал картинные галереи, а в родном городе музея до сих пор нет?! Сначала он «одевал» подаренные работы в новые рамы, а потом стал покупать у художников картины и дарить их музею. Так здесь появился, к примеру, висящий сейчас на почетном месте портрет известного художника Владимира Токарева «Догорает камин», написанный его женой Александрой за четыре месяца до смерти мужа. Александра Францевна, дом которой фактически представляет собой художественно-мемориальный музей, очень дорожила этим портретом, но сочла возможным и даже необходимым передать его в вышневолоцкую коллекцию.

В этом же зале размещена небольшая экспозиция, посвященная Вышневолоцкой водной системе, а также модель памятника Петру I, который в обозримом будущем, уже отлитый в бронзе, займет свое место перед городской администрацией. Он остался здесь после закрытия выставки работ скульптора Юрия Злоти, который уже установил в Вышнем Волочке памятник Петру и создателю водной системы Михаилу Сердюкову. Посредством той выставки скульптор официально представился городу, который столь же официально признал его своим. А волочане получили возможность увидеть заранее, какой именно объект будет украшать их город. Заметим, что мы в Твери такой возможности практически никогда не имеем.

В соседнем зале сейчас экспонируются стеклянные цветы Елены Есиковой, до недавнего времени работавшей на заводе «Красный май». Знаменитый завод, начавшийся с не менее знаменитой Болотинской мануфактуры, украсивший Московский Кремль еще более знаменитыми рубиновыми звездами, приказал долго жить. Художнице же удалось сохранить свой выставочный фонд, и потому эта в самом деле весьма изысканная экспозиция вызвала в городе еще и настоящий ностальгический ажиотаж.

Это, впрочем, пока присказка. «Вы нам выставками зубы не заговаривайте, – цитирует Галина Георгиевна патриотически настроенных волочан. – Нам нужна наша история от самых корней». И открывает перед нами солидную дверь, ведущую в глубь здания: «Вот здесь будет собственно музей».

Сказать, что мы удивились, будет неправильно. Мы, как бы это помягче выразиться, удивились очень-очень-очень. Потому как за этой дверью оказалось огромное многоуровневое пространство, которое ну никак не могло бы поместиться в небольшом с виду доме. Галина Монахова некоторое время повеселилась – подобный эффект она явно наблюдает не первый раз, а потом объяснила, что питерский архитектор Валентин Гаврилов присоединил к имеющемуся зданию еще небольшой желтый домик по Сиверсовой улице, а со стороны двора сделал не видную с Казанского проспекта пристройку. Получился комплекс, рассчитанный именно на музейную специфику.

Главным экспонатом музея должен стать раздел, посвященный Вышневолоцкой водной системе, на создание которого Министерство культуры выделило миллион федеральных рублей. Им сейчас занимается художница Наталья Языкова из московской фирмы «Музеум». Пока трудно сказать, как все это будет выглядеть, но предполагаются сердюковский, петровский и екатерининский залы с подлинными экспонатами и документами того времени, а также макет собственно гидротехнической системы, для чего в центре зала уже выведена водопроводная труба. Лодочки, плавающие по настоящим каналам на фоне панорамы города XVIII века, – согласитесь, это впечатляет.

Наблюдать за ними можно будет еще и с антресолей, которые отведены для упомянутой художественной коллекции. За антресолями обнаружились еще несколько изрядных залов, предназначенных для традиционной краеведческой экспозиции, – отдел археологии с рассчитанной на детей интерактивной «хижиной пещерного человека», экспозиции, посвященные дворянскому, крестьянскому и купеческому быту – окна «купеческого» зала выходят как раз на старые торговые ряды. Отдельный зал – для рассказа о зарождении промышленности и строительстве Николаевской железной дороги. Именно благодаря этому в XIX веке город бурлаков, коноводов и лоцманов стал городом текстильщиков и стеклоделов. Небольшой фрагмент экспозиции будет посвящен трем революциям и трем войнам. Нынешнюю жизнь Вышнего Волочка пока решили не трогать – путь сначала история все расставит по местам.

Все бы хорошо, да Министерство культуры согласно выделять деньги только на формирование экспозиций, способных привлечь федерального туриста, который по главной трассе страны проезжает в изрядных количествах. В этом есть свой резон: зайцы, фатьяновские каменные топоры и купеческие безмены в пределах России более или менее одинаковы. А вот вышневолоцкая водная система с ее богатой историей, уникальными сооружениями и яркими личностями, да еще устроенная в музейном зале практически в натуральном виде, с настоящей текущей водой, – это сильно, это вряд ли где еще увидишь. К подобным значимым раритетам министерские эксперты отнесли еще историю стекольного промысла, в прежние времена известного всей России, – от болотинских керосиновых ламп до рубиновых звезд Кремля, и художественную коллекцию, украшенную именами российского и мирового уровня. Хотя пока деньги выделены только на первый из трех приоритетов, картины можно бы уже и повесить, но на современный крепеж и подсветку денег пока нет. Краеведение же федеральную структуру не интересует принципиально. Для этого, впрочем, существует областной и муниципальный уровень. Жители Вышнего Волочка уже высказались предельно конкретно: им нужны именно здешние зайцы, здешние топоры и истории именно здешних купеческих фамилий и рабочих династий – «нам нужна наша история от самых корней».

Наталья ЗИМИНА

629

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Тверской государственный медицинский университет отметил 80-летие
Они встретились после долгой разлуки: юбилей – замечательный повод вспомнить о том, как поступили, учились, играли свадьбы, практиковали уже в статусе родителей, преподавали и лечили, лечили…
06.12.201609:33
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию