25 Марта 2017
$57.42
61.86
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Потерянный град?

Более 70 лет живет в Калязине Иван Афанасьевич СУВОРОВ, ныне историк-краевед, кандидат педагогических наук. Он видел родной город в 30-е годы прошлого века, видел реконструкцию и послевоенное состояние.

Более 70 лет живет в Калязине Иван Афанасьевич СУВОРОВ, ныне историк-краевед, кандидат педагогических наук. Он видел родной город в 30-е годы прошлого века, видел реконструкцию и послевоенное состояние. Как учитель, краевед, подробно изучал историю не по чьим-то слухам и рассказам, а по археологическим памятникам, архивным материалам, воспоминаниям добросовестных авторов. Но читал о Калязине и такое: он и маленький, он и неухоженный, и разбросанный кое-как по берегам. Сколько всяких былей и небылиц приходилось узнавать о родном городе и о чудесах, которые тут творятся: и поезд-то ходит туда-сюда задом наперед, и колокольня-то стоит в воде, и о каких-то подземных ходах под Волгой на сотни метров, и о многом другом. Обращаясь в «Тверскую Жизнь», Иван Афанасьевич просит понимания: «Я пишу эти строки о Калязине, как почетный гражданин города и района, в защиту его чести».

Предметом пристального рассмотрения стала статья В. Словецкого под заголовком «Потерянный город» («Мир новостей», № 37) Автор сопроводил статью большой фотографией колокольни Николаевского собора, подтверждая тем самым, что речь идет о городе, существующем в реальной действительности. Причем статья «Потерянный город» помещена в рубрике «Совершенно секретно». «Может быть, автору история Калязина действительно мало знакома или он нашел в истории Калязина совсем неизвестную страницу и хочет сделать из нее громкую сенсацию? То, о чем В. Словецкий поведал в своей статье, нам хорошо известно, как известно любому непредвзятому исследователю. О Калязине и калязинцах, истории города, его трудной судьбе написано до двухсот добротных статей, более десяти книг местных авторов, исследователей, в которых представлены ценные и важные сведения с древнейших времен до наших дней. К сожалению, любителей разных сногсшибательных сенсаций историческая правда не интересует. Начав свое изложение о Калязине, турист идет с места в карьер, называя Калязин точкой на географической карте Тверской области. «Но это уже другой город», – далее убеждает нас Словецкий. Какой же? «Город замерший, полуубитый, с редкими прохожими».

Вот так, хоть стой, хоть падай! Как старый калязинец, смею утверждать, что Калязин никогда не был ни замершим, ни полуубитым, ни тогда – до реконструкции, ни сейчас, в пору своего хозяйственного и культурного подъема. Это надо знать, это надо видеть своими глазами, а не пользоваться всякими слухами и пустопорожними домыслами.

А дальше еще пуще: «Вся история Калязина и красота Калязина там – под водой».

Действительно, мы потеряли две трети города: красивейшие улицы – Набережную и Никольскую (ул. 1 Мая), с красивыми домами, магазинами. А еще утратили торговые ряды, Николаевский собор, Троицкий монастырь. Но, господин Словецкий, это еще не весь Калязин и не вся его история. Вы не видели нынешнюю Московскую (Карла Маркса) – одну из красивейших улиц нашего города, сохранившуюся почти полностью; улицу Садовую (ныне Красноармейская), ул. Тверскую (ныне ул. Ленина). В них память о многих исторических событиях прошлого. На улице Ленина стоит замечательное творение калязинских мастеров-строителей – здание Калязинского машиностроительного техникума, возведенное на средства купца Н.М. Полежаева. Перечисленное мной – только часть оставшегося города, его история и красота. Каждый дом, каждый камень на булыжной мостовой хранит память о тех, кто ходил когда-то по нашим улицам, дышал калязинским воздухом и возвеличивал нашу историю».

Калязинцы гордятся своими садами и парками. В Комсомольском парке, посаженном руками комсомольцев в 1940 году на высоком волжском берегу, – памятник-обелиск в память о героях-калязинцах, павших в боях за Родину в 1941–1945 годах. Нельзя на газетных страницах описать, даже перечислить все исторические события, которые здесь происходили. Об этом подробно рассказано в книге Н.А. Суворова «В тихом городке на Волге» (Калязин, 2006 г.) Тем понятнее сарказм исследователя-краеведа: «Не перестаешь удивляться неведению автора: «Улица Карла Маркса, идущая почти через весь город (?), вдруг исчезает... в никуда». Во-первых, улица К. Маркса, как фасадная, никогда не проходила через весь город, уточняет

Н. А. Суворов. – Она (длина ее не превышала 300–350 м) как тогда, так и сейчас на юге города доходит до Торговой площади. Наш город расположен вдоль правого берега Волги с запада на восток на 3–4 километра. Кроме того, Калязин до 1940 года был расположен по берегам трех рек. Так что одна улица пройти по всем трем частям города ну никак не могла. Эта улица никуда и не исчезла, она сохранилась почти полностью с далеких времен, за исключением одного дома, разобранного перед затоплением. Улица Карла Маркса – слава и гордость нашего города».

Еще один повод к дискуссии. «В ХV веке на левобережье Волги монахом Макарием был основан Макарьев монастырь. Он-то и дал начало городу», – сообщает автор «Мира новостей». Ну а что было напротив, на правом берегу Волги и в устье Жабни? Это автору неведомо, убежден Суворов. Он не знает о том, что на правом берегу Волги, в 1,5 верстах от монастыря, с XII века, т.е. с домонгольских времен, существовала церковь Никола-на-Жабне и при ней Никольская слобода, где жили служивые люди. На правом же берегу Волги в устье Жабни с XIV века существовало большое село Пирогово. Никольская слобода с церковью в 1238 году были разорены и сожжены монголо-татарами. К началу XIV века церковь и Никольская слобода возродились и существовали как крупное поселение на правом берегу Волги за 100–200 лет до основания Троицкого монастыря монахом Макарием. Таким образом, Троицкий монастырь, основанный о. Макарием, никак не мог быть истоком, «праотцом» Калязина.

Главное, на чем зиждется рассуждение автора о потерянном городе, – это положение дел в связи с реконструкцией Калязина и его «гибелью». Но, как утверждает Н.А. Суворов, материалы, на которых основаны базисные «открытия», имеют источником книгу «Реконструкция Калязина 1938–1941 годов». Автор – Суворов!

«Да, проект строительства Большой Волги, по признанию в том числе и В. Словецкого, был грандиозным, поясняет Николай Афанасьевич. Осуществление проекта «Большая Волга» было положено строительством канала Москва – Волга, Иваньковского гидроузла, образования Иваньковского водохранилища (Московского моря). Этим проектом предусматривалось соединить реку Москву с Волгой (мечта Петра Первого). Проектом «Большая Волга» предусматривалось построить целый каскад гидроузлов, чтобы получать дешевую электроэнергию для развивающейся советской промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и сделать Волгу судоходной на всем ее протяжении от Ржева до Астрахани. В. Словецкий, на словах признавая все это, тем не менее бросает «тень на плетень». Он указывает на Постановление Правительства СССР от 14 сентября 1935 года о строительстве Угличского гидроузла. Но почему-то ни словом не упоминает о Рыбинском гидроузле, который также был составной частью данного постановления. Действительно, была создана организация «Волгострой», подчиненная НКВД. Это правильно. А дальше опять бессмыслица: «Курировал все строительные работы лично Лаврентий Берия». Но Берия все строительные работы тогда не мог курировать, так как он пришел в НКВД только осенью (октябрь–ноябрь) 1938 года и таким образом к строительству гидроузлов первые три года не имел никакого отношения. Думаю, такие искусственные натяжки нисколько не повышают ценности написанного. Как и утверждение о том, что существовало два варианта строительства гидросооружений в районе Калязина, и один из них якобы избавлял город от затопления. В этом утверждении мы видим две ошибки: не было двух вариантов строительства гидроузлов, был только один – строительство гидроузла в узких створах Волги у села Белеутово или у села Никитского (выше Калязина на 10–15 км). При калязинском варианте уровень воды нисколько не поднялся бы, и судоходство в летнее время, как и прежде, было бы невозможно. Для подъема воды в акватории Калязин – Углич предусматривалось построить Мышкинский гидроузел. Но и в этом случае подъем воды в районе Калязина не превышал бы 2–2,5 м, что для нормального судоходства явно недостаточно. Что делать, какой вариант строительства гидроузлов принять? И тут на помощь пришла наука о геологическом строении земли в районе Калязина и Углича. Задолго до принятия постановления о строительстве Угличского гидроузла институт «Гидропроект» изучал строение грунта земли на глубину до 200 м в акватории Кимры – Калязин – Углич. Оказалось, только на этом участке сохранились четвертичные породы – плотные моренные суглинки (с объемным весом 2,3 т/м), которые ниже и выше выбранного створа частично размыты и заполнены позднейшими речными отложениями. Таким образом, строительство гидроузла на слоях легковымываемых под высоким давлением грунтовых вод вызывало большие опасения. Тяжелая железобетонная плотина, поставленная на такой грунт, на зыбкую основу, говорилось в экспертном отчете, осядет через несколько десятков лет, что и приведет к ее разрушению. И не случайно калязинский проект был отвергнут, а выбран угличский участок с твердым основанием для строительства плотины.

Следовательно, все россказни о том, что прежние руководители и строители гидроузлов ничего не понимали и не заботились о людях – плод досужего вымысла, а не рассуждения серьезно думающего человека.

Сокончанием строительства Угличского гидроузла и заполнением водой водохранилища до проектной отметки подпор воды перед плотиной (верхний барьер –

16 метров) оказался вполне достаточным для организации нормального судоходства в акватории реки Волги от Иванькова до Углича.

Утвержденный экономическим советом Совнаркома уровень воды в верхнем бьефе Угличской плотины до отметки 113,0 обеспечивал сохранение Калязина в том виде, какой мы знаем с 1940 года. Затоплена была та часть города, которая и была разобрана в 1938–1939 годах, затоплены 32 деревни полностью и 8 деревень частично. Как когда-то один журналист написал, что город Корчева, как и Молога, погибли от вод Угличского водохранилища. Известно, что ни Корчева, ни Молога географически не имеют никакого отношения к водам Угличского водохранилища.

Нисколько не смущаясь своего незнания, мой оппонент и его соавтор утверждают: «Недолго верхи решали судьбу Калязина и ближайших населенных пунктов. Решающее слово было за Берией, который распорядился: «Утопить!» И эти слова напечатаны в такой респектабельной газете, как «Мир новостей». Кто это сказал? Когда, где? Ответов на эти вопросы нет и быть не может, ибо их никто не говорил. Заглянули бы в Толковый словарь С.И. Ожегова, чтобы справиться, что слово «утопить», «топить» обозначает «заставлять тонуть» вещь, лодку, корабль, но Калязин не вещь и не лодка. Его земля, его территория как была, так и остается на той же высоте к уровню моря 120–130 м. Поэтому утверждение «утопить» – плод досужего вымысла, хлесткий журналистский прием. Кстати, Словецкий дважды называет бывший собор в Калязине Никольским. Хотя бы заглянул в «святцы» – церковные источники начала XX века (1901–1914 гг.), где собор в Калязине именуется Николаевским – так его называл и о. Иоанн (И.С. Белюстин), прослужив в нем священником почти 50 лет.

В статье В. Словецкого есть много и других нелепостей. Например, вопрос о том, неужели нужно было затопить множество (сколько?) населенных пунктов, плодородных земель и переселить огромное количество народа. Без карандаша в руках, без точного учета того, что было потеряно в результате строительства Угличского гидроузла (затопление земель, лесов, сел, деревень и двух третей города Калязина) и что мы получили от сооружения Угличского гидроузла ( построена земляная плотина – 314 м, бетонная водосливная плотина – 179 м, гидростанция с двумя агрегатами по 55 тыс. квт каждый и шлюзовая камера длиной 270 м). Может быть, экономический эффект от строительства Угличского гидроузла и невелик, но зато на всем 120-километровом участке от Иванькова до Углича Волга стала судоходной весь навигационный период, чего ранее и быть не могло. Да и нельзя все, что делалось в прошлом, измерять только коммерческими мерками. Нам известно, что Угличская и Рыбинская ГЭС, первые агрегаты которых вошли в строй в начале Великой Отечественной, работали на войну, на Победу. Среднегодовая выработка электроэнергии Угличской ГЭС составляла 240 млн. кВт.ч. А за всю войну она дала стране 1 млрд кВт.ч, а обе вместе (Угличская и Рыбинская) – более 4 млрд. кВт.час. На их энергии работала промышленность средней полосы России, электротранспорт (метро в Москве, трамваи, электропоезда пригородного сообщения), государственные учреждения, в том числе Наркомат обороны, Генеральный штаб. Нельзя подходить к оценке прошлого лишь с мещанской точки зрения. Так в чем же виноваты калязинцы, что они плохого сделали, в чем им каяться перед народом и самими собой?

Мы, калязинцы, очень сожалеем, что советская власть, осуществляя свои грандиозные планы строительства Большой Волги, не уберегла Калязин, да, видимо, в силу ряда объективных причин не могла этого сделать. Калязин оказался в зоне затопления, был разобран и перенесен на новое место не по чьему-то капризу, как хотят нас уверить, а ради великой цели.

В том, что произошло с Калязином, не горожане виноваты. Но мы гордимся тем, что сохранили свой город. Наш город отдал на алтарь Победы свои десять млн. рублей. Именно такая сумма была ассигнована правительством Советского Союза на строительство нового города. Ради победы над фашизмом родной Калязин был готов потерпеть. Так что при описании его тяжелой судьбы это обстоятельство стоит учитывать. Разумеется, если не искать сенсаций. За последние 30–35 лет город стал лучше, краше, благоустроеннее, чем был до реконструкции.

Два крупнейшие события произошли в судьбе Калязина за последние тридцать лет: 25 ноября 1979 года состоялось торжественное открытие крупнейшего в Верхневолжье автодорожного моста через реку Волга у деревни Верхнее Устье в семи километрах от Калязина. Длина моста около 500 метров, три пролета перекинуты над волжской гладью. Отсутствие постоянной надежной связи с Тверью и другими районами страны тормозило развитие Калязина. Величавый мост – гордость калязинцев – предоставил городу широчайшие возможности для своего роста и развития, соединил автомобильной дорогой с Тверью и другими районами области, Санкт-Петербургом, Ярославлем, Костромой. В сентябре 2000 года в дополнение к волжскому мосту был открыт 400-метровый автодорожный мост через реку Жабня, открыт путь на Углич, Рыбинск, Ярославль, Череповец. Так наш любимый город обрел свободное дыхание для своего роста и развития, стал преображаться. Выросли целые микрорайоны многоэтажных домов, развивались промышленность, культура. Главная магистраль города – улица Коминтерна, которая проходит с востока на запад через весь город с асфальтовым покрытием, тротуарами и зелеными насаждениями; Центральная площадь – главное украшение города, а рядом Комсомольский парк на высоком волжском берегу, обелиск, аллея Героев Советского Союза. И это потерянный город?

Более года назад у нас произошло другое важное событие – в Калязин пришел наконец природный газ. Калязинцы ждали этого дня пятнадцать лет. И вот строительство газоотвода завершено. Мы понимаем, что приход в город и район природного газа может в самые ближайшие годы изменить лицо города, развить существующую промышленность и создать новые, высокотехнологические отрасли, поднять сельское хозяйство, жилищное строительство. Калязин в самое ближайшее время может стать красивейшим городом Верхневолжья. Нам лишь надо приложить свои руки и разум и не слушать новоявленных пророков, которые в ущерб истине горазды лишь стенать о каком-то потерянном граде.

16

Возврат к списку

Вода идет | Тверской регион готов к прохождению весеннего паводка
Лед на реках Верхневолжья вот-вот тронется. Паводок – дело серьезное, встречать его надо во всеоружии. И, как сообщают в оперативном штабе Главного управления МЧС России по Тверской области, к нему уже готовы и люди, и техника.
24.03.201722:44
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию