08 Декабря 2016
$63.91
68.5
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Рыцари фотокамеры

«Калининская правда» всегда славилась классными фотокорреспондентами. Чуть ли не с первых своих номеров и на протяжении всей уже почти вековой дистанции, которую на самых сложных этапах она проходила с высоким профессиональным достоинством. О той начальной поре рассказывал мне Борис Николаевич Полевой, который всегда дружил с фотокорами.

«Калининская правда» всегда славилась классными фотокорреспондентами. Чуть ли не с первых своих номеров и на протяжении всей уже почти вековой дистанции, которую на самых сложных этапах она проходила с высоким профессиональным достоинством. О той начальной поре рассказывал мне Борис Николаевич Полевой, который всегда дружил с фотокорами. И в дни мирные, когда набирался профессионального опыта в одной из лучших газет России, и на войне, уже как корреспондент «Правды», славившийся смелостью и находчивостью в самых острых ситуациях. До конца своих дней сохранял он теплую и верную дружбу с одним из самых знаменитых военных фотокорреспондентов – Яковом Рюмкиным.

Когда Яша (так звал его Полевой) забегал в редакторский кабинет журнала «Юность», у Бориса Николаевича был праздник. Сперва они долго и искренне обнимались и похлопывали друг друга по спинам. Потом Полевой отпирал один из своих баров – водочный. Потом слышалось звяканье, потом – бульканье и, наконец, нестройное двухголосье старых солдат, неизменно исполнявших одну и ту же не предназначенную для нежных женских ушек песню про то, как пошел козел в кооператив и что он купил там...

Но я отвлекся от темы

Корпус фотокоров «Калининской правды» был невелик числом, но силен мастерством, находчивостью, каким-то озорством, стремлением непременно сделать самую яркую, самую привлекательную «карточку», делавшую газету более притягательной для читателя. Я еще застал одного из тверских патриархов этого славного цеха журналистики легендарного Николая Чамова. Правда, он уже был в ту пору не газетным фоторепортером, а представлял в области Фотохронику ТАСС. Но в его тени подрастал тем временем сын – Юра Чамов. Думаю, что его любимой игрушкой с детства был фотоаппарат, которым в зрелую пору владел он виртуозно.

Впрочем, все они тогда были истинными мастерами своего дела. И не считали, между прочим, зазорным ходить под началом... дамы. Да, да! Главным фоторепортером «Калининской правды» была Ирина Обуховская. Славная, привлекательная, легкая в общении, она была строга и ответственна в работе. Ее уважали и побаивались. Хотя народ собирался в предбаннике фотолаборатории на третьем этаже, этом своеобразном клубе, неробкий и ст/оящий во всех отношениях. Разве забудешь интеллигентного, аристократичного Вильяма Вронского! Он соответствовал своей громкой фамилии. Но для друзей, не опускаясь до панибратства, был дядей Вилей. А Володя Болотников! А Саша Рождественский! А Леня Шиманович! Ну и, конечно, Валя Липченко, Леша Комаров...

Все они были преданы своей газете и своей профессии. Все были разные, но очень схожи в этой преданности, в верности дружбе, в стремлении помогать и выручать, коли это понадобится. Удивительно, но, соревнуясь в стремлении добыть лучшее фото, они никогда не опускались до интриг и разборок. Они уважали друг друга.

Я хотел бы рассказать накануне славного юбилея родной газеты обо всех моих друзьях-фоторепортерах, оставивших в моем архиве десятки великолепных снимков, запечатлевших прекрасную землю – Верх­неволжье и людей этой земли, события радостные и трагические. Но для этого понадобилась бы не одна полоса. А потому попробую сделать несколько «моментальных снимков» самых близких – по работе и по жизни – друзей, истинных рыцарей фотокамеры.

Снимок первый:

Леонид ШИМАНОВИЧ

Я дружу с ним уже пятьдесят лет. Он был первым, кто помог мне адаптироваться в Калинине, а потом – и в газете. Мягкий, добрый, всегда готовый помочь, даже в ущерб собственным интересам. Мы много ездили и ходили с ним по градам и весям нашего края. Он быстро освоил непростую профессию и стал настоящим мастером, снимки которого с удовольствием печатала центральная пресса. Они получали высокие награды на выставках, входили в альбомы, каталоги, иллюстрировали серьезные книги. Но главным... Главным оставалась «Калининская правда», в которой он со временем, унаследовав лучшие традиции старых мастеров, сам стал мэтром. И недавняя юбилейная выставка Леонида Шимановича в родном городе блистательно подтвердила это.

Мастерство, обретенное им в газете, помогло ему, работая многие годы в одном из самых популярных литературных журналов страны – «Юности», создать блистательную галерею портретов наших известных писателей, музыкантов, художников.

Что же касается нашей дружбы, то она до сих пор не утратила, как теперь принято говорить, своей материально-творческой составляющей. Одно из последних подтверждений этого содружества – отличная фотообложка, которую сделал Леонид для моей новой книги «Вечерняя лошадь», только что вышедшей в издательстве «Воскресенье».

Снимок второй:

Алексей КОМАРОВ

Этот человек не побоялся весьма популярную и востребованную профессию шофера, притом шофера классного, поменять на эфемерные лавры, не очень-то хлебные в те годы. Правда, Комар, или Комарик, как звали Алексея друзья, не сразу бросил баранку. Он оставался редакционным шофером, мотался вместе с нами по медвежьим углам и потихоньку пробовал снимать сам. Сперва для себя. Потом показал фотографии «старшим товарищам». Они сказали: «Молоток!»

Однако Комарик не спешил «забивать гвозди» и еще несколько лет не расставался со своим видавшим виды «газиком», ласково прозванным в редакции «егоркой».

Этот похожий на Леля русоволосый паренек сам себя сделал классным фоторепортером. Он не хлеб зарабатывал своей профессией. Он жил ею. Радовался. Страдал. Горевал и праздновал. И это тоже одно из проявлений нашей тверской школы фоторепортерства. Когда не выгоды ради, а по велению души, по зову сердца. Скажете, звучит слишком плакатно, выспренно? Ну что же, может быть и так. Только вот раньше у нас были и очень хорошие плакаты. Сам участвовал в международных выставках как член жюри, где советские плакаты получали золотые медали. Так вот Леша Комаров – репортер с такого плаката.

Снимок третий:

Александр РОЖДЕСТВЕНСКИЙ

Увы, его уже нет с нами. И все же он остался. И не только в подшивках газет и журналов. Не только в добром десятке прекрасных фотоальбомов, которые сделал на память о самых значительных событиях в жизни нашего города и области. Этот жанр ему особенно удавался. Саша, которого все мы звали Рождество, и это ему нравилось, остался в наших сердцах, в памяти как человек бурного творческого темперамента. Он вкладывал в свои снимки столько энергии, что они ощутимо излучали ее.

Он любил спорить. Ни один постулат не принимал на веру. Кричал. Махал руками. Опровергал. Сердился. Хлопал дверью. Уходил. Уезжал. А потом возвращался – улыбчивый, довольный – и приносил отличный снимок, который прежде и не собирался делать, считая банальным. Такой был у него характер. Над ним подшучивали. Но его любили. И друзья, и редакторы. Даже в такой суровой организации, как обком партии, к нему относились уважительно. Впрочем, в те годы наши обкомовцы вообще уважительно относились к журналистам. Знаю не понаслышке: довелось поработать заведующим сектором печати в «большом доме». Эта уважительность шла от первого секретаря – Николая Гавриловича Корыткова. Он был питерцем. Он был интеллигентом. Он был порядочным человеком и не позволял всем кому ни попадя помыкать прессой.

Но это к слову. Сашей же Рождественским вообще помыкать было трудно. Он прежде, до репортерства, работал в милиции... Ну а если серьезно, то он был из тех мастеров, которых я уже называл. И все они вместе составляли оригинальную крепкую профессиональную школу, из которой вышло много талантливых учеников. Рождественский – один из них.

На моем рабочем столе уже много лет стоят фотографии, сделанные Леонидом Шимановичем, Алексеем Комаровым, Александром Рождественским. И хотя на некоторых из них – старые добрые снежные русские зимы, они греют сердце. А это дано лишь настоящим мастерам. И наша юбилярша может гордиться не только тем, что дала российской журналистике прекрасных писателей, сатириков, поэтов, но и талантливых фоторепортеров. Хорошо бы традиции эти не только сохранить, но и продолжить.

И еще. Хотел бы, заглянув в редакцию, увидеть на стенах комнат портреты тех, кто все эти годы – пером, карандашом, фотокамерой – создавал славную летопись ее активного участия в жизни Верхневолжья, России, страны.

Они заслужили это.

Алексей ПЬЯНОВ

5

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Твери прошел городской молодежный марш-бросок «Москва за нами!»
Несмотря на снег и холодный пронизывающий ветер, они пришли сюда, чтобы отдать дань памяти тем, кто ровно 75 лет назад остановил фашистских оккупантов на подступах к столице нашей Родины и перешел в контрнаступление, изменившее ход Великой Отечественной войны.
07.12.201620:02
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию