26 Сентября 2017
$57.57
68.56
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Общество 01.06.2010

Как выводят в мастера

Учреждения профессионального образования, осознавая потребность в подготовке профессионалов нового поколения, ищут пути обновления образовательных систем

Учреждения профессионального образования, осознавая потребность в подготовке профессионалов нового поколения, ищут пути обновления образовательных систем.

Усилилась гуманистическая направленность, реализуются идеи интеграции и дифференциации, многоуровневости и многопрофильности учебных заведений. Однако, как показывает опыт, изменения практически не затронули характер взаимодействия педагогов и обучаемых. По-прежнему последние редко включаются в обсуждение проблем жизни учреждения, в определение задач и содержания своей деятельности. Узок круг связей обучаемых и педагогов, поляризованы их позиции. Это приводит к тому, что обучаемые получают бедный опыт социальных отношений, явно не соответствующий современным требованиям к инициативности будущего профессионала, к его готовности и умению сотрудничать.

Для конструктивного решения этой проблемы необходимы научно обоснованные рекомендации по организации взаимодействия педагогов и обучаемых. Этой проблеме посвящен ряд работ, но в них взаимодействие рассматривается в основном в условиях общего, а не профессионального образования.

Поэтому я предпринимаю попытку обобщения имеющегося опыта взаимодействия педагогов и обучаемых и приглашаю к сотрудничеству инженерно-педагогические коллективы профессиональных учебных заведений.

Актуальность и методологическая значимость данной проблемы находит свое воплощение в педагогической практике многих преподавателей и мастеров производственного обучения профессионального училища № 38 г. Ржева.

Основные направления педагогического сотрудничества педагогов и обучаемых в коллективе училища предусматриваются прежде всего при составлении плана работы училища на учебный год и конкретизируются в планах работы методических комиссий.

Следующим и основным этапом организации «содержания обмена», «способа обмена» и «типа взаимосвязи» с обучаемыми является включение этих компонентов в календарно-тематические и поурочные планы работы преподавателей и мастеров производственного обучения.

Направляет и организует эту работу в училище Галина Гаврютина, заместитель директора по теоретическому обучению. Совместно с председателями методических комиссий Раисой Сучилиной и Региной Степановой предусматривается целевое посещение уроков, подготовка сообщений и рефератов на заседание педагогических советов и методических объединений. Галина Гаврютина имеет собственные методические наработки, регулярно дает открытые уроки, делится опытом работы. Непременное условие контакта с обучающимися – постоянная межпредметная связь дисциплин общего и профессионального образования. Гаврютиной особенно удаются так называемые проблемные уроки. Главным мотивом познания того или иного предмета, фактором активности обучаемых на уроке Галина Николаевна считает связь с жизнью, будущей профессией и окружающим миром. Она нередко на своих уроках использует игровые ситуации.

Не секрет, что в учреждениях начального профессионального образования существует устойчивое мотивационное преобладание интереса обучаемых к предметам профессионального цикла. Учитывать это обстоятельство непременно приходится преподавателям общеобразовательных дисциплин. Так, на уроках математики Г.В.Заика особое внимание при подготовке к занятиям уделяет профессиональной направленности. Примером могут быть «шумные уроки», когда обучаемые наперебой предлагают решения «как из квадратного листа металла вырезать по углам четыре квадрата так, чтобы из оставшейся части после сгибания получилась коробка максимальной емкости». И таких уроков у нее немало. Не случайно что при всей сложности предмета успеваемость у Галины Власовны стабильно одна из самых высоких в училище. То же можно сказать об уроках преподавателей Зои Кузнецовой, Любови Климовой, Региной Степановой. Много лет и результативно трудится в училище преподаватель литературы Татьяна Бойкова – отличник образования России. В педагогике она использует самые разнообразные формы и методы – «урок-диспут», «урок-концерт», «урок-дискуссия» и другие. Зачастую на ее уроках разговор заходит далеко за рамки учебной программы. Татьяна Яковлена побуждает молодых людей к обсуждению сегодняшних жизненных проблем и от них вновь возвращается к предмету, но уже на другом, можно сказать, обогащенном уровне.

Немалый интерес у обучающихся вызывает дифференцированная самостоятельная работа. Методически организовать ее непросто. Преподаватель химии Любовь Колунова использует этот метод при решении расчетных задач. Обучающиеся получают карточки с алгоритмами решения, а также разноуровневые задачи с одинаковыми условиями, в которых отличаются только численные значения величин.

В ходе опытно-экспериментальной работы в училище в 1989–1991 годах было выявлено, что представления педагогов и обучающихся об идеальных отношениях существенно отличаются от их реальных отношений. Не хватало прежде всего взаимопонимания. Именно поэтому взаимоотношения педагогов и обучаемых потребовали существенного обновления. Весьма интересным в этом смысле представляется опыт работы преподавателя общественных дисциплин Нелли Казаченок. Особое внимание в своей работе она уделяет процессу педагогического проектирования. На первом курсе Нелли Петровна составляет диагностическую карту на каждую группу и каждого обучаемого, которую систематически заполняет на протяжении трех курсов обучения, широко использует деловые игры, тестирование и др.

В училище накоплен богатый опыт педагогического сотрудничества на лабораторно-практических занятиях в учебном хозяйстве училища. Мастера производственного обучения Валерий Бурцев, Николай Михайлов, Владимир Савельев, Виктор Смирнов, Виктор Куприянов, Виталий Смирнов под руководством старшего мастера Виктора Цветкова заинтересовывают обучаемых не только в получении знаний, умений и навыков по работе с машинно-тракторными агрегатами, но и в конечном результате реализации получаемой сельхозпродукции. Процесс профессионально-личностного становления обучаемых осуществляется этими мастерами через производительный труд при одновременном изучении, обслуживании, ремонте техники.

Заслуживает внимания опыт общения с обучаемыми при изучении предметов устройства трактора и автомобиля, правил дорожного движения преподавателями Валерием Горшковым и Александром Дрожжиным. Они широко и эффективно используют эвристический и проблемный методы обучения. Интересно строят свои уроки преподаватели Виктор .Микулич, Раиса Сучилина, Елена Галаган.

Педагогическая и методическая практика преподавателей и мастеров производственного обучения профессионального училища № 38 убеждает в том, что взаимодействие педагогов и обучаемых, построенное на основе мотивационного развития, обладает богатыми возможностями влияния на повышение качества обучения.

Борис ЖУКОВ, директор профессионального училища № 38 г. Ржева, соискатель ученой степени кандидата педагогических наук

17

Возврат к списку

Губернатор Игорь Руденя посетил Максатихинский район
Очередная рабочая поездка главы региона была плодотворной. В ней участвовали министр здравоохранения Тверской области Виталий Синода, министр образования Наталья Сенникова, министр строительства и ЖКХ Андрей Волгин, а также представители других ведомств.
22.09.201718:17
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Новости из районов
Предложить новость