30 Марта 2017
$57.02
61.53
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 01.06.2010

С уклоном к жизни

В прошлом году в тверской средней школе № 53 было сразу два события. Одно – школе исполнилось пять лет. Другое – из ее стен вышли первые медалисты

В прошлом году в тверской средней школе № 53 было сразу два события. Одно – школе исполнилось пять лет. Другое – из ее стен вышли первые медалисты. «Для нас это стало самым дорогим подарком к юбилею, – говорит директор школы Юрий Константинович Тимонин. – А вернее, высокой оценкой нашего труда, учитывая, что и сегодня на фоне таких авторитетных «соседей», как 17-я, 35-я и 46-я, наша школа выглядит идеально разве что как здание – и внешне, и внутри. Если же исходить из ее специфики, то те медали, да и ряд прочих достижений могут быть восприняты как нечто невероятное, но очевидное».

А специфика – вовсе не в «косметическом» блеске, хотя, согласитесь, и это свидетельствует о многом. Она – в изначальном и нынешнем контингенте учащихся: и пять лет назад, и сегодня сюда шли и идут многие из тех, кому в уже названных школах с впечатляющими «уклонами» даже в школьном возрасте учиться еще рано. И тут цитирую не раз услышанное от педагогов 53-й: «Это не вина таких ребятишек, а их беда», иллюстрируя цитату конкретными цифрами. Сегодня в средней школе № 53 учится 1050 ребят, примерно 40 процентов которых – из малообеспеченных, многодетных, асоциальных семей, некоторые имеют лишь опекунов, а 17 состоят на учете в милиции. «Впечатляет», не правда ли? Но как вам сообщение о том, что в этой же школе штат педагогов и прочих работников укомплектован полностью, чем директор и объясняет многим желающим свои отказы в приеме на работу? «Или не может быть, – скажет кто-то, – или во всем этом кроется какой-то секрет». Отвечу: это не только может быть, но и есть, как есть и секрет, которым, здесь делятся более чем откровенно.

«Главное – нам удалось создать коллектив и профессионалов, и единомышленников, – начинает раскрывать этот секрет Юрий Константинович. – Не менее важно то, что мы сразу же поняли: залог будущих успехов – в создании прочной связи школы с семьями многих ее учеников, а также в воспитании не только «трудных» ребят, но и их родителей, среди которых есть даже находящиеся на грани бомжевания. Наконец, цель нашей работы – растить прежде всего личности, а уже потом отличников и просто успевающих. И все это называется объективным взглядом на реальность».

«У нас нет наказаний даже за долгие прогулы, – продолжает заместитель директора по учебно-воспитательной работе и, замечу, мать пятерых детей Эмма Анверовна Нугманова. – Есть как вызовы родителей, так и личные визиты к ним, чаще всего обнаруживающие невиновность ребенка, который либо бесконтролен, либо ищет на улице укрытия от кошмаров в семье. Хотя сегодня все чаще и чаще таким укрытием становится наша школа. К этому мы и стремились, не только организовывая для многих ребят бесплатное питание, но и создавая спортивные секции, кружки, даже свой театр, за который нижайший поклон заслуженной учительнице России, известной писательнице Гайде Лагздынь. А в целом наша задача – сделать школу домом для ребенка, но при этом постепенно возвращая ему родной дом. А последнее – это уже работа с родителями».

И далее моими собеседницами стали Татьяна Волнухина, Людмила Филиппова, Лариса Скворцова, Людмила Иванова, Лариса Ряполова, которых вынужден представить не по должностям, а уже известным читателю: профессионалы и единомышленники. Вот лишь фрагменты их рассказов.

«Работа с родителями – это создание в каждом классе родительского актива, общие собрания с участием и учеников, занятия, проводимые с родителями опытными психологами, но главное и самое трудное – наш личный контакт с каждой «трудной» семьей. Вернее, стремление к нему, чтобы открыть глаза некоторым мамам и папам на то, что их даже «двоечник и хулиган» – это прежде всего личность, которая нуждается в раскрывающих ее тепле, заботе и понимании. Мы даже вызываем родителей провинившегося ученика вовсе не для нотаций, и сами стараясь в каждом проступке увидеть основания не для родительского ремня, а для…гордости: «Да, ваш сын поступил плохо, ударив другого мальчика. Но ведь тот матерился при девочках – вот какой рыцарь растет в вашей семье. Важно, чтобы он не стал просто махающим кулаками. Помогите ему в этом. И т.д. и т.п.».

…Мы понимаем, что некоторым нашим ученикам учиться трудно. Потому-то чья-то двойка для нас – это повод не для осуждения, а для поиска ее причин: а может, ребенок не смог подготовиться к урокам из-за родительской пьянки, может, он не выспался или даже был голоден? И в то же время честно заработанная тройка – повод для похвалы за старание и труд

…Дополнительные индивидуальные занятия – это часть нашего учебного плана, а заодно и возможность пообщаться с кем-то наедине, как говорится, согреть его добрым словом, снять один из «замков» с его души.

Да, это администрация школы договорилась с Центром занятости об уборке улицы Красина нашими учениками, но к тому же была воля ребят. Они заработали тогда приличные деньги, на которые была куплена аппаратура для зрительного зала. Конечно же, это стало веским основанием для нашего: «Какие вы молодцы! Спасибо вам!». Ребята просто светились от счастья…

…Преодолеть замкнутость ребенка, помочь ему обнаружить свое «я», а заодно и поделиться чем-то сокровенным – задача очень трудная и не всегда решаемая даже личным общением с ним. И тогда мы придумали… «директорскую жилетку», в которую можно даже поплакаться. В общем, сделали такую жилетку, вывесили и предложили ребятам класть в ее карман анонимные записки с вопросами, жалобами, пожеланиями и прочим сугубо личным. По ним мы столько узнали и обнаружили стольких обиженных кем-то, влюбленных в кого-то или тайно мечтающих о чем-то. Один из многих результатов этой акции – своя «Фабрика звезд»: признавшихся в желании петь или танцевать было очень много»…

Вот такая эта школа и такие ее люди, одинаково гордящиеся как первыми медалями выпускников, так и первыми четверками некоторых из учеников. И при всем этом – лишь мимоходные упоминания об учительской зарплате, но очень отчетливо прозвучавшее от Ларисы Александровны Ряполовой: «Бытует мнение, что сегодня в школах работают лишь фанаты и неудачники. С первым согласна, со вторым – категорически нет. Во всяком случае мы – очень даже удачники». И это окончательно убедило в том, что вовсе не математическая или лингвистическая 53-я школа все-таки имеет свой «уклон» – к какому-то дому, к какой-то семье, а в целом к жизни. Надо ли говорить, что путь по нему – это только восхождение?

Владимир НЕУГОДОВ

38

Возврат к списку

В армию на три дня | В Твери прошли учебные сборы юнармейцев
В Твери на территории военной части 31056 прошли учебные сборы. Кажется, обычное дело – строевая, физическая, огневая подготовка, ориентирование на местности. И все же они были особенными.
29.03.201720:59
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию