24 Марта 2017
$57.52
62.1
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Экономика01.06.2010

«Антивирусная» программа

Участники состоявшегося в апреле этого года регионального совещания промышленников почти в один голос говорили: мол, идей-то по поводу того, что и как надо делать для развития отечественного реального сектора, у владельцев и директоров компаний предостаточно и они не раз озвучивались на множестве экономических, инвестиционный и прочих форумов, кочевали из одного обращения их участников «наверх» в другое

Участники состоявшегося в апреле этого года регионального совещания промышленников почти в один голос говорили: мол, идей-то по поводу того, что и как надо делать для развития отечественного реального сектора, у владельцев и директоров компаний предостаточно и они не раз озвучивались на множестве экономических, инвестиционный и прочих форумов, кочевали из одного обращения их участников «наверх» в другое. Но где они, воплощенные в новые нормативные акты и протекционистские решения доказательства того, что чаяния промышленников восприняты федеральными властями?

Однако в Священном Писании дается универсальный совет: «Вы стучите, и вам откроется». Должно быть, следуя ему, Торгово-промышленная палата РФ подготовила для представления в Государственную думу уже будущего, послевыборного, созыва проект концепции промышленной политики России, обобщив в этом документе целый ряд идей и предложений, поступивших от деловых кругов российских регионов, в том числе и нашей области.

Выражаясь языком компьютерщиков, наша экономика в рамках так называемых «реформаторских» программ подхватила целый ряд «вирусов» Взять пресловутый «российский вариант приватизации. Многие новоявленные владельцы компаний проявили себя не как «эффективные собственники», а как специалисты по «проеданию» финансовых ресурсов или перекачиванию их в зарубежные оффшоры. Особенно в этом преуспели крупнейшие финансово-промышленные группы -и это вместо того, чтобы стать подлинными «локомотивами» экономического роста. Добавьте в этот перечень «вирусов» «утечку мозгов» за границу, фактическую разруху в системе профтехобразования, донельзя изношенный парк оборудования на большинстве производств и издержки налогового и таможенного законодательства, изрядно тормозящие процесс его обновления, наконец, криминализацию экономики…

Что же, по мнению ТПП РФ, должна содержать в себе «антивирусная программа?» Если коротко, то она должна строиться не на противопоставлении государственного регулирования и рыночных свобод, а, наоборот, на основе сочетания активной роли государства и рыночных механизмов.

При этом усилия государства необходимо направить в первую очередь на создание нормативно-правовой базы промышленной политики, определение «правил поведения» субъектов экономического процесса и совершенствование механизма контроля за соблюдением этих правил. Для этого потребуется принятие ряда новых законов в этой сфере, а также внесение дополнений и изменений в уже имеющиеся нормативные акты - Налоговый, Бюджетный и Таможенный кодексы, законы «О Центральном банке Российской Федерации», «О науке и государственной научно-технической политике», «О приватизации государственного и муниципального имущества», «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности» и т. д. Предстоит также немало поработать над совершенствованием института несостоятельности. Мы уже убедились, что принятый в октябре 2002 года новый (третий по счету) Закон «О несостоятельности (банкротстве)» оставил немало лазеек для тех, кто поднаторел в использовании несовершенства правовых норм для «захвата бизнеса», вывода ликвидных активов, «сбрасывания» долгов, вытеснения акционеров. Понятно, что ни о каком оздоровлении предприятий в такой ситуации не может быть и речи.

Еще один посыл: промышленная политика России должна осуществляться исключительно на инновационной базе. И в этом плане государство призвано не только привести в действие сильные стимулы для инновационной деятельности предприятий всех форм собственности, но и взять на себя наиболее затратную в организационном и финансовом отношении часть инновационного процесса. И это справедливо, ибо компания-инноватор обращает в свою пользу всего лишь 30 процентов общего дохода от внедрения новой технологии. Должна быть на практике реализована идея создания национальной инновационной системы, отдельные элементы которой сегодня существуют изолированно друг от друга.

Сейчас звучит довольно много пессимистических прогнозов по поводу предстоящего вступления России в ВТО и осложнений, ожидающих при этом отечественный реальный сектор. Здесь следует учитывать, что при открытости нашей экономики, особенно на первых этапах реализации промышленной политики, Россия не сможет эффективно противостоять конкурентам из транснациональных корпораций. Не имеющий разумной альтернативы курс на присоединение к Всемирной торговой организации должен сочетаться с принятием соответствующих мер защиты отраслей, которым иностранная конкуренция представляет потенциальную угрозу.

Однако защита отечественных товаропроизводителей отнюдь не идентична закрытию страны для импорта. Без импорта современных станков и оборудования не реальна модернизация российской промышленности. Кроме того, импорт, в том числе и товаров первой необходимости, если даже отечественные не уступают ввозимым по потребительским свойствам, необходим для поддержания конкурентоспособности наших товаров и по качеству, и по цене. Вместе с тем нужно регулировать импорт и по масштабам, и по структуре в интересах развития отечественного производства. В этой связи достойно поддержки предложение о снижении в 2-2,5 раза таможенных пошлин на отдельные виды зарубежной машиностроительной продукции и полной отмены таких пошлин на оборудование, не производящееся в России.

Ключевой проблемой промышленной политики России в настоящее время является правильный выбор ее фундаментальных приоритетов. Общепризнано, что наиболее весомым потенциалом располагают в нашей стране такие отрасли и сферы, как авиакосмический комплекс, атомная энергетика и производство изотопов, приборостроение, программное обеспечение. Создав все необходимые условия для их ускоренного развития на уровне 15-20 процентов ежегодного прироста, мы тем самым сформируем реальные «очаги роста», которые потянут за собой всю экономику страны, обеспечив ее требуемый рост порядка 8-10 процентов в год. Следующий по значимости - «второй эшелон» отечественной экономики. Его основу составляет ряд отраслей машиностроительного комплекса, выпускающих конкурентоспособную продукцию для внутреннего потребления, а частично - и на экспорт.

Одна из самых больных тем для «регионалов» - сохраняющийся диспаритет экономического развития территорий. По мнению разработчиков программы, для устранения имеющихся здесь диспропорций и перекосов следует безотлагательно внести изменения в распределение средств консолидированного бюджета, покончив с противоречащей закону практикой, когда субъекты Федерации получают меньше половины таких средств. Отдельной строкой документа упомянуты дополнительные меры, обеспечивающие безусловное выполнение уже принятых федеральных целевых программ развития отдельных регионов, (в том числе Тверской области).

Огромным, но пока еще слабо используемым потенциалом в деле модернизации экономики располагает национальный российский бизнес. Власти должны недвусмысленно дать понять крупному бизнесу, что время получать сверхприбыли от эксплуатации природного капитала и спекуляции бывшей госсобственностью безвозвратно уходит в прошлое. Сегодня у ряда крупных компаний отмечается стремление к диверсификации капиталовложений, прозрачности, легитимизации собственности, завоеванию приличной деловой репутации в целях привлечения инвестиций и кредитов на производственные нужды. Государство обязано определить меры и стимулы, побуждающие сырьевые и энергетические компании к модернизации собственного производства и переливу капитала в обрабатывающую промышленность. Нужны парламентские и правительственные решения, обязывающие акционерные компании и холдинги сырьевого сектора размещать не менее 75 процентов заказов на оборудование на российских предприятиях.

Отдельный разговор - о проблемах малого и среднего бизнеса. Особым покровительством должно пользоваться малое наукоемкое, венчурное предпринимательство. Однако о каком развитии малого предпринимательства в венчурной форме или вообще в сфере производства в России можно говорить, если к малому предприятию по закону относятся (следовательно, на него распространяются налоговые привилегии) лишь те, у кого годовой оборот не превышает 15 миллионов рублей?

Предлагаемый в проекте программы вариант ответа на еще один «вечный» вопрос об источниках соответствующего ресурсного обеспечения, в общем-то, не нов. Речь идет о целенаправленной государственной инвестиционной политике при ведущей роли средств консолидированного государственного бюджета. В целях концентрации финансовых ресурсов для проведения промышленной политики предлагается создать внебюджетный целевой ссудный фонд промышленности.

Исключительно важной видится реорганизация Российского банка развития, сочетание ее с деятельностью ссудного фонда промышленности. Российский банк развития мог бы взять на себя, в частности, функции кредитора инвестиций в основной капитал отраслей жизнеобеспечения. Ведь если, например, электроэнергетика и транспорт будут получать инвестиционные кредиты на срок 10-15 лет, это исключит необходимость резко повышать тарифы на их услуги.

Что необходимо для того, чтобы банковская система стала активным субъектом промышленной и инновационной политики? В первую очередь - скорейшее создание надежной системы гарантирования банковских вкладов, которая даст необходимые стимулы для привлечения в активы банков десятков миллиардов долларов, находящихся на руках у населения, и последующей трансформации этих сбережений в инвестиции.

Важно обеспечить ускоренное развитие российского фондового рынка, без чего эмиссия акций промышленных предприятий по-прежнему будет оставаться крайне слабым источником финансирования их деятельности Необходимо в срочном порядке завершить формирование современной нормативно-правовой базы деятельности и размещения свободных активов страховых компаний, пенсионных и паевых инвестиционных фондов. Это позволит ежегодно привлекать из этих источников на цели промышленной модернизации 4-5 млрд. долларов «длинных» денег.

Главным источником инвестиций для промышленности по-прежнему служат внутренние средства предприятий. На этом фоне еще контрастнее выглядят непродуманность и недальновидность положений Налогового кодекса, ликвидировавшего льготы по налогу на прибыль. Амортизационные отчисления не способны восполнить образовавшуюся потерю.

В работе с зарубежными инвесторами - свои проблемы. В нынешнем виде зарубежные инвестиции консервируют сырьевую направленность российской экономики. Имеет прямой смысл заключать контракты на модернизацию и реструктуризацию с крупными зарубежными корпорациями. Такие контракты должны включать со стороны государства долгосрочные обязательства в части гарантий по кредитам, гибкого налогообложения, таможенного регулирования поддержки экспорта, а со стороны бизнеса - обязательства по инвестированию, производству новых продуктов и технологий, модернизации существующих мощностей

Ну и, конечно, непременным условием модернизации российской экономики названа радикальная перестройка налоговой системы. Сегодня настроенная на решение задач текущих фискальных потребностей, налоговая система сохраняет чрезмерную нагрузку на реальный сектор экономики. Между тем имеется убедительно обоснованная возможность сокращения налогового бремени для промышленности за несколько лет на 25-30 процентов от ее нынешних расходов.

Подготовила Светлана БАКАРДЖИЕВА

4

Возврат к списку

Вода идет | Тверской регион готов к прохождению весеннего паводка
Лед на реках Верхневолжья вот-вот тронется. Паводок – дело серьезное, встречать его надо во всеоружии. И, как сообщают в оперативном штабе Главного управления МЧС России по Тверской области, к нему уже готовы и люди, и техника.
24.03.201722:44
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию