21 Августа 2017
$59.36
69.72
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 01.06.2010

Татарская община Твери

Появление на территории Тверского княжества первых оседлых татар связано с общими тенденциями, существовавшими в Российском государстве Хll-XVl вв., - переходом татар на службу к московским князьям и переселением их из мест постоянного проживания на исконно русские земли.

Появление на территории Тверского княжества первых оседлых татар связано с общими тенденциями, существовавшими в Российском государстве Хll-XVl вв., - переходом татар на службу к московским князьям и переселением их из мест постоянного проживания на исконно русские земли.

Появление первых поселенцев-татар в тверском крае датируется концом ХV века и обусловлено переходом мещерских князей и мурз на службу к московскому князю.

Самые известные из татарского рода, появившиеся на тверской земле, - это род князей Мещерских.

Среди дворян, предки которых владели поместьями и вотчинами, а также среди служилых дворян Тверской губернии встречаются татарские фамилии. Это известные с ХV века князья-дворяне Беклемишевы, а также роды Солтановых, Алымовых, Ахматовых, Башиловых, Булатовых. Предки Беклемишевых и Солтановых владели поместьями в Тверском, Ржевском, Новоторжском уездах и в Бежецкой пятине.

В Твери татары (мусульмане) впервые зафиксированы в количестве двух человек в 1846 году.

По переписи 1869 года, проведенной властями города по собственной инициативе, татар в Твери насчитывалось 58 человек.

В документах архива мы не найдем названия Татарская слобода, но название Татарский переулок сохранилось. По мнению известного тверского краеведа Н.А. Забелина, именно в этом районе, между Татарским и Смоленским переулками, находилась Татарская слобода. По его словам, район слободок активно заселялся со второй половины ХlХ века. Там жили ямщики, рабочие и люди, имеющие лошадей, - в основном это были татары.

Татары же более образованные получали документы на право торговли и занимались делами посерьезней.

Среди лиц, имеющих свидетельства на право торговли, из татар числились Салехетдин Фатхуллин и Шигабетдин Абдулгафуров. Последний позже станет муэдзином в соборной мечети и заместителем муллы Хусаина Сеид-Бурхана.

С именем этого муллы связана официальная история татарской (мусульманской) общины города.

С приходом официального муллы была удовлетворена потребность татар-мусульман в мечети. Произошло это в 1906 году. Заслуга в этом не только городских властей, разрешивших постройку мечети, и мусульман, собравших деньги на строительство, но и лично купца Ф.И. Алышева, по официальной версии взявшего основную часть расходов на себя.

Современные татары

Увеличение татарского населения Тверской губернии за счет отходников продолжалось вплоть до 1917 года. Это подтверждают данные первой переписи, проведенной в советское время в 1926 году.

Прирост татарского населения Тверской области в советское время идет за счет рабочих, призванных партией на «стройки коммунизма»: строительство крупных предприятий, расширение старых и открытие новых торфоразработок на Орше. Тогда, в 30-е годы, образовали свои компактные поселения в деревнях Аввакумово, Лукино и в поселке Васильевский Мох пензенские татары, приехавшие на торфоразработки.

После официального закрытия мечети (июль, 1935 год) мусульманская община Твери оказалась на полулегальном положении.

Но постановлениями нельзя вытравить веру во Всевышнего. История запомнила имена, благодаря которым сохранилась нить, связующая поколения мусульман. Во время войны и вплоть до 90-х годов в доме у Амины Куруковой по ул. Большевиков, 25 (район «Пролетарки») проводились пятничные намазы, а татары-мусульмане Джафар Аляутдинов, Джафар Амиров совершали все религиозные обряды, которые необходимы были при похоронах, поминовении, рождении ребенка и других случаях.

Религиозная жизнь в полуподполье продолжалась вплоть до середины восьмидесятых годов - начала перестройки. Народными имамами (если так можно выразиться) были Ахир Бавлютов, Яхья Измайлов, Исмаил Файзрахманов и др. Последний стал и неофициальным имамом в Тверской мечети в 1992 году, когда мусульманской общине было возвращено здание мечети.

К этому времени татары представляли общность из двух групп. Первая - потомки нижегородских татар и татары пензенские, которые группировались вокруг народного имама и стариков, соблюдающих обряды ислама. И вторая, разрозненная группа мигрантов из Татарстана и Бакортостана, поселившихся в послевоенный период. Большая часть которых даже не подозревала о существовании первой группы.

И все же, несмотря на малочисленность татар среди прихожан-мусульман, мечеть явилась местом, где встречались татары и башкиры разных регионов. Знакомства и встречи земляков послужили толчком к созданию национально-культурного центра, который был зарегистрирован в январе 1998 года. Инициатором создания явился директор фирмы «Сибиком» Марат Бахтиев.

Перед организаторами, в числе которых был и автор этих строк, встала сложная задача: объединение татар в общину. Закрытость и индеферентность татар, а также отсутствие среди них состоятельных людей не дало возможности оформиться общине в полноценную национальную структуру со своей национальной школой, газетой и центром. Все это задача будущего.

Важно отметить и позицию областного комитета культуры, взявшего на себя труд по координации и взаимодействию национальных общин региона. Инициатором недавнего празднования окончания месяца Рамадан стал советник губернатора Рустам Саидович Хаметов. В празднике приняли участие представители всех национальных общин мусульман.

В заключение хотелось бы сказать вот что. Татары, являясь коренными жителями России, всегда были ее достойными гражданами и все трудности, выпавшие на ее долю, преодолевали вместе с русским народом и народами, населяющими нашу великую Родину. Это происходит и сейчас, когда строится новая Россия.

214

Возврат к списку

В Тверской области прошел форум сельской молодежи ЦФО
Сегодня население небольшого поселка Мирный под Торжком на один день увеличилось на 151 человека. Именно столько начинающих врачей и учителей, выбравших работу в деревнях и весях, собралось здесь на форум сельской молодежи Центрального федерального округа. 
18.08.201719:52
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость