20 Января 2017
$59.35
63.18
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
P.S.01.06.2010

Защита первой инстанции

Каждый житель нашей области является потребителем. И, может быть, для кого-то это станет новостью, но во всех муниципальных образованиях нашего региона есть структуры, которые на местах занимаются защитой наших с вами прав

Каждый житель нашей области является потребителем. И, может быть, для кого-то это станет новостью, но во всех муниципальных образованиях нашего региона есть структуры, которые на местах занимаются защитой наших с вами прав. Причем работают они очень активно.

Только за первое полугодие ими было рассмотрено более 2300 заявлений потребителей, чьи права были ущемлены, выявлено 2166 нарушений законодательства, и добровольно в пользу потребителей было решено 91,5 процента дел. Сумма возмещенного материального ущерба тоже является внушительной: 2 миллиона 815 тысяч рублей. Но работают эти структуры не сами по себе, а в тесном контакте с тверским территориальным управлением МАП России. Специалисты управления дважды в год проводят практические семинары для служб по защите прав потребителей органов местного самоуправления, оказывают необходимую методическую помощь, в том числе в проведении экспертизы договоров хозяйствующих субъектов, дают разъяснения и устные консультации. А органы местного самоуправления в свою очередь направляют информацию о своей работе по защите прав потребителей в тверское управление МАП, что позволяет скорректировать план работы, сделав ее еще более эффективной.

Опыт каждого района по-своему интересен. Но сегодня мы решили рассказать о работе отделов защиты прав потребителей двух муниципальных образований - Удомельского района и города Ржева.

Удомельская служба по защите прав потребителей существует как самостоятельное подразделение администрации, что, как показала практика, является самым лучшим вариантом. В отличие от многих органов местного самоуправления области в Удомле защита прав потребителей организована по широкому кругу проблем. Значительная их часть связана с нарушениями при заключении договоров купли-продажи. Рассматриваемые претензии покупателей касаются буквально всего, начиная от простых бытовых приборов и заканчивая автомашинами и недвижимостью. Кроме того, граждане идут в отдел с жалобами на неправомерные действия ремонтных, швейных мастерских, предприятий по предоставлению строительных, геодезических, ритуальных, юридических, банковских, страховых и других услуг. За восемь лет работы отдела сюда за помощью обратилось более четырнадцати тысяч человек. И нельзя сказать, что в Удомле больше нарушений в сфере потребительского рынка, чем в других районах. Просто активная работа отдела и его реальные успехи укрепили доверие граждан к этой структуре. Тем более что отдел информационно открыт: за год его специалисты выступили в местных СМИ почти семьдесят раз, повышая потребительскую грамотность своих земляков.

Оказывается здесь помощь и в судебной защите. Ее получили 97 потребителей. Не боятся специалисты даже исков к крупным российским предприятиям, поскольку стоят на страже закона. Ответчиками по искам, в которых участвовал Удомельский отдел, были такие «киты», как «Аэрофлот», автозаводы «ГАЗ» и «КАМАЗ», Сбербанк. В основном все иски выиграли потребители, хотя суд, по мнению специалистов отдела, значительно снижал размеры неустоек, определял незначительные размеры компенсации морального вреда, отказывал во взыскании штрафа с ответчика. Нередки были случаи, когда отдел обжаловал решения суда, причем неоднократно. Однажды, действуя в интересах потребителя, отдел подготовил кассационную жалобу на решение суда первой инстанции, затем обжаловал определения и постановления областного суда, облпрокуратуры, Верховного суда, председателя Верховного суда. Только Генеральная прокуратура подтвердила правомерность требований потребителя и отменила незаконные решения судей.

Кроме того, отдел работает и над подготовкой нормативных актов органа местного самоуправления. По его инициативе и с его участием созданы «Правила торговли в городе Удомле и Удомельском районе», «Порядок и нормы снижения коммунальных платежей в случаях нарушения сроков предоставления и снижения их качества» и многие другие документы. Нужно сказать, что практически везде существует грустная тенденция: в отделах по защите прав потребителей сокращается штат. Вот и здесь, в Удомле, в 1992 году в отделе работало три человека, а с 2001-го всей этой работой занимается всего один человек - Валерий Малышев. Кстати говоря, Валерий Павлович - один из немногих, кто к десятилетию принятия Закона «О защите прав потребителей» был награжден почетной грамотой МАП России за развитие системы защиты прав потребителей в муниципальном образовании.

А в Ржеве потребителей несколько лет защищал тоже только один человек - Татьяна Зубкова. Хотя так сказать будет не совсем правильно, поскольку здесь, как и во многих муниципальных образованиях, существует межведомственный координационный совет по защите прав потребителей, в который входят представители многих надзорных и контролирующих органов. Тем не менее первой «инстанцией», куда обращается потребитель, является Татьяна Викторовна. В Ржеве с 1997 года оказана помощь 2140 потребителям, помощь в судебной защите получили 90 человек, что является одним из самых высоких показателей в области, возмещен материальный ущерб на сумму 1 миллион 200 тысяч рублей. Причем, нужно отметить, что большинство претензий удовлетворяются продавцами (или исполнителями) в добровольном порядке. Но иногда приходится обращаться в суд. В Ржеве ответчиками по искам были Федеральная почтовая связь, Сбербанк, предприятие министерства обороны, а также Октябрьская железная дорога. К примеру, в отдел обратился потребитель, которому был причинен вред «вследствие ненадлежащего качества услуги при перевозке багажа» (он перевозил по железной дороге три стиральные машины). В конце концов Ржевский городской суд взыскал с ответчика - ФГУП «Октябрьская железная дорога» - в пользу потребителя ущерб в сумме 18 тысяч рублей.

И таких примеров можно привести массу. Известно, что государственный контроль в сфере защиты прав потребителей осуществляет целая цепочка учреждений. Причем это не только федеральные структуры - министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП) и его территориальные управления, центры Госсанэпиднадзора, центр стандартизации, метрологии и сертификации, а также различные инспекции. Но все-таки ближе всего к потребителю в городах и районах области стоят органы местного самоуправления.

Анна ФЕДОРЕНКО

Автор благодарит за предоставленную информацию специалистов Тверского территориального управления МАП России.

45

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Тверской области стартовала программа «Нас пригласили во Дворец»
Проект «Нас пригласили во Дворец» реализуется по инициативе губернатора Игоря Рудени. Всего в масштабной акции примут участие более 33 000 учащихся 526 школ Твери и области. В картинной галерее побывают 513 групп, составленных из учеников 8-х классов. Численность же обучающихся в 9–11-х классах составляет около 21 000 человек.
19.01.201711:17
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию