30 Мая 2017
$56.71
63.37
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 01.06.2010

Консолидация безопасности

Терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну из самых опасных по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических и моральных проблем. Задачи по организации противодействия терроризму в настоящее время не могут быть решены без создания в самые кратчайшие сроки механизма взаимодействия органов государственной власти и соответствующей нормативной базы.

Терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну из самых опасных по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических и моральных проблем. Задачи по организации противодействия терроризму в настоящее время не могут быть решены без создания в самые кратчайшие сроки механизма взаимодействия органов государственной власти и соответствующей нормативной базы.Об организации работы по противодействию терроризму на территории Тверской области мы беседуем с председателем Антитеррористической комиссии Тверской области, губернатором Тверской области Дмитрием Вадимовичем Зелениным и руководителем оперативного штаба в Тверской области, начальником управления ФСБ по Тверской области Александром Владимировичем Рехтюком.Именно вопросы координации деятельности заинтересованных федеральных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по устранению причин и условий, порождающих терроризм, минимизации последствий террористической деятельности и ликвидации различных форм поддержки терроризма регулируются Федеральным законом «О противодействии терроризму» (35-ФЗ от 6.03.2006г.).

10 марта текущего года исполняется год со дня вступления в силу Указа Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму» (№ 116 от 15.02.2006г.). С целью формирования единого общегосударственного подхода для противодействия террористическим проявлениям данным указом образован Национальный антитеррористический комитет, работе которого задан высокий темп и рациональный принцип – встроить сложившуюся годами практику антитеррористической деятельности во вновь создаваемую государственную систему.

Федеральным центром приняты адекватные террористическим угрозам меры, в результате совместных действий силовых и властных структур количество террористических актов в нашей стране сократилось на 40%, нарушена система управления бандформированиями, пресечена деятельность целого ряда опасных бандитов и эмиссаров международных террористических организаций.

«ТЖ»: Какие конкретно органы государственной власти занимаются проблемами организации противодействия терроризму в Тверской области?

Дмитрий Зеленин, губернатор Тверской области: Основными элементами государственной системы противодействия терроризму определены: на федеральном уровне – Федеральный оперативный штаб Национального антитеррористического комитета, в субъектах Российской Федерации – антитеррористические комиссии и оперативные штабы.

Для организации деятельности по борьбе с терроризмом в Тверской области, управления контртеррористическими операциями, а также для планирования применения соответствующих сил и средств в марте прошлого года создан оперативный штаб, в состав которого вошли руководители всех силовых подразделений региона и администрации области. Руководителем штаба является начальник Управления ФСБ РФ по Тверской области.

Координация деятельности по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений возложена на Антитеррористическую комиссию, председателем которой является губернатор области и которая уже функционировала в регионе. Во исполнение Указа Президента РФ в настоящее время проведены необходимые мероприятия по ее реформированию.

«ТЖ»: Как следует из вашего ответа, подразделения по противодействию терроризму расположены в областном центре. Территория Тверской области является очень протяженной. Как будет организована работа в случае возникновения чрезвычайной ситуации в районах, удаленных от Твери ?

Александр Рехтюк, руководитель ОШ: В целях эффективной организации первоочередных мероприятий в условиях возникновения угрозы или совершения террористических актов на территории области приказом руководителя оперативного штаба во всех муниципальных образованиях сформированы оперативные группы. Назначены ответственные лица, в обязанности которых входит общее руководство группой, управление действиями необходимых сил и средств и организация взаимодействия с органами местного самоуправления, иными заинтересованными ведомствами. В сферу ответственности членов оперативных групп входит непосредственная реализация решений оперативного штаба на территории муниципального образования.

«ТЖ»: Что еще сделано оперативным штабом за истекший период его деятельности в регионе ?

Александр Рехтюк: В 2006 году проведено шесть заседаний оперативного штаба, на которых разработаны и впоследствии реализованы конкретные мероприятия по обеспечению безопасности объектов жизнеобеспечения, промышленности и транспорта, мест массового пребывания людей, приняты меры по поддержанию необходимой готовности задействованных сил и средств. Совместно с областной Антитеррористической комиссией организовано взаимодействие с руководителями таких объектов, а также органов исполнительной власти и местного самоуправления региона.

Оперативным штабом осуществлялась координация деятельности правоохранительных структур в ходе реализации мер безопасности в период проведения в Тверской области общественно значимых мероприятий, а также торжественных мероприятий, посвященных государственным праздникам Российской Федерации.

В целях отработки приемов управления контртеррористической операцией и практического применения сил и средств по борьбе с терроризмом организован и проведен ряд учений на различных объектах Тверской области.

Оказана методическая и практическая помощь оперативным группам в муниципальных образованиях региона, проведены совместные заседания с участием сотрудников заинтересованных ведомств.

Организованы проверки состояния антитеррористической защищенности объектов повышенной техногенной опасности, жизнеобеспечения и массового пребывания людей, расположенных на территории Тверской области, по их результатам выработаны алгоритмы решения задач по усилению мер безопасности этих объектов.

«ТЖ»: Выделяется ли при организации антитеррористической деятельности Тверская область среди других регионов Центрального федерального округа?

Дмитрий Зеленин: На сегодняшний день обстановка по линии борьбы с терроризмом и политическим экстремизмом в Тверской области стабильна. Безусловно, имеются некоторые характерные особенности. Как мы уже отметили, это один из самых больших по площади регионов Центральной России (около 85 тысяч квадратных километров). На его территории расположен целый ряд уязвимых в диверсионно-террористическом отношении объектов, вывод из строя которых может привести к серьезным политическим, социально-экономическим, экологическим последствиям. В первую очередь это Калининская АЭС, Конаковская ГРЭС, трассы магистральных газонефтепроводов и целый ряд других объектов.

С учетом наличия на территории значительного количества рек и озер область является естественным источником питьевой воды для населения центральной части России, Белоруссии, стран Балтии и основой для водоснабжения Москвы.

Географическое расположение (близость к городам Москве и Санкт-Петербургу), наличие мест компактного проживания выходцев из разных регионов стран СНГ, подчас со сложной общественно-политической обстановкой, способствуют миграции в регион некоренного населения.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о сохранении угроз террористического характера и необходимости постоянного совершенствования мер по противодействию терроризму на территории Тверской области.

«ТЖ»: Какие конкретно приняты меры по обеспечению безопасности объектов водоснабжения ?

Дмитрий Зеленин: Всего в регионе функционирует около двух десятков гидротехнических сооружений, находящихся в ведении ФГУП «Канал имени Москвы». Девять из них (среди которых Вышневолоцкий гидроузел, Верхневолжская и Зубцовская плотины) являются сооружениями повышенной опасности. Обеспечение устойчивой работы сооружений и объектов «Канала имени Москвы» является необходимым условием для нормальной жизнедеятельности центральной части России.

Гидросооружения водохозяйственной системы «Канала имени Москвы» введены в эксплуатацию в 1937 году. Технические решения, использованные при строительстве указанных гидросооружений, к сожалению, уже устарели, поэтому соблюдению норм и правил безопасности их эксплуатации уделяется особое внимание. В прошлом году межведомственной группой при областной Антитеррористической комиссии проведены необходимые проверки. Материалы по их результатам были направлены в Национальный антитеррористический комитет, который на одном из заседаний рассмотрел вопрос «Об антитеррористической защищенности судоходных гидротехнических сооружений внутренних водных путей Российской Федерации». В соответствии с принятой на данном заседании резолюцией правительство выделило дополнительные средства Минтрансу России, и вопрос по охране гидротехнических сооружений, находящихся в ведении ФГУП «Канал имени Москвы» на территории Тверской области, решен положительно. Сооружения повышенной опасности Тверского района гидросооружений взяты под охрану подразделением ФГУП «УВО Минтранса России».

«ТЖ»: Предусмотрены ли какие-то дополнительные мероприятия по повышению эффективности антитеррористической защищенности объектов повышенной техногенной опасности?

Дмитрий Зеленин: Решение вопросов предупреждения и пресечения террористической деятельности на объектах промышленности и энергетики безусловно требует комплексного подхода.

Именно с этой целью создана совместная рабочая группа из специалистов Министерства промышленности и энергетики РФ и представителей заинтересованных органов государственной власти Тверской области. Так, на ОАО «Конаковская ГРЭС» и ОАО «Сибур-ПЭТФ» была апробирована методика категорирования объектов по степени их потенциальной опасности и оценке достаточности мероприятий по их физической защите. Приказом Минпромэнерго данная методика категорирования объектов утверждена и рекомендована к применению.

В соответствии с указанием Федеральной антитеррористической комиссии и постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации «О мерах противодействия биологическому терроризму», областной антитеррористической комиссией в муниципальных образованиях региона организованы проверки уровня защиты от не­санкционированного доступа систем централизованного питьевого водоснабжения, а также предприятий по производству и реализации пищевой продукции, общественного питания и торговли, систем вентиляции в местах массового скопления людей.

Всего в целях обследования уровня технической защищенности и состояния охраны объектов особой важности, повышенной техногенной опасности и жизнеобеспечения, межведомственной группой при областной Антитеррористической комиссии в 2006 году проведено 107 проверок, по результатам которых внесены соответствующие представления об устранении недостатков, в том числе в ряде случаев при участии прокуратуры Тверской области. Впоследствии руководители данных объектов были заслушаны на заседаниях Антитеррористической комиссии с информацией о принятых мерах.

«ТЖ»: А как решаются вопросы обеспечения безопасности жителей области в местах их массового пребывания?

Александр Рехтюк: Практическая деятельность по обеспечению безопасности граждан в местах массового пребывания требует не только дополнительных усилий со стороны правоохранительных структур, но и обязательного участия руководителей подобных объектов.

Все подобные объекты периодически проверяются специалистами Главного управления МЧС России по Тверской области. Однако, к сожалению, более чем в 30% случаев на таких объектах имеются нарушения, устранение которых не входит в компетенцию правоохранительных органов. Так, почти на четверти объектов отсутствует или неисправна система оповещения, не обеспечены условия безопасной эвакуации людей. В повседневном режиме организация охраны таких объектов не в полной мере отвечает предъявляемым требованиям. Только около 80% от общего количества охраняется вневедомственной охраной либо частными охранными предприятиями. На большинстве объектов отсутствуют системы видеонаблюдения и иные технические средства, направленные на обеспечение антитеррористической безопасности (тревожные кнопки, системы видеонаблюдения). На ряде объектов не организована охрана.

По устранению нарушений руководителям учреждений систематически предлагалось принять необходимые меры, ряд должностных лиц привлечен к административной ответственности, однако перечисленные обстоятельства по-прежнему делают объекты жизнеобеспечения Тверской области уязвимыми в диверсионно-террористическом отношении.

С учетом изложенного оперативным штабом во взаимодействии с органами исполнительной власти разработан комплекс дополнительных мероприятий, направленных на усиление взаимодействия всех субъектов антитеррористической деятельности в регионе в части, касающейся выявления, предупреждения и пресечения возможных диверсионных и террористических актов на объектах здравоохранения, образования и культуры. Разработан и утвержден расчет сил и средств, при необходимости проводится инженерно-техническая отработка всех помещений, строений и участков местности. Администрациям учреждений рекомендовано оборудовать помещения системами видеонаблюдения и привлечь для обеспечения безопасности подразделения вневедомственной охраны. Областной антитеррористической комиссией усилен контроль за исполнением областной целевой программы «Безопасность детей в Тверской области».

«ТЖ»: Преступное сообщество за последние годы вооружилось, получило значительные финансовые и технические возможности. Позволяют ли уровень имеющейся техники и профессиональная подготовка сотрудников силовых структур обеспечивать надежное противостояние террористическим угрозам?

Александр Рехтюк: Как мы уже обсуждали, в настоящее время созданы специальные подразделения, предназначенные для организации противодействия терроризму. Техническое обеспечение таких подразделений осуществляется на должном уровне, предусмотрено все необходимое. Осуществляется постоянный мониторинг оперативной обстановки, и с учетом происходящих изменений организована подготовка специалистов по различным направлениям деятельности. Сотрудники систематически направляются на курсы повышения квалификации.

В целях приобретения и совершенствования практических навыков при проведении контртеррористических операций, отработки взаимодействия между заинтересованными федеральными структурами и органами местного самоуправления и поддержания высокой степени готовности необходимых сил и средств регулярно проводятся различные учения на потенциально опасных объектах, объектах жизнеобеспечения и массового пребывания людей.

Всего в результате деятельности правоохранительных органов Тверской области в сфере противодействия терроризму в 2006 году было возбуждено более трехсот пятидесяти уголовных дел по преступлениям, совершенным против государственной власти, порядка управления, безопасности государства и общественной безопасности. В том числе более трехсот пятидесяти эпизодов преступной деятельности в сфере незаконного оборота оружия. Возбуждены уголовные дела по преступлениям, предусмотренным такими статьями, как организация преступного сообщества, диверсия, заведомо ложное сообщение об акте терроризма и другие.

Управлением ФСБ России по Тверской области в сфере организации противодействия терроризму только за 2006 год разработан и реализован комплекс специальных мероприятий, в результате которых пресечена деятельность целого ряда организованных преступных групп, возбуждены уголовные дела, изъято из незаконного оборота более двух десятков единиц огнестрельного оружия, около четырех с половиной тысяч единиц боеприпасов, более шестисот килограммов взрывчатых веществ.

Так, например, в мае прошлого года в г. Ржеве в результате проведенной операции задержаны члены организованной преступной группы, специализирующейся на незаконном обороте стрелкового оружия, изготовленного из пневматических и газовых образцов, а также восстановленного до боеспособного состояния оружия времен Великой Отечественной войны. В ходе расследования уголовного дела изъято значительное количество предметов, запрещенных к свободному обороту. В настоящее время приговором Ржевского районного суда участники преступной группы осуждены к различным срокам лишения свободы.

При координации центрального аппарата и во взаимодействии с другими территориальными подразделениями ФСБ России выявлены, установлены и задержаны скрывавшиеся, в том числе на территории Тверской области, члены вооруженных бандгрупп, входивших в так называемый «Самашкинский джамаат». Все задержанные конвоированы на территорию ЧР, в настоящее время расследуется шесть уголовных дел. При проведении следственных действий в населенном пункте Самашки обнаружены оборудованные тайники, из которых изъято оружие, боеприпасы и средства экипировки.

В результате мероприятий, проведенных во взаимодействии с правоохранительными органами Тверской области, разоблачена преступная группа, занимавшаяся реализацией боеприпасов к автомату Калашникова, похищенных со складов одной из воинских частей. По данному факту возбуждено и расследуется уголовное дело.

«ТЖ»: На что прежде всего должны обращать внимание обычные жители региона для обеспечения собственной безопасности ?

Дмитрий Зеленин: Безусловно, эффективная борьба с терроризмом на государственном уровне возможна только в том случае, если к ней присоединится гражданское общество, все слои населения. Проблема терроризма является всеобщей, потому что он делает своей жертвой любого человека. Поэтому призываю всех обращать самое пристальное внимание на те простые и, казалось бы, общеизвестные правила безопасности, которые не входят в компетенцию силовых структур, но знание которых может оказаться полезнее, чем дорогостоящие силовые операции.

Прежде всего необходимо помнить, что террористам легко затеряться в толпе людей, спешащих утром на работу в переполненных автобусах и троллейбусах. Их ручная кладь может ничем не отличаться от таких же сумок, портфелей и молодежных рюкзаков, какие везут с собой обыкновенные горожане. Мировой опыт свидетельствует, что излюбленной целью террористов стали места значительного скопления людей – рынки, государственные объекты, концертные залы, больницы и жилые здания, а также средства и объекты транспорта: электропоезда, автобусы, троллейбусы, полотно железных и автомобильных дорог. Поэтому любая оставленная без присмотра вещь должна вызывать беспокойство. Необходимо обращать внимание на новых жильцов в подъездах, погрузку и складирование различных материальных объектов, на состояние чердачных и подвальных помещений, придомовых территорий, гаражей. Повышенную опасность представляет собой брошенный и разукомплектованный транспорт. Граждане должны быть бдительными, сталкиваясь с деятельностью строительных организаций, особенно на предмет незаконного использования нелегальной рабочей силы, а также исключить противоправное использование жилищного фонда для незаконной сдачи в аренду.

На территории Тверской области по статистике ежегодно проводится от 100 до 150 массовых мероприятий, в которых в среднем принимает участие до миллиона человек. В том числе практически половина из них приходится на долю общественно-политических акций, включая митинги и пикетирования. Имеют место факты, когда проведение массовых мероприятий используется заинтересованными силами для инспирирования антиобщественных и экстремистских проявлений. Поэтому, принимая участие в подобных мероприятиях, необходимо быть особенно внимательными.

«ТЖ»: Что вы можете сказать о сегодняшнем мероприятии, насколько нужны и актуальны подобные интервью, нужно ли обычным гражданам обсуждать проблемы противостояния терроризму ?

Дмитрий Зеленин: Широкое обсуждение вопросов, касающихся необходимости объединения усилий всего общества при выявлении причин и условий, порождающих терроризм, – это одно из эффективных средств борьбы с этим злом. Проблема терроризма однозначно является всеобщей, потому что он делает своей жертвой любого и каждого человека, тормозит развитие нашего общества, порождает страх в общественном сознании, изменяет стереотипы мышления, культивирует психологию насилия как способ достижения преступных целей. В этой связи терроризм является одной из наиболее серьезных угроз национальной безопасности Российской Федерации и требует самого пристального внимания со стороны не только правоохранительных органов и спецслужб государства, но и со стороны всего гражданского общества. И роль средств массовой информации здесь очень велика. Ведь именно от оперативности и позитивной направленности в информировании общественности во многом зависит отношение людей к оценке актов терроризма, их стремление оказать помощь государственным органам. На наш взгляд, необходимо придавать больше значения воспитательной функции борьбы с терроризмом, осуществляемой средствами массовой информации совместно с правоохранительными структурами. Факты высокого профессионализма спецслужб при предании их гласности способствуют возрастанию активности самого населения в разоблачении преступников.

Поэтому обеспечение требований к объективности, точности и доказательности информации, ее единообразию в официальном звучании – верный залог понимания и поддержки общественности в борьбе с терроризмом.

Аппарат оперативного штаба в Тверской области,

Антитеррористическая комиссия Тверской области

90

Возврат к списку

В тверском регионе стартовала кампания ЕГЭ-2017
Паспорт, хорошие знания и память – это все, что сегодня взяли с собой выпускники школ региона на экзамен по информатике и ИКТ.
29.05.201721:21
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию