24 Сентября 2017
$57.65
69.07
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Общество 01.06.2010

Октябрь 41-го. Гибельный рейс

Октябрь для нашего города - время, когда жители Твери вспоминают о трагических событиях октября 1941 года: начало операции германских войск «Тайфун», наступление войск вермахта на калининском направлении, захват городов Зубцова, Старицы и других населенных пунктов, недолгая оборона областного центра, захват врагом Калинина…

Октябрь для нашего города - время, когда жители Твери вспоминают о трагических событиях октября 1941 года: начало операции германских войск «Тайфун», наступление войск вермахта на калининском направлении, захват городов Зубцова, Старицы и других населенных пунктов, недолгая оборона областного центра, захват врагом Калинина… Казалось бы, уже все известно о тех днях, обо всем написано… Но количество белых пятен в истории событий более чем 60-летней давности уменьшается не так быстро, как хотелось бы. Например, нет до сих пор ясности в истории о судьбе колонны московских автобусов, направленных в район Ржева в октябре 1941 года. История появления их в нашей области лишь частично восстановлена по армейским документам и воспоминаниям.

Когда 7 октября 1941 года в районе Вязьмы были окружены войска нескольких советских армий, путь на Москву и Калинин был для противника открыт. К Москве и нашему городу с разных участков фронта перебрасывались регулярные войска. На Можайскую линию обороны было срочно перебросить дивизии и из армий правого крыла Западного фронта, то есть с ржевско-осташковского направления. В частности, 243-я и 246-я стрелковые дивизии из состава 29-й армии были направлены в район Старицы (по северному берегу Волги), где их должен был забрать автотранспорт из Москвы. Для ускорения переброски командиру 174-й стрелковой дивизии, которая только что подошла к Ржеву для организации его обороны, в середине дня 13 октября было приказано «весь автотранспорт дивизии разгрузить и немедленно направить в распоряжение командира 243-й стрелковой дивизии, догнав ее по дороге Ржев - Старица для срочной автопереброски дивизии в Москву… Все части этой дивизии попутно грузить на машины, догоняя голову дивизии». Уже в 17 часов этого же дня командующий 29-й армией генерал-лейтенант И.И.Масленников докладывал командованию Западного фронта, что 243-я и 246-я стрелковые дивизии на подходе к Старице, но «выделенный Москвой автотранспорт не прибыл». Рано утром 14 октября подошедшим к району Старицы дивизиям было запрещено вступать в бой, а «сосредоточиться на железнодорожных станциях Старица, Неверово, Высокое для погрузки». Генерал Масленников просил обеспечить подачу 20 эшелонов. Естественно, ни о каких 20 эшелонах речи уже идти не могло, так как 14 октября германские войска вошли в Калинин. 243-я и 246-я стрелковые дивизии остались в районе Калинина, где и воевали успешно.

Но куда делся московский автотранспорт? Некоторый свет на его судьбу проливают воспоминания З.И.Кондратьева, который в начале войны возглавлял Главное управление автотранспортной и дорожной службы Генерального штаба РККА.

По просьбе Генштаба Московский совет выделил для переброски дивизий под Москву тысячу автобусов. Водителями были пожилые мужчины и в основном женщины без опыта дальнего вождения. Были сформированы колонны по 20 машин, командирами которых назначили слушателей Военно-транспортной академии. Командиром всей группы был назначен один из самых опытных офицеров-автодорожников Генштаба комбриг А.А.Славин, его заместителем - С.Г.Лоскутов. Был разработан маршрут: Москва - Клин - Калинин - Старица - Ржев, продуманы вопросы заправки машин горючим, ремонта, связи.

Рано утром, скорее всего 12 октября 1941 года, от Московской площади у Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Останкине отъехала колонна автобусов. Специальный дежурный докладывал начальству об их продвижении каждые полчаса. Вначале все было нормально, проехали Солнечногорск, Клин, Завидово. Из Калинина А.А.Славин должен был позвонить лично. Но звонка не было. Из Москвы удалось связаться со штабом оперативной группы заместителя командующего Западным фронтом И.С.Конева, который только что прибыл в Калинин (известно, что это произошло 12 октября). В штабе оперативной группы колонну не видели. И сообщений от уехавших больше не было.

А.А.Славин вернулся в Москву к концу четвертых суток. Выяснилось, что колонна автобусов прошла через Калинин и направилась к Старице без выяснения оперативной обстановки. Как известно, Старица была захвачена врагом вечером 12 октября. Можно представить себе картину, как по дороге к Старице с одной стороны движутся немецкие танки, а с другой - колонна московских автобусов, растянувшаяся на несколько километров. Естественно, ее заметила с воздуха немецкая разведка. Колонну вначале разбомбили, а после бомбежки живых добивали немецкие мотоциклисты-автоматчики. Почти все водители и сопровождающие погибли, транспорт был уничтожен. На обочине дороги Калинин - Старица был похоронен помощник командира С.Г.Лоскутов, как, вероятно, и многие другие водители и офицеры.

А.А.Славин, судя по информации учетной карточки, хранящейся в Центральном архиве Министерства обороны, 2 ноября 1941 года был освобожден от занимаемой должности и направлен в Главное управление кадров Народного комиссариата обороны, в декабре 1941 года был слушателем ускоренного выпуска академии Генштаба, а в январе 1942 года был назначен начальником отдела устройства оперативного тыла 6-й армии Воронежского фронта. После тяжелого ранения в 1944 году служил в Московском, Закавказском военных округах, из армии был уволен в 1956 году.

Прокурорские документы автодорожного управления в ЦАМО для рядового исследователя оказались недоступны. Остался ли кто в живых из водителей, что с ними стало, вернулся ли кто в Москву, на каком конкретно участке дороги произошла трагедия, неизвестно. Письмо с этими вопросами в Московский музей обороны Москвы осталось без ответа.

Возможно, кто-то из жителей нашего города и области видел в октябре 1941 года эти московские автобусы, что-то о них знает? Будем благодарны за любую информацию.

Светлана ГЕРАСИМОВА, научный сотрудник Тверского государственного объединенного музея

29

Возврат к списку

В Твери прошел промышленный форум
Сегодня, 24 сентября, свой профессиональный праздник отмечают машиностроители – представители ведущей отрасли Тверской области.
24.09.201709:51
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Новости из районов
Предложить новость