23 Апреля 2017
$56.23
60.32
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Тверская сага01.06.2010

Мой дом - театр

Петр Петрович Званцев в сущности жил жизнью рядового советского человека. Получал карточки на продукты питания, стоял в очередях и отоваривал их в магазинах, скучал на собраниях, читал газеты, воспитывал единственного сына.

Петр Петрович Званцев в сущности жил жизнью рядового советского человека. Получал карточки на продукты питания, стоял в очередях и отоваривал их в магазинах, скучал на собраниях, читал газеты, воспитывал единственного сына.

Иногда вместе с коллегами посещал входной ларек на углу Каляева и Урицкого со странным названием «У депутата» (кто позабыл - это во дворе, за пирожковой), где отпускали в разлив, чтобы выпить на месте, и давали с собой, работал… Работа, правда, была не совсем обычная. Петр Званцев служил в Калининском драматическом театре и почти каждый вечер выходил на сцену. Роли ему доставались преимущественно отрицательные - белогвардейцев, кулаков, аристократов. Например, Званцев играл черствого душой чиновника Каренина в «Анне Карениной». Видимо, режиссеры подсознательно чувствовали благородное происхождение артиста и использовали его богатую фактуру по назначению. Хотя о своих дворянских корнях Петр Петрович по понятным причинам не распространялся. Не такое тогда было время.

Род Званцевых берет свое начало от Петра Павловича Званцова (такое написание фамилии существовало до конца Х1Х века), родившегося в 1753 году. Биографию далекого предка излагает официальный документ, составленный при царском дворе.

Из грамоты Великого Князя Павла, будущего императора Павла 1: «А известно НАМ, что НАШ верноподданный камер-фурьер Петр Званцов происходит из гор. Хотина, что в Турции, от чиновных родителей и во время с Портою Отоманской войны взят он в 1769 году при Пруте российскими войсками в плен. Потом по прибытии его в Санкт-Петербург крещен в веру греческого вероисповедания и удостоин НАС восприятием о святой купели. В службу НАШУ он вступил в 1774 году в Кирасирский наследнический полк рядовым, в том же году произведен в унтер-офицеры, в 1780 году взят ко двору НАШЕМУ камергером, а в 1796 году, ноября 9 дня, МЫ его чином двора НАШЕГО камерфурьером 6 класса и в Нижегородской губернии четырестами душами крестьян удостоили… жалуем ему Званцову нижеследующий герб… Герб жалуем и позволяем камер-фурьеру 6 ранге Званцову вывешивать данный Дворянский герб во всех честных и присных случаях, в письмах, печатях, на домах и домовых выездах и везде, где ЧЕСТЬ его и другие случающиеся обстоятельства того требуют.

25 марта 1799 года Павел»

Умер Петр Званцов в 1820 году, оставив пятерых сыновей. Многие потомки бывшего турецкого юноши стали замечательными людьми. Среди них были военные, герои войн, государственные служащие, музыканты, писатели, художники…Дети Званцевых роднились с другими замечательными родами и вплетали их истории в свою… Рассказывать о роде Званцовых-Званцевых надо не в статье, а в толстой книге, поэтому сосредоточимся на единственном продолжателе рода - Петре Петровиче, который связал свою судьбу с тверской землей.

Петр Петрович Званцев родился страшно давно, в позапрошлом веке, точнее в августе 1893 года. Он прожил не слишком долгую жизнь, умер в 1958 году. Кажется чудом, что есть люди, которые помнят его и могут рассказать каким он был.

О Петре Петровиче мы беседуем с его сыном, Дмитрием Петровичем Званцевым, известным тверским журналистом. К великому сожалению (и малый опыт «Тверской саги» тому подтверждение) в наших семьях не слишком принято рассказывать детям о родителях, так что часто остаются не факты, а лишь детские впечатления. Вот и о Петре Петровиче известно не слишком много. О его детской и юношеской поре можно с уверенностью сообщить лишь, что в зимнее время его семья жила в Нижнем Новгороде, а в летнее - в фамильном имении Тарталей Сергаческого уезда под Нижним. Как все дворянские дети, мальчик учился в гимназии, а затем в Дворянском институте и в университете на юридическом факультете. Будучи студентом, Петр увлекся театром, да до такой степени, что не закончив курса, юноша подался в актеры, чем вызвал большое недовольство своей семьи. Впрочем, в свете грядущих больших перемен, возможно, это обстоятельство и сыграло положительную роль. Шел 1916, предреволюционный год. Начинающий актер отказался от дворянского наследства, поступил в частный столичный театр Незлобина и начал жизнь кочевого актера, играющего в антрепризных спектаклях.

Там, за театральными кулисами, Петр Званцев встретил свою будущую жену, тоже актрису. Варвара Николаевна Ярошенко (так звали барышню, хотя она не любила свое крестильное имя и предпочитала зваться Еленой), была моложе суженого на 11 лет. Она родилась в 1904 года во Владикавказе. Актерскому ремеслу нигде не училась, была очень талантливой, как говорили тогда, актрисой по нутру. Театральное амплуа Варвары-Елены было травести, что соответствовало ее внешним данным - маленькая, субтильная, нога 34-го размера и подвижному характеру. Долгие годы актриса играла мальчишек, например, Гаврика в пьесе Катаева «Белеет парус одинокий», да так талантливо, что имела девчонок-поклонниц и получала восторженные письма от почитательниц своего таланта.

Двадцать пятого сентября 1925 года в театральной семье родился сын, которого нарекли Дмитрием. «Все мое раннее детство прошло в бесконечных переездах из одного города в другой», - вспоминает Дмитрий Петрович. Конечно, это было вредное для здоровья время лишений. На заре строительства социализма в молодой советской республике случались, как раньше писали, некоторые перебои с хлебом. А также с другими продуктами питания и товарами первой необходимости. Проще говоря, было нечего есть. Причем до такой степени, что в детской памяти актерского ребенка навсегда остались жуткие картины нижегородской улицы Покровки, на которой неподвижно лежали крестьяне. Званцевы до такой степени, конечно, не нуждались, но все-таки продали и проели хорошее кожаное пальто матери.

Незлобинская труппа гастролировала по провинции. Ижевск, Иваново-Вознесенск, по городам ездили, пока родители не устроились на работу в постоянный репертуарный театр Калинина. Это произошло в 1929 году. Первое время снимали комнатку в Татарском переулке у хозяина по фамилии Баженов. Похоже, что это был незаурядный человек. Достаточно сказать, что он вел переписку с гениальным Константином Циолковским, а еще в доме находилась такая необычная для того времени вещь как микроскоп.

Петр Петрович с женой играли в драматическом театре, но недолго. Вскоре Елена Николаевна перешла в Театр юного зрителя, более близкий ей по духу. В те годы он размещался в бывшей церкви Знаменья, которая стояла на месте нынешней Горьковской библиотеки. Один из спектаклей с участием мамы сын помнит до сих пор - это пьеса «Ураганный огнь», разумеется, про революцию. Отец к тому времени перешел на роли благородных отцов и негодяев. Считалось, что в театральной семье Званцевых жена талантливее мужа, и отец это признавал.

В первый класс Митя Званцев пошел уже в Твери. Школа размещалась в бывшем Карповском училище на улице Крылова. Однако проучиться удалось всего год. Что произошло в семье, ребенку не сказали, но только однажды мать быстро собралась и заявила сыну, что они уезжают в Нижний Новгород. Как оказалось, навсегда. В Калинин к отцу Митя теперь приезжал на летние и зимние каникулы.

Как жил потомок знатного дворянского рода Петр Петрович Званцев в советской России? Как все. В материальном плане он был полным пролетарием, то есть не владел абсолютно никаким имуществом. У ведущего актера государственного театра не было даже своего угла. Он снимал комнаты в разных домах и кочевал по ним вместе с сыном. Дмитрию Петровичу запомнилось, как они с отцом жили в доме бывшей баронессы Розен на Солодовой улице (ныне Лидии Базановой), в Затьмачье на улице Достоевского, аккуратно затапливаемую каждой весной. Вода проникала в жилые комнаты первого этажа, и вещи свободно плавали по дому. Потом актеру дали комнату в театральном общежитии в Свободном переулке. Движимого имущества было ненамного больше. Некоторые вещи были взяты в пользование в театре - диван, две кровати с матрасами, обеденный и письменный столы. Из своего у Званцева был очень красивый письменный прибор, карманные часы, барометр с психрометром, да несколько книжек, одна из которых о лошадях, которыми он увлекался и любил посещать бега. Так жили почти все актеры, и не только актеры.

Жалел ли бывший дворянин об утраченном остатке? Едва ли. Похоже, он действительно верил, что страна строит новую жизнь. Долгое время на его письменном столе стоял акварельный портрет вождя. После разоблачительного выступления Хрущева портрет Сталина исчез. Власть не трогала артиста, но и не отмечала его заслуги. Достаточно сказать, что он так и не получил никакого звания, хотя отдал театру более сорока лет своей жизни. Петр Петрович очень дорожил своей честью, не дворянской - человеческой. Его изумляло, когда люди давали «честное слово». «А какое же еще?» - говорил он. «Честь - это единственное, что у человека нельзя отнять, - говорил дворянин, - Ее можно только потерять».-

Не все артисты жили бедно. В числе немногих исключений была будущая народная артистка РСФСР Надежда Гончарова. Гончарова жила в собственном доме на улице Каляева, нынешней Симеоновской. Сюда любили приходить коллеги по театру. Хорошая компания собиралась! Приходил актер Лобанов Иван Петрович, он был делегатом семнадцатого, расстрельного съезда ВКП(б), чудом избежавший общей участи и его жена, тоже актриса, Софья Кавская. Заглядывали актеры Мальченко, Дальский, Борисова. Интереснейшие люди своего времени! Часто встречи заканчивались выпивкой и тогда бежали в тот самый ларек «У депутата». Закуску по скудости времени приносили с собой, кто что может.

Как говорили современники, Гончарова могла играть все - комических старух из пьес Островского, трагические роли вроде бабушки в пьесах «Деревья умирают стоя». Она была универсальная актриса, причем, как и первая жена Петра Петровича не получившая актерского образования. Петр Петрович Званцев стал гражданским мужем Гончаровой, и приезжая к отцу на каникулы, Митя жил вместе с ним на улице Каляева.

Летние каникулы 1941 года затянулись надолго. Уехать домой возможности не было, билеты на поезда гражданским лицам не продавали. Театр продолжал работать. Однажды, в октябре отец прибежал домой и сказал, что немцы близко и надо срочно уходить из города. Многочисленная семья Гончаровой (мать, дочь, племянники) и отец с сыном Званцевы похватали какие-то вещи и направились в сторону Заволжья. К тому времени выпал снег и сильно похолодало. Как шла эвакуация жителей Калинина, написано немало. По воспоминаниям современников, это был хаос, дороги заполнены толпами, люди шли пешком с вещами и детьми, без еды и питья, ночуя где попало. Когда дошли до Константиновки, у Мити лопнули ботинки. Дальше было идти не в чем. Отец решил вернуться, чтобы найти в театре какую-нибудь обувку. С его стороны это был героический шаг. Он рисковал жизнью. Было очень немного шансов успешно обернуться. Многие жители Калинина попали в оккупацию потому что не смогли выбраться из города. Так пропали и коллеги Петра Званцева - режиссер театра Виноградов, актеры Оболенский и Шерстневский. После освобождения города их посадили как пособников врага. Однако Петру Петровичу удалось найти для сына хромовые сапожки и выбраться из города на театральной машине и даже в одной из деревень встретить свою семью, что было почти чудом.

Перед уходом из города Митя написал на стене дома по-немецки «Гитлер-свинья» и все очень переживали, что дом из-за этой надписи сожгут. Однако повезло - дом уцелел, хотя и пострадал за время оккупации.

Мите Званцеву не было и восемнадцати лет, когда его мобилизовали. В армии он прослужил целых пять лет, так что вновь в Калинин попал только в 1948 году. Отец продолжал выступать в театре. Во время войны он вступил в партию, стал почти своим и в послевоенные годы ему стали доверять роли положительных героев, в основном докторов. Петр Званцев выходил на сцену театра в роли реального человека, доктора Успенского, в пьесе по «Повести о настоящем человеке». Много лет он возглавлял народный театр в Доме учителя, сам сочинял пьесы и ставил спектакли. К 40-летию творческой деятельности Петр Петрович написал пьесу «Чистая совесть» и поставил ее, сыграв роль положительного доктора Соболева. Спектакль имел успех у публики.

Он умер, как умирают настоящие артисты, почти на сцене. Ничем не болел. Но однажды, отыграв спектакль, Петр Петрович пришел домой и почувствовал себя плохо. Это был инфаркт.

ОТ РЕДАКЦИИ. Мы приглашаем к разговору наших читателей. Если вы считаете, что история вашей семьи заслуживает опубликования, присылайте нам ваши рассказы.

Автор: Марина ШАНДАРОВА
18

Возврат к списку

Поисковики со всей России соберутся в Ржевском районе
В ближайший вторник рядом с деревней Есемово состоится открытие Международной военно-исторической поисковой экспедиции «Ржев. Калининский фронт».
21.04.201722:26
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию