28 Мая 2017
$56.76
63.67
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Политика01.06.2010

Тверитяне ждут перемен

Корреспондент «Тверской Жизни» беседует с лидером независимых депутатов Тверской городской думы Олегом ЛЕБЕДЕВЫМ

Корреспондент «Тверской Жизни» беседует с лидером независимых депутатов Тверской городской думы Олегом ЛЕБЕДЕВЫМ.

– Олег Станиславович, несмотря на последние трагические события, значительная часть горожан понимают, что последние два года Тверь потрясал серьезный экономический кризис. Лучшим тому подтверждением – беспрецедентные перебои с теплом и водоснабжением минувшей зимой. Как лично вы сегодня оцениваете ситуацию?

– Она продолжает оставаться критической. Я уверен, что мало кто из горожан и даже управленцев представляет себе истинную картину кризиса. У города колоссальные долги по кредитам перед коммерческими банками, долги по ссудам, долги перед энергетиками, банкротство муниципальных предприятий…

Комплекс антикризисных мер давно нами предлагался. Еще в начале 2001 года была разработана подробная программа по оздоровлению муниципальной экономики. Но все наши предложения городские власти тогда проигнорировали. Уже на следующий год кризис действительно накрыл Тверь – начались полные отключения горячей воды, тепла… Перед разработкой бюджета на 2003 год группа независимых депутатов городской Думы снова настаивала на принятии неотложных мер. В программе было четко, по дням, расписано, что надо делать, чтобы наши горожане не замерзали в своих квартирах, бюджетники не сидели бы без денег, общественный транспорт ходил.

– Какие конкретно меры вы предлагали и на каких действиях руководства города настаиваете сейчас?

– Ответом на все вопросы горожан в последнее время у администрации города Твери стало одно – отсутствие денег в городском бюджете. Но давайте посмотрим на эту позицию с реальной стороны. На сегодняшний день городской бюджет мал, хотя в этом году он подрос и составляет 1,5 миллиарда рублей, благодаря в том числе и нашим попыткам его наполнить. К сожалению, его наполнение остается недостаточным. Приведу такой пример: из тех предложений, которые были выдвинуты нами по дополнительному наполнению бюджета Твери на 580–620 миллионов рублей, реально приняты предложения на 44 миллиона. Именно поэтому мы не голосовали за бюджет ни в первом, ни во втором, ни в третьем чтении.

Основная часть бюджета, как известно, – налоговые доходы. Без эффективной работы предприятий наполнение городского бюджета затруднено. Теперь посмотрим, что же мы имеем на сегодняшний день. Мы имеем крайне низкую собираемость налоговых доходов. Ни для кого не секрет, что многие крупные промышленные предприятия Твери стоят, а те, что работают, фактически не пополняют доходную часть бюджета, сознательно не формируя налог на прибыль. Есть предприятия, которые, выплачивая заработную плату работникам по исполнительным судебным листам, не платят подоходный налог. От работы с такими предприятиями администрация города фактически отказалась. Но ведь есть у нас и иные налоги, которые напрямую связаны только с деятельностью городской администрации. К примеру, налог на землю. На сегодняшний день в Твери этот налог формирует нашу базу. Всего собираемость его составляет 64–68%, в то время как в других областных центрах Центрального федерального округа – от 89 до 94%. Аналогичная ситуация сложилась с формированием доходной базы по налогу с продаж. Несмотря на то, что в городе явно растет денежный наличный товарооборот, само «тело» этого налога у нас почему-то постоянно уменьшается. Два года назад оно составляло 4,5 миллиарда рублей, в прошлом году – 4 миллиарда, а в этом году – уже 3,5. При этом все эксперты уверены, что база налога с продаж в Твери не может составлять менее 10 миллиардов. То же самое и по остальным налоговым доходам. Средняя сумма, которую мы ежегодно недобираем, составляет порядка 380–440 млн. рублей.

– Ваши аргументы и предложения с экономической точки зрения выглядят весьма убедительно. Почему же администрация города не поддерживает их? Только ли в чиновничьей психологии дело? И вообще, что сегодня думают по поводу ваших предложений городские власти?

– Причин для игнорирования нашей программы предостаточно. Дело и в психологии, и в нежелании брать на себя «лишние» хлопоты, и в откровенной некомпетенции в экономических вопросах. Старая команда и особенно Сергей Анатольевич Исаев до сих пор открыто заявляют, что формирование налоговой базы – это не дело местных властей, что этим должны заниматься фискальные органы, федеральные структуры, региональные власти. И в Ярославле, и в Великом Новгороде думают совсем иначе. Там земельные участки под строительство получают лишь те фирмы, которые прежде всего платят налоги. Места для мини-рынков, для магазинов, для мелких торговых точек получают только те предприятия, которые в плане налогов не работают по «черным» или «серым» схемам. У нас все наоборот. Это ведь абсурд, когда крупные промышленные предприятия являются должниками перед Гортеплоэнерго и им никто не отключает ни тепло, ни горячую воду, ни электричество. Отключают простых жителей!

– Так ли уж много у городских властей рычагов воздействия на предприятия?

– Я убежден, что рычагов таких предостаточно. Прежде всего должен быть составлен полный реестр налогоплательщиков, чтобы власти могли проанализировать, каким же образом то или иное предприятие формирует налогооблагаемую базу. А сейчас мы зачастую неизвестно кому передаем или продаем наше муниципальное имущество. Спрашиваешь, а кому отдали-то, насколько эффективно работает это предприятие, платит ли налоги? Никакой информации получить не можем!

Притчей во языцех стала вторая часть пополнения городского бюджета – поступление неналоговых доходов. Еще раз приведу примеры наиболее неприятные. Из миллиона двухсот тысяч квадратных метров нежилых помещений, имеющихся в Твери, в аренду сдается всего 12–14%. Остальные – в безвозмездном хозяйственном пользовании. Причем арендные ставки абсолютно неэффективны. На окраинах, где находится малый и средний бизнес, ставки слишком высоки, а в центральной части города ставки занижены. Разница составляет всего 15%, хотя, по нашим исследованиям, она должна доходить до 16–17 раз. Ведь согласитесь, магазин в Литвинках или в Сахарове и магазин в центре Твери имеют совершенно разный потенциал. Но самое печальное при этом, что у нас сегодня вообще отсутствует единый реестр муниципального имущества, где было бы видно, кому передано имущество, по каким ставкам, на сколько лет и т.д. Аналогичная ситуация и с городскими землями. Мы уже говорили о земельном налоге, но ведь в Твери есть еще и арендная плата за землю. Огромные участки земли в черте города активно используются, а арендную плату с них мы почему-то не получаем. Есть участки, которые вообще не оформлены – нет потому ни арендной платы, ни налога на землю. Ставки арендной платы тоже очень странные. Для крупных магазинов они занижены, для мелкой розницы завышены, причем разница доходит до 5–6 раз. Непонятно, почему человек, который с лотком стоит на рынке, платит за кусок земли в 6–8 раз дороже, чем человек, работающий в стационарном магазине.

Мы не раз говорили и о том, что более серьезные доходы город мог бы получать от предприятий смешанной формы собственности. Гостиница «Оснабрюк», Центральный городской рынок, фирма «Универсал», Тверской городской банк, крупные дома быта, кинотеатры «Звезда», «Вулкан»…Всего у нас 26 таких предприятий, и вместе они ежегодно недодают городу, по самым скромным подсчетам, 27–28 миллионов рублей… Не внедрена система строгого учета по платным услугам населению. Мы постоянно сталкиваемся с тем, что в лечебных и иных учреждениях с граждан взимаются платежи, которые нигде не фиксируются. Эти деньги растворяются в неизвестном направлении, попадают в частные карманы.

– По сообщениям в СМИ известно, что в Центральном федеральном округе есть областные центры, где 8–9% доходной части городского бюджета приносят муниципальные предприятия. Как обстоят дела с ними в Твери?

– Действительно, во многих крупных городах муниципальные предприятия являются не только рентабельными, но даже прибыльными и пополняют городской бюджет. У нас же они банкроты. Именно поэтому состояние муниципальных предприятий Твери крайне тревожное. Мы говором о таких предприятиях, как «Водоканал», Гортеплоэнерго…При грамотном управлении они по крайней мере могли бы приблизиться к рентабельности. А что происходит у нас с предприятиями общественного транспорта? Лоббируя интересы маршрутчиков, городские власти фактически поставили под удар муниципальные транспортные предприятия – ПАТП-1 и ТТУ. В условиях собственной нищеты общественный транспорт вынужден перевозить всех, кому администрация установила льготы, но никак не восполнила эти льготы предприятиям. Тут тоже нужно что-то срочно делать – либо восполнять льготы, либо их не предоставлять.

Совершенно неэффективно работает система муниципального заказа. Город продолжает закупать лекарственные препараты, продукты питания, горюче-смазочные материалы по ценам на 40–50–60% дороже, чем они есть на свободном рынке. Примером может служить последняя проверка КСП, установившая, что город закупил у одной фирмы медицинское оборудование на сумму около 11 миллионов рублей, тогда как другие поставщики предлагали то же самое на 40 с лишним процентов дешевле. Городской бюджет потерял более 4 миллионов. Таких фактов немало, и они нам известны.

– Поиск резервов для пополнения городской казны, конечно же, необходим. Но ведь не менее важно и то, насколько рационально расходуются бюджетные деньги.

– Безусловно. И о проблемности этого вопроса мы тоже не раз говорили. Лично я убежден, что совершенно недопустимы столь огромные затраты на содержание органов управления Твери. Повсеместно такие расходы составляют 6–8% бюджета, у нас – 10–14%. Мы вносили поправку уменьшить затраты на 48 миллионов, хотя бы приблизиться к верхнему потолку разумных границ. Но, к сожалению, расходы удалось уменьшить только на 12 миллионов... Следует как можно скорее отказываться и от иных, абсолютно непродуманных затрат. 20 миллионов рублей мы ежегодно тратим на озеленение – на посадку цветов, обпиливание деревьев… Эти расходы, безусловно, важны, но именно здесь неоднократно вскрывались факты нецелевого и неэффективного использования денежных средств. Чего стоит лишь тот факт, что у нас в Твери спилить дерево почему-то в 3 раза дороже, чем в Ярославле. Деревья, я думаю, в городах одинаковые…

Пора отказаться и от выплаты муниципальных надбавок к пенсиям чиновников. Ведь это ненормально и несправедливо, когда мы не можем найти деньги на зарплату учителей, отменяем 25-процентную надбавку, минимальную компенсационную выплату (50–60 руб.), а на надбавку к пенсиям чиновников деньги есть. Причем надбавка эта достаточно солидная – от 2 до 4 тысяч рублей в месяц. Хотя сами пенсии у бывших чиновников не такие уж и маленькие, в этом плане они явно защищены…

Рациональное расходование денежных средств должно стать неотъемлемой частью эффективного управления, сам бюджет должен быть прозрачным.

– Манипуляции с городским бюджетом – тема достаточно сложная, даже в изложении «на пальцах». Далеко не каждый горожанин четко осознает, что именно здесь скрыты корни его личных бед и бытовых неурядиц. Предусмотрены ли в вашей программе меры по решению коммунальных проблем горожан, иных социальных задач?

– Наведение порядка в Твери по всем направлениям – суть программы. То, что сейчас происходит в коммунальной сфере, просто недопустимо. Деньги, которые собираются с горожан, фактически идут не на обслуживание наших домов, не на содержание электриков, дворников, слесарей, у которых мизерная зарплата, а на содержание «многослойного пирога» ЖКХ. У нас есть управление коммунального хозяйства в администрации города, есть ПЖРЭУ, РЭУ, ДЭЗы, ЖЭУ, ЭРКЦ и т.д. Естественно, львиная доля средств идет на содержание работающих в этих организациях чиновников. Такой бардак только в Твери и остался. Отдельная глава нашей программы посвящена нормализации ситуации в ЖКХ. В доступной форме это примерно так выглядит. Горожане прекрасно помнят то время, когда у нас были только домоуправления, и каждый человек, когда у него что-то ломалось, шел туда. Сейчас же в городе огромное количество коммунальных контор, которые пускают людей по кругу. Поэтому мы давно говорим о необходимости предоставления ЖЭУ юридической самостоятельности, о перенаправлении денежных средств для того, чтобы они их аккумулировали. При этом мы не выступаем против конкурентной среды и прихода честного бизнеса для обслуживания домов. Но ни в коем случае это не должно делаться так, как делается сейчас: разгоняются ЖЭУ, и на их базе полевым способом организуются частные компании.

Вторая проблема, которую необходимо решить, – это долги перед энергетиками. Конечно же, нужно договариваться с ними, идти по пути реструктуризации долгов, закладывать отчисления в бюджет. Вместо этого городская власть ежегодно декларирует, что будет погашать долги перед энергетиками, а в бюджет ничего не закладывает. Откуда же мы возьмем средства на погашение этих долгов, как будем это делать? В результате – «предусмотренные» властями отключения воды, тепла и т.д. Похожая ситуация с выплатой зарплаты бюджетникам. Учителя и врачи получают копейки, лишены всех муниципальных надбавок, еще и имеют задержку выплат по два-три месяца, а власть каждый месяц заново думает, где взять на это деньги…

Вот две основные глобальные задачи в социальном плане, которые нужно решать в ближайшее время. Конечно же, это тяжелая, кропотливая работа и очень болезненная. Но, оставив все «как есть», мы рискуем окончательно развалить город.

Беседовал Павел ЛОСЕВ

28

Возврат к списку

В Тверском регионе развиваются телемедицина и мобильное здравоохранение
В 2016 году Правительство Тверской области профинансировало социальную сферу на 100%. На эти цели было направлено более 65% расходов регионального бюджета. 
27.05.201701:14
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию