21 Июля 2017
$59.08
68
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Как можно цирка не любить!..

…Человек в маске поет знакомую и всеми любимую арию таинственного Мистера Икса. Выхватывая из темноты фигуру в черном плаще, световые лучи образуют на ковре своеобразный цветок. В каждом «лепестке» – тень. Фантастическая картина, возможная лишь на манеже…

…Человек в маске поет знакомую и всеми любимую арию таинственного Мистера Икса. Выхватывая из темноты фигуру в черном плаще, световые лучи образуют на ковре своеобразный цветок. В каждом «лепестке» – тень. Фантастическая картина, возможная лишь на манеже…

Вслед за последней нотой в цирковую полусферу вылетает трапеция. Гимнаст Вячеслав Панюшкин подхватывает ноту, заданную певцом Александром Байроном. Здесь скептик, отказывающий цирку в статусе искусства, будет посрамлен. Воочию видно, что такое цирковой образ, насколько он может быть доходчив и одухотворен. Как будто абстрактные гимнастические упражнения. Но через них актер доносит драматизм характера.

В задумке поставить оперетту на манеже тверитяне не пионеры. Есть сведения, что в цирке Никитиных в начале ХХ века играли «Веселую вдову. (Вот бы узнать, как все там было!..) Случались и другие прецеденты. Но сыграть на манеже «Принцессу цирка» – мысль наиболее естественная. Здесь и предлагаемая среда, и включение в действие цирковых номеров органичны, обусловлены сюжетом.

Все цирковые эпизоды феерии, сольные и массовые, к которым режиссерскую руку приложил заслуженный работник культуры России Юрий Косихин, воспринимались зрителями с энтузиазмом. Было оценено мастерство уже упомянутого Вячеслава Панюшкина и юного гимнаста Виктора Панюшкина (его «вылет» на ремнях во время увертюры смотрелся вполне органично), жонглера Максима Бондаренко, акробатов Андрея Шувалова и Вячеслава Долгополова, акробатического трио Турченко и клоунов-буфф заслуженных артистов России Дмитрия Альперова и Святослава Волкова. Все было в стиле того «парижского» условного времени. Не хватало разве только конного номера, который бы весьма украсил происходящее. Но это уж вопрос условий циркового «конвейера» – Тверской цирк своей конюшни не имеет.

Цирковая феерия рождает массу не свойственных сцене условностей, с которыми приходится мириться. Прежде всего это неизбежная музыкальная эклектика. Ведь цирковые номера работают под «свою» музыку. В каком-то смысле это развязывает руки постановщику. И уже не удивляет, что звучит «Канкан» Оффенбаха и «Шимми» того же Кальмана, но из «Баядеры». Несколько хуже, когда звучит совсем «не та» музыка и ее много. Имею в виду танцевальные номера. Показалось, что уж совсем стилистически чужд остальному цыганский пляс. Хотя справедливо оценить по достоинству старания балетмейстера и танцовщицы Натальи Черниной. Особенно постановку актерских подтанцовок в дуэтах, которые, кажется, впервые были сделаны столь развернутыми. К тому же хорошо исполнялись актерами: Татьяной Костельцевой и заслуженным артистом России Александром Романовым в ролях темпераментно-громогласной Мадам Ориоль и доброго, мягкого, но когда надо – решительного старого клоуна Пинелли. И дебютантов: впервые приобщившейся к жанру оперетты в роли Мари начинающей актрисой Театра для детей и молодежи Ириной Титаренко и Георгием Вакулиным.

Замечательно, что звучали все сольные и дуэтные номера главных героев оперетты, мастерски исполненные премьерами Санкт-Петербургского театра Музыкальной комедии лауреатом Международного конкурса Алиной Алексеевой и лауреатом Гос.премии России заслуженным артистом России Александром Байроном. В их исполнении Теодора Вердье и Мистер Икс предстали красивыми, чуть холодноватыми в своей изящной элегантности. Они прекрасно пели, и сопрано Алексеевой и лирический баритон Байрона звучали чисто, выразительно, без искажения тембров, хотя и с помощью микрофонов – иначе в цирке нельзя. Микрофонные сбои были, к счастью, редки.

…Оперетта нынче не в моде. Появилось целое поколение зрителей, не видевших опереточных спектаклей, не видевших и знаменитого фильма с неподражаемым Георгом Отсом в роли Мистера Икса. Им непросто разобраться в тройственном лице героя. В любви-ненависти к нему Теодоры. Потому и вызывают недоуменную улыбку ее внезапные решения. В спектакле отсутствует завязка истории. Коварный Барон (сыгранный заслуженным артистом России Виктором Дегтяревым строго и сдержанно) объявляет, что покажет комедию, начавшуюся семь недель назад. А что тогда произошло? Он предупреждает Мистера Икса о соблюдении уговора. А о чем он был? За что Барон решает уволить артистку цирка Мари? И кому же наконец принадлежит цирк? Мадам Ориоль обещает передать его Мари и Тони, а артисты возвращают за него деньги Барону…

Логические уточнения не заняли бы много времени, не помешали бы, тем более что в общем зрелищная феерия удалась. И справедливо будет воздать должное за большую творческую работу не только Марку Кларисову, но и другим создателям спектакля: музыкальному руководителю, заслуженному работнику культуры России Людмиле Быстровой, автору оркестровки Василию Вашу, оркестру цирка и его дирижеру Дмитрию Сташкевичу, концертмейстеру Светлане Боровской, художнику по свету Татьяне Лукьяновой, звукорежиссеру Игорю Круглову и всем остальным.

Наталья ФЛОРОВА

12

Возврат к списку

ТГМУ дал старт новому студенческому движению
Эти молодые люди учатся не только лечить людей, но и спасать их в условиях чрезвычайных ситуаций и техногенных катастроф. Инициатором общероссийского движения спасателей среди медицинских вузов выступил Тверской государственный медицинский университет.
19.07.201719:42
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость