26 Февраля 2017
$57.48
60.45
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 01.06.2010

Территориальная справедливость

По заданию Департамента экономики и промышленной политики Тверской области кафедра социально-экономической географии ТвГУ выполнила прикладную научно-исследовательскую работу, посвященную принципам и методике оценки социально-экономической ситуации в муниципальных образованиях области

По заданию Департамента экономики и промышленной политики Тверской области кафедра социально-экономической географии ТвГУ выполнила прикладную научно-исследовательскую работу, посвященную принципам и методике оценки социально-экономической ситуации в муниципальных образованиях области. Обращение к этой теме вызвано стремлением создать систему выборочной централизованной поддержки территорий. Необходимость такой поддержки вытекает из неравенства условий, в которых находятся муниципальные образования.

Географическое положение, демографическая ситуация, наличие объектов инфраструктуры, накопленные ценности, структура и уровень развития производства, нынешнее состояние экономики - все это создает неравенство в социально-экономической сфере и порождает проблему территориальной справедливости. Но люди не должны быть заложниками объективных географических различий в условиях жизни, прежней экономической политики и практики, результатов деятельности местной администрации. Обязанность государственной и региональной власти - гарантировать всем гражданам определенный приемлемый уровень потребления основных социальных благ.

Работа была задумана и проведена в русле Федеральной целевой программы «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации». При сегодняшних межрегиональных и внутрирегиональных контрастах просто бессмысленно говорить об устойчивом развитии. Сглаживание различий является необходимой предпосылкой достижения устойчивости.

Но если Федеральная программа ориентирована на выравнивание условий экономической деятельности в субъектах Федерации, то на внутриобластном уровне речь может идти лишь о сглаживании различий в условиях жизни населения. Задача экономического выравнивания представляется здесь абсолютно нереалистичной.

Отбор поддерживаемых территорий должен осуществляться на основе комплексной оценки положения в муниципальных образованиях. Нельзя, например, ориентироваться только на быстро меняющиеся показатели социально-экономической ситуации или на малодостоверные показатели текущей экономической деятельности. Ориентацией на показатели такого типа страдает большинство территориальных «рейтингов», в том числе и по Тверской области.

Наша система показателей состоит из трех блоков. Первый - базовые показатели, отражающие наиболее общие условия жизни и деятельности населения. Эти условия сложились в результате длительного развития и практически не могут быть изменены. Второй блок - показатели социального неблагополучия, отражающие результаты развития за последние 10-20 лет. По их значениям можно судить о необходимости постоянной поддержки той или иной территории. Наконец, в третий блок объединены показатели - индикаторы текущей социально-экономической ситуации.

Использование этой системы показателей позволило выделить три группы территорий, различающихся по условиям развития. Политика по отношению к ним, разумеется, должна быть различной. Первая группа - 14 муниципальных образований с наименьшим собственным потенциалом развития. Они, безусловно, нуждаются в компенсирующих мерах, направленных на поддержку населения путем направления дополнительных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры. Противоположна первой третья группа, куда вошли 10 территорий с максимальным в области потенциалом развития. Для них рекомендованы стимулирующие меры, направленные на активизацию процессов саморазвития территории. Промежуточное положение занимает группа из 17 территорий со средней величиной потенциала развития. Здесь целесообразно сочетать стимулирующие и компенсирующие меры. Степень нуждаемости в поддержке тут ниже, чем в первой группе, поэтому компенсации для этих территорий менее обязательны, а размеры их могут быть относительно меньше.

Результаты работы позволяют оценить не только условия развития, но и степень использования каждым муниципальным образованием имеющегося в его распоряжении потенциала. Примерно треть всех территорий недостаточно использует свой потенциал - несмотря на имеющиеся условия, качество жизни населения там недопустимо низкое. Соответствие или несоответствие между условиями развития и реальной ситуацией позволяет судить о качестве управления.

Еще один важный вывод состоит в том, что определяющую роль в развитии территорий играют объективные базовые показатели, такие, как экономико-географическое положение, накопленный экономический потенциал и демографическая ситуация. Именно они задают различия в значениях практически всех социальных и экономических параметров. Поэтому систему поддержки территорий следует строить, исходя из различий в потенциале их развития. Мониторинг же текущей ситуации может выполнять лишь вспомогательную роль и на наш взгляд не заслуживает того внимания, которое ему обычно уделяется.

Александр ТКАЧЕНКО, доктор географических наук, зав. кафедрой ТвГУ

131

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Конаковский район Тверской области станет постоянным местом проведения «Народной рыбалки»
Сегодня, 25 февраля, на берегу Иваньковского водохранилища в Конаковском районе состоялся IX этап Всероссийского фестиваля «Народная рыбалка». Соревнования собрали небывалое количество участников — более 5 тысяч человек. 
25.02.201715:14
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию