03 Декабря 2016
$64.15
68.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Экономика01.06.2010

Налоги, которые мы выбираем

Как свидетельствует мировая практика, основная доля налоговых поступлений в бюджеты территорий (до 80%), как правило, приходится на имущественные налоги. В то же время перечень этих налогов и схема их взыскания в разных странах имеют свои особенности: где-то основным является, к примеру, земельный налог, где-то – налог на недвижимость и т.д.

Как свидетельствует мировая практика, основная доля налоговых поступлений в бюджеты территорий (до 80%), как правило, приходится на имущественные налоги. В то же время перечень этих налогов и схема их взыскания в разных странах имеют свои особенности: где-то основным является, к примеру, земельный налог, где-то – налог на недвижимость и т.д.

А что у нас? В России соответствующая нормативная база пока еще на стадии проекта. В рамках реализации правительственной среднесрочной программы социально-экономического развития страны на 2002–2004 годы Министерству экономического развития было поручено разработать изменения в Налоговый кодекс, а также «Методику оценки недвижимости для определения налоговой базы». Вот что рассказывает руководитель группы по разработке методики, председатель экспертного совета Российского общества оценщиков, директор компании «ТИТАН-ОЦЕНКА» Алексей КАМИНСКИЙ.

Как известно, Тверь наряду с Великим Новгородом является участником осуществляемого под эгидой правительства эксперимента по замене трех действующих имущественных налогов (на имущество граждан, юридических лиц и на землю) единым налогом на недвижимость. В соответствии с федеральным законом этот эксперимент продлен до 2005 года. Однако Тверь не перешла на предлагаемую новую схему. А вот наши соседи ее уже обкатали настолько, что теперь вполне уместны некоторые обобщения на основе их опыта. Главный вывод – налог этот выгоден как в целом территории и ее бюджету, так и ее жителям. Основное его преимущество состоит в том, что территория сама формирует по нему налоговую базу, устанавливая в пределах заданных на федеральном уровне рамок его процентные ставки для физических и для юридических лиц. При этом рост налоговой базы ставится в прямую зависимость от степени развития местного рынка недвижимости. Таким образом, стимулируется как реконструкция имеющегося на территории жилого фонда с его последующим вовлечением в оборот на рынке жилья, так и строительство нового жилья, в том числе с применением ипотечных схем. Одновременно стимул к модернизации производств обретает местный реальный сектор, поскольку из-под налогообложения выводится активная часть основных средств компаний, то есть технологическое оборудование. Резюме: налог на недвижимость – один из эффективных механизмов развития территорий, задействовать который целесообразно чем скорее, тем лучше. Но прежде, безусловно, потребуется подготовительная работа.

Опыт новгородцев дал обширный материал при разработке новых глав Налогового кодекса. Предполагается, что новшества в Налоговый кодекс будут вводиться поэтапно. С начала 2004 года предлагается ввести в действие две новые главы НК, в которых будут регулироваться вопросы, связанные с взиманием налога на имущество организаций и налога на имущество, обретенное в результате наследования или дарения. А спустя год, то есть с начала 2005 года, ввести в действие главы Налогового кодекса, посвященные земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, а также налогу на недвижимость. Причем, как предполагается, единый налог на недвижимость будет существовать параллельно с упомянутыми здесь налогами на имущество физических лиц, на имущество организаций и земельным налогом и территориям будет предоставлено право выбора – взимать ли эти три налога либо заменить их единым налогом на недвижимость.

Теперь несколько слов о предложениях правительства в сфере имущественного налогообложения. При взыскании налога на имущество организаций предполагается вывести из-под налогообложения сырье, товарно-материальные запасы, готовую продукцию компаний, принадлежащие им объекты «незавершенки» и нематериальные активы. Одновременно планируется поднять ставку налога с нынешнего 2-процентного уровня минимум до 2,6%. Изучивший эту проблему экономический совет Московской организации партии «Единая Россия» предлагает даже большее повышение ставки – до 3%, что, безусловно, позволит компенсировать бюджетам территорий сужение налогооблагаемой базы по налогу на имущество организаций. Впрочем, территории будут вольны и снизить у себя планку по этой ставке.

Когда речь заходит о налоге на имущество физических лиц, налогоплательщиков, само собой в первую очередь интересует, насколько обременительным окажется по завершении налоговой реформы этот налог. При разработке проекта соответствующей главы Налогового кодекса рассматривается его ставка в размере 0,1% от рыночной стоимости имущества. При этом правительство предлагает также определить необлагаемый налогом минимум как по этому налогу, так и по земельному налогу. Идея, безусловно, актуальная, вопрос в том, что предпочесть: определять ли этот минимум в стоимостном выражении (к примеру, до 10 тысяч рублей) или же, как предлагают московские «единороссы», исчислять его в долевом выражении (к примеру, вывести из-под налогообложения определенное количество квадратных метров недвижимости). Многие эксперты склоняются именно к последнему варианту: ведь, согласитесь, те же 10 тысяч рублей совершенно по-разному «весят» в Москве и, к примеру, в Сонкове.

Еще один принципиальный момент: каким образом рассчитывать налогооблагаемую базу по налогу на имущество физических лиц. Госстрою РФ поручено уже в IV квартале этого года представить соответствующую методику расчета инвентаризационной стоимости объектов на основе рыночных данных. Предлагаемая на сегодняшний день этим ведомством концепция затратной модели (берется стоимость земельного участка, приплюсовывается стоимость затрат на строительство объекта минус накопленный износ здания) вызывает серьезные сомнения экспертов. Ведь речь здесь идет преимущественно о старом жилом фонде, а вряд ли реально, используя затратную модель, достоверно определить стоимость тех же «сталинок», «хрущевок», а также реконструированных квартир в старых домах. Возглавляемая мной группа по разработке «Методики оценки недвижимости для определения налоговой базы» предлагает в этом плане свои наработки. Суть идеи – дифференцированный подход к объектам в зависимости от степени их задействования в рыночном обороте и использование для расчетов моделей массовой оценки. Так, налоговую базу по объектам, которые активно продаются на рынке (например, квартиры в многоэтажках), предлагается определять исходя из оценки их рыночной стоимости сравнительным подходом, как это делают оценщики, используя данные по фактически совершенным сделкам или предложения на продажу. Что касается объектов, которые заметно реже продаются на рынке, но активно сдаются в аренду (например, объекты коммерческого назначения – магазины, офисы, и т.д.), то для определения их стоимости целесообразно применять доходный подход с учетом сложившихся рыночных арендных ставок по видам объектов. К слову, эта методика уже обкатана в Твери. И, наконец, для оценки объектов, которые и не продаются, и не сдаются в аренду (это преимущественно объекты промышленного и сооружения обслуживающего назначения) приемлема затратная модель.

Теперь вернемся к теме единого налога на недвижимость. Сейчас ведутся дискуссии по поводу того, бюджету какого уровня – регионального или муниципального – «отдать» этот налог. Предлагаются различные варианты, в том числе такой: ввести два налога на недвижимость – муниципальный и субъекта федерации. Или еще возможная схема – так называемый отрицательный трансферт, когда налог на недвижимость собирается муниципалитетом с последующим отчислением установленной доли в «вышестоящий» бюджет. Еще одна проблема, связанная с подготовкой к введению единого налога на недвижимость, состоит в том, что территориям предстоит прежде наладить учет недвижимости, составить ее реестр. Здесь, как известно, потребуется участие целого ряда ведомств, а также координатор этого процесса, сводящий воедино всю необходимую информацию.

И напоследок еще об одном принципиальном моменте. Налоговая реформа, и в частности введение новых глав Налогового кодекса, предусматривает существенное – примерно на порядок – сокращение числа категорий налогоплательщиков, пользующихся налоговыми льготами.

Записала Светлана БАКАРДЖИЕВА

7

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В тверском регионе отметили День клубного работника
День клубного работника, который проходит в нашей области с 2002 года, можно смело назвать уникальным, поскольку нет больше ни одной отрасли, специалисты которой в календаре имели бы отдельный, подчеркнем, региональный профессиональный праздник.
02.12.201623:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию