26 Апреля 2017
$55.85
60.79
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Безопасность 01.06.2010

Путь водный в град Петров

Грядет 300-летие града Петра. Есть в его истории и тверское начало

Грядет 300-летие града Петра. Есть в его истории и тверское начало. Прорубив "окно в Европу" Петру необходимо было соединить новую столицу с внутренними районами страны. Протяженность дороги, скажем до Москвы, в то время составляла более 800 километров, с весны до осени из-за грязи на ее преодоление уходило по пять недель. Зимний санный путь был тоже не вполне надежен: оттепели задерживали обозы на многие дни, продовольствие портилось.

Как пишет историк В. Ключевский: «...трудность сухопутных сообщений обращала мысль на русскую реку, и Петр с удивительной силой внимания изучал эту единственную в мире сеть вечно движущихся и не требующих ремонта шоссейных дорог, какую природа дала русской торговле в бассейнах русских рек. В уме Петра много лет складывался великолепный план канализации этих столь остроумно расчерченных природой бассейнов».

В одной из новогодних телепередач ведущий поднял бокал с шампанским за славный юбилей, которым будет отмечен нынешний год – 300-летие основания Санкт-Петербурга. Вышневолочан, не скрою, слегка задевает, когда при этом ни слова не молвится точно о таком же юбилее, связанном с началом строительства Вышневолоцкой водной системы. А ведь славный град Петров своим развитием, становлением и расцветом очень обязан именно Вышневолоцкой водной системе, соединившей Балтику с Kacпиeм, – 180 лет она снабжала северную столицу продовольствием и другими товарами. По утверждению историка из шести задуманных проектов при Петре I окончен был только один. И им был Тверецкий канал в Вышнем Волочке.

Одной из причин, почему именно здесь пролег водный путь с Волги к Балтийскому морю, считается малая длина соединительного канала между реками Тверцой, впадающей в Волгу, и Цной, несущей свои воды в Балтику.

Петр повелел начать работы по сооружению Тверецкого канала 12 января 1703 года. На "перекопные работы" согласно этому Указу было выслано 400 плотников, 5000 пеших работников и 1000 работников с лошадьми и телегами. Техническое руководство поручалось пяти голландским "слюзным мастерам" во главе с Андрианом Гаутером. А начальником строительства был поставлен царский стольник князь Матвей Гагарин.

По преданию. Петр лично прошел пешком от Цны до Тверцы и сам наметил русло будущего канала. Весной 1709 года Тверецкий канал длиной 2811 метров и шириной 15 метров был закончен. Барки, груженные товаром и продовольствием, успешно прошли через него, голландские мастера получили вознаграждение и уехали домой. А уже летом выяснилось, что для свободного хода судов воды в Тверце и в канале не хватает, голландцы, увы, не учли местных условий, да и больших знаний в шлюзном деле не проявили – вода по высокому месту не пошла.

В последующее десятилетие судоходство по Тверецкому каналу было большой морокой. Многие караваны не прошли, и, как свидетельствует история, "...воспоследовала в Петербурге нужда в провианте. Был голод и бунт великий". Царь предпринимал попытки исправить положение, приглашал мастеров из Италии, Франции, Англии, Нидерландов, предлагая им ликвидировать мелководность – главный недостаток Вышневолоцкого водного пути. Но за решение этой задачи никто из иностранцев не брался.

Выручил новгородец Михаил Сердюков, который своим иждивением брался рыть каналы и шлюзы ставить. А устранить недостаток водного пути он задумал просто: воду "бесполезно протекающей" реки Шлины направить через озера Ключинское и Городолюблинское в Цну выше Тверецкого канала. Он утверждал, что за счет этого в реках Цне и Тверце вода "умножится и всяким судам будет Тверцою свободный ход и государству польза в том будет".

26 июня 1719 года последовал Указ о передаче Сердюкову в содержание Вышневолоцкого судоходного пути с разными привилегиями. Указом предписывалось местным управителям и всякого рода чиновным людям «убытков и волокит ему не чинить, шлюзы самовольно не отпирать и приказчиков его не бить».

И Михаил Сердюков не только с успехом осуществил свой проект , но и выпрямил опасный для судоходства рукав Цны постройкой Цнинского канала длиной 1280 метров, поставив на нем шлюз.

Замечая, что обильные весенние воды во время паводка попусту уходят из Вышнего Волочка, Сердюков задумал сберечь их и в меженное время подпитывать ими каналы. Он закрывает Цну плотиной, собирает паводковые воды в Заводское водохранилище и таким образом обеспечивает свободное судоходство в самое засушливое время. Это водохранилище стало последним и, как оказалось, самым важным звеном в системе вышневолоцких гидросооружений.

Новый размах строительных работ пришелся на начало XIX века. Этот период связан с интересным человеком, имя которого меньше знают наши современники – Осип Иванович Корицкий. Больше десяти лет он работал над проектом по улучшению системы. И, надо отдать должное, добился многого. Он смог, к примеру, в два раза поднять уровень воды в водохранилище, а его площадь увеличить в десять раз. И если в начале 60-х годов XVIII века по Вышневолоцкой водной системе к столице ежегодно проходило от трех до четырех тысяч судов, то спустя четверть века – пять–пять с половиной тысяч.

Крупный французский инженер-гидротехник Дестрема так отзывался о Вышневолоцкой водной системе: «Из всех судоходных систем России, наиболее замечательных как по значительному провозу грузов, так и по удивительному расположению вод, без сомнения, занимает первое место Вышневолоцкая система". А сравнивать ему было с чем: к этому времени уже были построены и работали Мариинская, Тихвинская, Березинская, Днепро-Бугская, Огинская водные системы.

Кстати сказать, еще и в XX веке Вышневолоцкая водная система работала на северную столицу. После революции по ней шел сплав леса в Петроград. Так, в 1918 году город получил 650 тысяч кубометров дров. А в 1926 году была построена Волховская гидростанция, которая снабжала Ленинград электроэнергией.

Вышневолоцкой водной системе – 300 лет. Основные праздничные мероприятия, посвященные этому юбилею, пройдут в Вышнем Волочке летом. Город готовится к ним. Но юбилей этот не местного значения. Вышневолоцкая водная система сыграла огромную роль в экономическом развитии России в целом, помогла построиться, встать на ноги и расцвести Санкт-Петербургу, в крупные промышленные города превратила Рыбинск, Вышний Волочек, Боровичи. Экспедиция «Живая Волга-2003» поможет напомнить самые славные страницы истории Вышневолоцкой водной системы.

Тамара ВОДИЧЕВА

10

Возврат к списку

Цвета нашей Победы
Мальчишек друг от друга отличить не так просто. Близнецы-погодки Ваня и Кирилл Петровы одеты в одинаковые куртки. У каждого в руке зажата двухцветная георгиевская ленточка – символ мужества и стойкости советских солдат. «Сейчас, минуту постойте, я вам их прикреплю», – говорит внукам бабушка Мария Петровна, дочь пропавшего без вести красноармейца.
24.04.201722:48
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию