22 Октября 2017
$57.51
67.89
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Общество 01.06.2010

Бомбовый дождь Михаила Громова

С начала 1942 г. героические труженики тыла обеспечили поступление в Военно-Воздушные силы новейших истребителей ЛА-7, МИГ-1, штурмовиков ИЛ-2 и пикирующих бомбардировщиков ПЕ-2, ПЕ-8. Эти самолеты по летно-техническим характеристикам превосходили немецкие и позволили усилить ударную мощь авиации

С начала 1942 г. героические труженики тыла обеспечили поступление в Военно-Воздушные силы новейших истребителей ЛА-7, МИГ-1, штурмовиков ИЛ-2 и пикирующих бомбардировщиков ПЕ-2, ПЕ-8. Эти самолеты по летно-техническим характеристикам превосходили немецкие и позволили усилить ударную мощь авиации. К началу Ржевской битвы Третья воздушная армия Калининского фронта имела в строю около 1000 самолетов. Но в боях применялись и машины довоенного производства И-15, И-16, И-153, бомбардировщики ТБ-1, ТБ-3 (эти две боевые машины созданы выдающимся русским авиаконструктором, нашим земляком Андреем Николаевичем Туполевым, родившимся в одной из деревень Весьегонского района и долго жившим в Твери) и другие.

В небе над Ржевом сражались и уроженцы Тверской области.

Генерал-полковник авиации Герой Советского Союза Михаил Михайлович Громов родился в г. Твери в семье военного врача. Закончил школу № 1 (ныне гимназия № 6 у стадиона «Химик») затем Московское техническое училище им. Баумана. Много занимался спортом (бег, плавание, тяжелая атлетика). В 1923 г. завоевал звание чемпиона РСФСР в среднем весе. Добровольно вступил в Красную Армию. В это время начали создаваться военно-воздушные силы молодой республики. Пройдя обучение летному делу в Москве, Михаил Громов быстро вырос профессионально. Став не только великолепным истребителем, но и летчиком-инструктором высшей школы пилотажа. Он прославился рядом сверхдальних перелетов: по столицам Европы за 3 дня, Москва - Пекин, Москва - США. В 1934 году ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Много лет Громов испытывал новые самолеты в КБ А.Н.Туполева. А перед войной был назначен начальником летно-испытательного института. С первых дней войны Михаил Михайлович рвался на фронт. Но Сталин препятствовал. В ноябре 1941 года Громова командировали в США для закупки и приемки нового бомбардировщика. Однако американцы предложили самолеты без бомбоприцелов. А как без них бомбить? Разочарованный улетел домой Михаил Громов, а по приезде - сразу же рапорт Сталину об отправке в боевые части. Сталин очень удивился настойчивости Громова, но «отпустил»-таки на Калининский фронт.

В декабре 1941 г. Громов стал заместителем командующего третьей воздушной армии (штаб около г. Торжка). Здесь Михаил Громов приложил много сил к реорганизации в боевом использовании авиации: усилил взаимодействие с пехотой, артиллерией. Новая его разработка «Авиационное наступление» - нанесение ударов по врагу впереди наступающих войск - нашла эффективное применение не только в летних боях за Ржев, но и позже - в Сталинградской битве. Для усиления истребительной авиации в борьбе за г. Ржев Михаил Громов (уже командующий 3-й ВА с февраля 1942 г.) сумел из Летного испытательного института «перевести» лучших испытателей и создал отдельный истребительный полк.

Более сотни боевых вылетов в период Ржевской битвы совершил наш земляк на штурмовике «ИЛ-2», на истребителях «МИГ», нанося врагу потери. Большим достижением его явилась т.н. «волна» (тактический прием). Удары по противнику наносили первыми истребители и штурмовики, а затем бомбардировщики фронтовой авиации и дальней авиации. Немцы несли большие потери. А этот боевой прием, разработанный Михаилом Громовым, захватчики называли «бомбовый дождь».

До конца войны наш талантливый земляк «гнал» ненавистных захватчиков с родной земли командуя первой воздушной армией. С 1944 г. Михаил Громов был назначен начальником управления боевой подготовки ВВ, в которое входило более 1000 авиаучилищ и школ. Опытный ас готовил молодых летчиков.

Михаил Громов был удостоен высоких наград СССР: три ордена Ленина, четыре ордена Красного Знамени, орден Октябрьской Революции, Суворова II степени, Отечественной войны I ст., три ордена Красной Звезды, более 10 боевых медалей..

Истребитель Игорь Ефремович Кустов - уроженец г. Кувшинова. После окончания 10 классов школы он поступил в Чугуевскую военно-авиационную школу. В 19 лет с первых дней войны Игорь Кустов начал воевать с фашистами в родных местах на Калининском фронте. В небе г. Калинина и г. Ржева в редких случаях «Юнкерсы» и «Хейнкели-III» уходил из-под огня его «Мигаря» (МИГ-1). 9 марта 1942 г. в небе Ржева он сбил немецкого стервятника, но на несколько секунд отвлекся и сам попал под огонь трех «Мессершмидтов». Фашисты всегда на одного нападали группой. Кустов получил пулевое ранение.. Но мужественный пилот сумел уйти и посадить свой самолет на аэродром (!). После двухмесячного лечения в госпитале в Москве Игорь Ефремович снова в боях.

Игорь Кустов был награжден орденом Ленина, орденом Красного Знамени за бои под Ржевом, Пено 9 декабря 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Но, к сожалению, через две недели после этого он погиб в автомобильной катастрофе на фронте. В честь отважного пилота на его родине в Кувшиновской школе, где учился герой установлена мемориальная доска.

Истребитель Василий Николаевич Кубарев родился на хуторе Ненаедово в Ржевском районе.. С тяжелого ноября 1941 года Василий Кубарев воевал на Калининском фронте. Здесь отличился в боях за г. Калинин, Зубцов, Ржев, Пено. С 1943 года командиром истребительного полка воевал на Брянском, первом и втором Прибалтийском, третьем и первом Белорусских фронтах. На Калининском фронте он одним из первых на своем «ЯК-1» сбил новейший немецкий истребитель «Фокке-вульф-190» (в районе г. Великие Луки). В одном из боев над Ржевом был тяжело ранен, но до своего аэродрома «дотянул» и сел. Потом после ранения вернулся в строй уже командиром авиаэскадрильи. Его эскадрилья совершила 288 боевых вылетов, провела 180 воздушных боев, уничтожила 46 самолетов противника, 8 танков, 78 автомашин, 55 зенитно-пулеметных точек, 46 орудий. Весомый вклад в общую победу!

После освобождения г. Ржева Василий Кубарев воевал на Курской дуге. Всего Василий Николаевич лично сбил 16 самолетов противника и совершил 183 боевых вылета.

Правительство СССР высоко оценило его боевые успехи: два ордена Ленина, звание Героя Советского Союза (28.9.1943 г.), шесть орденов Красного Знамени, орден Отечественной войны I ст., два ордена Александра Невского, орден Красной Звезды, 9 медалей СССР и других стран.

Штурман Сергей Яковлевич Фильченков родился в д. Большие Воробьи Оленинского района. Жил и работал в г. Ржеве. Закончил штурманское авиаучилище и с 1937 года летал стрелком, стрелком-радистом и штурманом на бомбардировщиках 128-го Калининского авиаполка. Воевал под Москвой, потом на Калининском фронте. Воевал и на Курской дуге, под Севастополем и бомбил Берлин.

За период войны совершил 258 боевых вылетов. За боевые успехи награжден орденом Ленина, орденами Красной Звезды, Отечественной войны II ст. 26 октября 1944 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Погиб на 259-м вылете, за 25 дней до Победы, над Берлином.

Истребитель Анатолий Васильевич Кисляков - уроженец г. Кимры. В 1940 году окончил Борисоглебское военное училище летчиков. С первого дня войны Анатолий Кисляков в боях на Ленинградском фронте. Здесь, 4 августа 1941 года, он сбил свой первый «Фоккер». В 1941 году молодой пилот совершил 270 боевых вылетов, был награжден орденом Ленина, орденом Красного Знамени.

В районе Валдая пятерка истребителей Кислякова встретила в воздухе 8 «Мессершмидтов». Анатолий скомандовал: «В атаку!» В результате жестокого боя с превосходящими силами гитлеровцев четыре фашиста были сбиты. Остальные еле «унесли ноги». У Анатолия Кислякова потерь не было.

Отличился Анатолий Васильевич и в бою над г. Осташковом, где он в условиях густой облачности сбил «Фокке-вульф-190» (новый немецкий истребитель). При освобождении г. Невеля (он тогда входил в состав Калининской области) наш земляк уничтожил три (!) вражеских самолета. Всего на счету славного пилота 539 боевых вылетов, участие в 80 воздушных боях, 14 сбитых лично самолетов противника и три - в группе.

За боевые успехи - правительственные награды: орден Ленина, три ордена Красного Знамени, ордена Отечественной войны I и II ст. и Александра Невского. И уже после Победы, в первый послевоенный праздник Воздушного флота, ему было присвоено звание Героя Советского Союза (18.8.1945 г.).

Героизм и мужество наших земляков-авиаторов составляют славу и гордость тверского края.

Игорь КРАСЯКОВ, ветеран Вооруженных Сил, член президиума Тверского городского совета ветеранов войны и труда

15

Возврат к списку

«Тверской переплет» вышел на международную орбиту
Сегодня, 20 октября, в Твери открылась Межрегиональная книжная выставка-ярмарка «Тверской переплет».
20.10.201720:57
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости из районов
Предложить новость