19 Октября 2017
$57.27
67.36
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 01.06.2010

Максатиха, перекрестье земных путей?

Уважаемый читатель! Нас ждет весьма трудная работа – попытаться понять этот текст. Его своеобразие – не только данность в строгих координатах наук. Мы с вами, по сути обыватели, с трудом допускаем вероятность фундаментальных открытий в современном мире. Авторы этой публикации отважились на гипотезу, равную вселенской сенсации. Только вдумайтесь: на древнейшей земле, в пределах максатихинских, вполне вероятно, провел некую часть жизни сам Господь Бог. И здесь след его нетленный…

Уважаемый читатель! Нас ждет весьма трудная работа – попытаться понять этот текст. Его своеобразие – не только данность в строгих координатах наук. Мы с вами, по сути обыватели, с трудом допускаем вероятность фундаментальных открытий в современном мире.

Авторы этой публикации отважились на гипотезу, равную вселенской сенсации. Только вдумайтесь: на древнейшей земле, в пределах максатихинских, вполне вероятно, провел некую часть жизни сам Господь Бог. И здесь след его нетленный…

Историки Елена и Николай Ильины не сразу пришли к такого рода предположениям. Об этом вы узнаете из текста. Очень важно, что на этой версии настаивают участники исследовательской экспедиции «Дорогой отцов», которую уже два года в союзе с общественными организациями проводит отдел по делам молодежи Максатихинского района.

Дубы как вечный аргумент

Заселение территорий современного Максатихинского района началось в глубокой древности. Так, стоянки Усть-Кеза, Каргово – это древнейшие поселения, относящиеся к концу каменного века. Мы считаем, что первым, основательно осевшим в верховьях Мологи, населением стали племена в основном индоевропейского (арийского) происхождения, позднее объединенные общим именем – славяне-русы. Об этом прежде всего говорят данные археологических раскопок, почти повсеместно вскрывших очень древнюю культуру огнепоклонников, которыми и были арии. Косвенно это подтверждают и многочисленные дубы, растущие по берегам. Дуб был священным деревом славян. Именно славяне принесли эти дерева к нам из южных широт. Также обычно славяне селились по берегам рек, озер и на «перекрестках земных путей». Максатиха однозначно является таким перекрестком. Проходивший по Мологе «Волжский путь» «из варяг в арабы» соединял бассейны Балтийского и Каспийского морей. Сравнительно недалеко, в Удомельском районе, протекает река Мста, являвшаяся частью пути «из варяг в греки», то есть в Черное море и далее. На нашей территории эти пути практически пересекаются. Через систему волоков между рядом озер (название одного из которых – Наволок – говорит само за себя) первое пересечение представляется в виде системы Мста – Съежа (по ней «съезжали» с одного пути на другой) и Кеза – Молога. Второе пересечение через реку Волчину (Волочину?) проходило непосредственно по территории современной Максатихи. В месте впадения Волчины в Мологу сохранились, как мы полагаем, остатки древнейшей культовой системы. Возможно, это был центр наиболее почитаемой у праславян прародительницы, праматери-Земли – богини Макошь (Мокошь). Отсюда и произошли названия сравнительно близко расположенных Максатихи и Мокшиц.

Зрим в корень

Русский язык способен приоткрыть сокровенные тайны истории. Во многих названиях мест, населенных пунктов, водоемов часто скрываются особый смысл и значение. Корни многих слов сохранились еще со времен языка древних ариев, наиболее близкий к которому древнеиндийский литературный язык – санскрит, который дал начало многим языкам, в том числе – русскому. Именно там, в глубокой древности, нужно искать объяснения многим названиям. К примеру, мы предлагаем расшифровать слово «Молога». Корень ол в переводе с санскрита означает бурный, волнующий, хмельной. Га в этом же переводе означает движение (дорога, гать, телега). Остается М, которая у древних ариев обычно связана с культом мертвых (смертью). Слово «Молога» можно перевести и как волнующаяся (по волнам?) дорога к предкам (мертвым). Доказательство – обнаруженный город мертвых на правом берегу Верхней Мологи, внешне очень похожий на знаменитый Гнездовский комплекс могильных курганов, что на берегу Днепра. Небольшие круглые и длинные курганы на протяжении многих десятков километров. Наличие подзола в их подошве говорит о культовых, обрядовых захоронениях дохристианской эпохи. Огромное их количество подтверждает, что здесь действительно мог быть один из культовых центров Древней Руси. Именно сюда везли хоронить знатных людей. По верованиям древних славян, сделать это можно было не везде, а на пересечении путей земных и небесных. Только там при сжигании тела умерший мог перейти из мира «Яви» в мир «Прави», то есть мир богов. При жизни, считалось, это могли делать только «калики перехожие». И о них речь впереди.

Археология языка

Этим же образом несложно перевести и название В – ол – га (путь, движение в пучину). Впадающий в Мологу ручеек Волгай представляет уменьшительный вариант этого названия. Вникая в мелодику таких слов, как «волна», «волок», несложно понять принцип их образования.

В древности великая русская река называлась Ра, что означает Бог Солнца, огня. Недаром этот корень является словообразующим в словах «радуга», «радость», «красота», «правда», «гора» и многих других слов. (Хотя по правилам современного русского языка мы и пишем – гора, говорим традиционно – гара, что означает движение к солнцу). Первые индоарийские переселенцы были солнцепоклонниками. Ра можно найти в названии некоторых сравнительно близко расположенных в нашей местности водоемов – речек Кагра (не удивительны ли индийские названия в наших краях!), Радец, Радунка, озер Кезадра, Равленское. А рядом, в Новгородской области, есть речка Радога! Их названия или указывают на связь с бассейном Волги (Ра) или связаны с верованиями местных племен. (Много подобных рек в предгорьях Урала, известного как один из центров арийской цивилизации – Урал, Угра, Тура, Печора). Есть оно и в тверских названиях – Райда, Райдино, Раевское, Зараменье и многих других. Как единица измерения площади земельных участков ар используется и поныне. Недаром же духовная столица ариев на Южном Урале называлась Аркаим. (О значении буквосочетания Ка будет сказано далее.) Корень ар является словообразующим и в названиях ряда наших населенных пунктов – таких, например, как Паржа, Ораны (в древности однозначно Араны), Хабары, Пархово.

Вероятно, кроме водных дорог к духовному культовому центру были и сухопутные. Например, название Гарусово явно указывает на путь русов, или к русам. Причем один населенный пункт с таким названием расположен на одном из волоков в Удомельском районе, другой – на волоке по реке Волчине в Максатихинском.

Слово «к – ар – га», старая, дряхлая, дословно можно перевести как «двигающаяся к земле». Отсюда и название ранее упомянутого Каргова, в древности скорее всего К – ар – га – во, указывающего на путь к земле, или к курганным захоронениям, находящимся в окрестностях. Доказывает правильность трактовки этого названия протекающая рядом речка Карга, сохранившая правильную букву а после г. Следуя данному алгоритму, несложно понять, что обозначало слово «курган». К – Ур – га – это движение к тому, что называли Ур. А Ур у арийцев – это земные территории бога Ра. В этом понимании название очень точно характеризует религиозное предназначение данных захоронений. В истории древнего Междуречья, откуда прослеживается движение арийцев сначала в Египет и Индию, а затем в Европу, несложно найти большое количество топонимов с этим корнем, например, города Ур, Урук, Ашшур, Урфа. (Очень показательно название Урдом близ Оленина.) Естественно, на пути движения арийских племен много подобных показательных наименований городов: Рака, Рамади, Басра, Самарра, Индаур, Агра, реки Евфрат, Брахмапутра, Ганг, Аракс, Кура, Сура.

Вал загадок

Часто Волгу, Мологу и другие водоемы переводят, как изобилующие рыбой. Нам думается, в те далекие времена рыбы в достатке было везде, так как наши далекие предки не пользовались для ее ловли такими жестокими методами, как сегодня. Прежде всего реки были важны в качестве основных транспортных артерий, и именно на это указывает буквосочетание Га в названиях многих из них. (Ладога, Онега, Пинега, Вага, Ветлуга, Осуга и др.). Все названные реки являются звеньями одной цепи, соединяющей северные моря с южными. Контроль над этими путями давал племени, говоря современным языком, геополитическое преимущество, власть и богатство. Естественно, решить эту задачу могло только высокоорганизованное и мощное племенное сообщество. В процессе исследования берегов Мологи нам удалось проследить насыпной вал. Он длится на протяжении многих десятков километров, то почти теряясь, то появляясь вновь. Иногда он представлял собой просто грандиозное сооружение, значительно возвышаясь над рекой. (Вдоль реки Мсты также прослеживается нечто подобное) Его назначение представляется неоднозначным. Возможно, это искусственное сооружение наряду с рекой являлось границей мира усопших. Именно между ними расположено большинство могильников. С другой стороны, вал, то удаляющийся от берега, то приближающийся к нему, вполне мог быть специально выстроенной сухопутной дорогой, позволяющей контролировать водный путь. В любом случае объем вложенного труда впечатляет. Исходя из этого, мы предполагаем, что подобное мог свершить народ, позднее ставший государствообразующим. Здесь уместно вспомнить версию о том, что первой столицей восточных славян считается основанный еще задолго до нашей эры город Словенск, который, вполне возможно, располагался на Мологе.

«Се есть мля»=земля

Почему-то многие названия в нашем районе и области традиционно объясняют угро-финским происхождением. Так, топоним Лощемля переводится как грязное, вязкое озеро. Да, сейчас озера там нет, разъясняют сторонники данной концепции. Значит, было раньше. Ведь «мля» по-фински озеро. Но на языке праславян это означало противоположное. Возьмем слово «земля». Оно явно расшифровывается, как «се есть мля», то есть суша, твердь. Ля обычно указывает на определенную, ограниченную территорию (поляна, делянка, Гриблянка).Тогда получается, что Лощемля – это очищенная от леса земля для земледелия, Котемля – земля низкая, в виде котловины, Городомля – земля города. Располагавшаяся близ болот Гадомля, видимо, славилась большим количеством змей (гадов), или же она показывала путь к тверди, дословно га – до – мля. Кжемля – территория, близкая к связанному с огнем промыслу, или земля огнепоклонников, которыми, как указано выше, являлись арийские племена. Же – это огонь. Возьмем для доказательства такие слова, как «жечь», «железо», «жена» (хранительница огня, очага). А что же Удомля? В древнеиндийском литературном языке есть слово «уда», означающее воду, и слово «уде», что значит выступать, возвышаться. Следовательно, получается: «водная земля», или «возвышающаяся земля», или же «выступающая над водой твердь». В любом случае данное толкование справедливо и через тысячелетия.

Можно подвергнуть сомнению и объяснение финно-угорским или татарским происхождением других названий, к примеру, поселка (реки) Мста и деревни Трестна. Объединяет эти населенные пункты в Удомельском и Максатихинском районах наличие в окрестности курганов, видимых издалека (из-за их значительной высоты). Как принято считать, это словенские погребальные комплексы – Новгородские сопки. По языческому обряду словене сжигали умерших вне курганов, а их прах помещали в урны, которые хоронили в насыпи на противоположном берегу реки. Высота сопок увеличивалась с ростом числа умерших. Во время похорон племя строило через реку мост-настил (мсту), как бы соединяющий мир «Прави» с миром «Яви». И на этом помосте в течение трех дней устраивался пир-поминки – тризна. Затем мост сжигался. Мы считаем, что название Мста является далеким воспоминанием о том поминальном мосте, а Трестна – о древних тризнах. В санскрите, кстати, сочетания три, тре означают не что иное, как число три, а буквосочетание ст, наблюдаемое как в первом, так и во втором слове, указывает на неподвижность, неизменность месторасположения. Возьмем для наглядности такие слова, как «стоять», «стена», «столб», «стол».

Естественно, есть в наших краях населенные пункты с названиями угро-финского происхождения, такие, как Койвушка, Гуммала, Кало и другие. Но их происхождение значительно более позднее и связано с карельским переселением XVII века.

Где был центр русского государства

Таким образом, получается, что земли Максатихи имеют очень древнюю, очень интересную, а порой мистическую историю. Да и санскритские корни – мокса – освобождение и макхатти – дар, пожертвование – указывают на избранность этой территории. Вероятнее всего, считалось, что эту землю избрали боги, отдав в дар людям для совершения религиозных культовых обрядов, в том числе принесения пожертвований богам. Этот центр в течение многих столетий играл важнейшую роль в жизни древнерусского государства. Свое значение данная территория сохранила и после принятия христианства, вплоть до монголо-татарского нашествия. Поэтому одна из мощнейших ратей завоевателей была направлена на эти земли. Историки спорят, почему князь Юрий Всеволодович неожиданно покинул Владимир (в котором осталась и погибла его семья) и ушел с дружиной на реку Сить, что в современном Сонковском районе. Не для того ли, чтобы защитить религиозно-мистический и духовный центр русского государства?!

По одной легенде, князь Юрий (Георгий) Всеволодович княжил в городе Малый Китеж на Волге, а затем основал Большой Китеж. Во время нашествия Батыя он сначала укрывался в Малом Китеже, а затем перешел в Большой Китеж. Здесь князь был убит, а город разорен. Тогда же Большой Китеж стал невидимым и исчез. Данная легенда основана на реальных событиях. После разгрома русской дружины на Сити в 1238 году монголо-татары вышли на лед Мологи. (Как известно, замерзшие реки были очень удобными дорогами для монгольской конницы). Дальнейший их путь проходил по описываемым местам, которые были беспощадно разорены. Местные жители и оставшиеся воины героически сражались, и подавляющая их часть погибла. На это косвенно указывают два населенных пункта, которые располагаются в начале и в конце культовых территорий и называются одинаково – Костюшино (Костюшки – множество костей). Вероятно, они возникли близ мест, где и прошли серьезные битвы. Подобная битва была и непосредственно у современной деревни Мокшицы. Там часто находили остатки древнего оружия – палашей, стрел. В конце XIX века на земле местного крестьянина Н.Иванова было раскопано множество черепов и костей, сваленных в беспорядочную кучу. Вероятно, просто некому было похоронить их, как подобало. Завоевателей, видимо, также погибло немало. Старожилы считают, что прилегающая к реке часть Максатихи строилась на монголо-татарских захоронениях. Ну а тем местным жителям, которые выжили и вернулись на родные земли, пришлось все начинать с нуля – строить починки. Один из таких заложенных починков близ древнего центра, дабы сохранить историческую память о великом прошлом нашей земли, и получил название Максатиха.

Здесь след Господень?

Подтверждением уникальности Верхнемоложских территорий являются следовые камни. Документальные источники прошлого свидетельствуют о нахождении большого количества камней с нанесенным рунным письмом, тотемными знаками, следами. К сожалению, большинство таких камней вывезено собирателями древностей прошлых лет. В частности, в 1835 году Ф.Н.Глинка вывез в Тверской музей найденные у сельца Кузнецово два камня. На одном были надписи, сделанные славянскими и греческими буквами, на другом – изображение трех прямоугольных четырехугольников, включенных один в другой. Это изображение подобно найденному в крепости Изборска на могильном камне Трувора. До сих пор сохранилась лишь малая часть подобных камней близ Мологи. Один известный следовик находится недалеко от Брусова. Это название расшифровывается скорее всего как «тело, основа, дом руссов», так как на санскрите Б(а) – это тело, дом. Кстати, речка Кагра несет свои воды до Брусова, а так как слово «агра» на санскрите означает основа, начало, то естественно предположить, что ее движение направлено «к» каким-то известным предкам, «истокам».

Уникальность же сохранившихся валунов заключается в том, что на них явно выдавлен след человеческой ноги. Такое сложно сделать даже современной техникой! Сакральное значение этих находящихся сравнительно близко камней очевидно. Возможно, они указывали путь посвященным, возможно, являлись своеобразными ключами для тех же перехожих калик (Ка – душа, лик – лицо, то есть калики дословно с санскрита – «духовные ликом» – особо посвященная каста волхвов, обладающих огромной магической силой.) Вспомните, кто поставил на ноги неподвижного более тридцати лет Илью Муромца!

Существует еще одна версия происхождения следов в камне. Похожий есть в Мекке (в святилище Кааба – «доме Бога»), есть в Иерусалиме, где отпечаталась нога Иисуса. И теперь о самом главном! В Библии подробно описывается жизнь Иисуса Христа до семилетнего возраста и в его последний год земной жизни. Где был сын Божий в течение остальных двадцати пяти лет, практически неизвестно. В одном из апокрифов говорится о том, что все это время он находился в землях восточных славян, где с холмов святилищ общался с Отцом своим небесным. Также известно, что Андрею Первозванному, которому позднее досталось нести веру Христову в славянские земли, в отличие от других апостолов было достаточно легко это делать. Поднимаясь по Днепру, во многих местах он видел прообразы церковных храмов, так называемые Белые Вежи, где славяне поклонялись Даждьбогу и его сыну, которого называли Спас. Апостола Андрея встречали благожелательно, так как уже знали о миссии Спасителя! Не потому ли у нас есть такие же камни, как и в святых местах? След на нашем камне детский, приблизительно 35,5 размера. Интересны в этом плане такие названия географических объектов в описываемых максатихинских местах, как Спасо-Преображенье, Спас-Забережье, Спас-Ульстим. Вероятно, они получили названия от церковных приходов. Но можно предположить, что храмы, носящие имя Спасителя, воздвигались в местах, связанных с Его именем историческими преданиями. К примеру, до сих пор местными жителями передается легенда о мистическом огне, указавшем правильное место для строительства подобного храма на берегу озера Ульстим. Совсем недавно подтверждение этой смелой версии мы получили от одной из пожилых жительниц района. Она вспомнила камень с отпечатками копыт жеребенка, который видела в детстве. Ей пересказывали такое предание: будущий Спаситель проскакал здесь на своем коньке! Интересно, что, по некоторым данным, в Николо-Теребенском монастыре бывал Святой Преподобный Александр Свирский, известный, кроме прочего, тем, что ему в пустыни на реке Свирь второй раз в истории человечества открылся Троичный Бог.

Есть и еще одно легендарное повествование о граде сокровенном Китеже. Оно уже лишено исторического фона и восходит к апокрифическим памятникам, рассказывающим о «земном рае». Невидимый Китеж – это место, которое Господь сокрыл от гибели во время Батыева нашествия: «И сей град, Большой Китеж невидимым стал и оберегаемым рукою Божею». Град Китеж недоступен людям гордым, корыстным, развратным и лживым. По причине извечной греховности человека град остается невидимым до конца земной истории: «И невидимым будет Большой Китеж вплоть до пришествия Христова». В невидимом граде пребывают лишь праведники в ожидании второго пришествия Христа, и попасть туда может только тот человек, который всем сердцем верует в Бога.

l l l

Земли Верхней Мологи… Таковы они в таинстве своем, в своем предназначении истока русской веры, русской государственности и культуры.

Елена и Николай ИЛЬИНЫ

485

Возврат к списку

Есть в Твери уникальный детский сад
Детский сад №100 действительно один такой в областном центре. Его питомцами являются дети с тяжелыми нарушениями зрения.
18.10.201720:08
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости из районов
Предложить новость