03 Декабря 2016
$64.15
68.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

«Местность была необычайно привлекательна…»

Мог ли предположить император Петр l, что один из участков построенной по его повелению Вышневолоцкой водной системы обретет вторую, совершенно неожиданную жизнь? В связи со строительством Николаевской железной дороги водный путь утратил былую актуальность и понемногу заглох. Хотя надо отдать должное строителям: эти сооружения, регулярно подновляясь, исправно служили не одну сотню лет: старая плотина в Бологовском районе начала всерьез рушиться лишь сейчас, в 2006 году.

Мог ли предположить император Петр l, что один из участков построенной по его повелению Вышневолоцкой водной системы обретет вторую, совершенно неожиданную жизнь? В связи со строительством Николаевской железной дороги водный путь утратил былую актуальность и понемногу заглох. Хотя надо отдать должное строителям: эти сооружения, регулярно подновляясь, исправно служили не одну сотню лет: старая плотина в Бологовском районе начала всерьез рушиться лишь сейчас, в 2006 году. В свое время прочно стоял и давно заброшенный дом смотрителя водной системы при истоке реки Мсты из озера Мстино. Чем, помимо прочего, и обратил на себя внимание жившего по соседству предпринимателя, коллекционера, мецената Владимира Кокорева.

Главным достоинством дома, точно воспроизведенной по случаю высочайшего визита императрицы Екатерины постройки петровского времени, была, конечно, не его добротность. «Переправившись на другой берег Мсты, они (сам Кокорев и конференц-секретарь Академии художеств Исеев. – Н.З.) взобрались на холм, с которого открылся очаровательный вид на окрестности, где на самой возвышенной изо всей окружающей местности раскинулся парк и стоял необитаемый дом. Дом и все постройки при нем опустели, парк был запущен. Но, несмотря на это запустение, местность сама по себе была необычайно привлекательна, содержала столько прекраснейших картин, написанных природою, что, несомненно, давала богатейший материал для художников», – вспоминал очевидец тех событий 1883 года. Дальнейшее хорошо известно: энергичный меценат после настойчивых хлопот получил разрешение на учреждение здесь Владимиро-Мариинского приюта для художников, и сам же стал его попечителем. Сначала предполагалось, что это будет приют для неимущих студентов Императорской академии художеств, где они могли бы летом продолжать свои занятия, каковой и открылся 22 июля 1884 года.

Очень скоро благотворительный приют превратился в серьезный центр художественного образования. Сюда направляли уже не по скудости средств, а в качестве поощрения (эта традиция сохранилась и по сей день): профессора Чистяков, Якоби, Верещагин вели здесь пленэрные занятия. Бывал и Репин. После одного из пленэров тогда еще не- старая береза получила почетное имя «репинской». Сравнительно недавно старую березу пришлось спилить – при приличном ветре она могла рухнуть и повредить не менее знаменитый восьмигранник, в котором еще при Репине танцы запрещались, но все равно танцевали. На сохранившемся пне любят посидеть молодые художники – для творческого воодушевления.

Мифология Академической дачи впечатляет. Воспоминания ее насельников (а чем не монастырь со своим уставом?) сохранили и визиты Репина, который привез водки (там до сих пор с этим проблемы, но людям, приехавшим работать, она не очень-то и нужна), и ее тут же радостно выпили за здоровье Ильи Ефимовича, и морское сражение в честь Куинджи, когда «собрали целую флотилию лодок, провели гонки, разные состязания и закончили баталией с захватом на абордаж и опрокидыванием лодок. А.И.Куинджи, точно Посейдон, опершись на весло, как на трезубец, смотрел на барахтающиеся в воде тела, и сам приходил в азарт, и командовал борющимися».

В истории «Академички» были периоды полного упадка, после которого наступало возрождение – в 1907-м и в особенности в 1948 году, когда дом творчества восстанавливался после войны. Нынешняя Академическая дача – это именно своего рода монастырь. Посторонний человек сначала испугается противоестественной тишины и пустынности. А потом, присмотревшись, увидит под кустом, за забором, около сарая

(за ним известный московский художник «занимался формализмом») людей с этюдниками. И признанные мэтры, и выпускники художественных вузов бок о бок работают на пленэре. Недавно на «Академичке» был заезд молодых художников – выпускников лучших художественных вузов России. Причем не просто выпускников; право поработать на «Академичке» получили лишь отличники – те, кто окончил питерскую «Репу», московский Суриковский и прочие солидные институты с красным дипломом. Сейчас там же работает совместный российско-белорусский пленэр, в течение последних лет ставший традиционным.

Все было бы хорошо, но в последние годы дома творчества, расположенные в «необычайно привлекательных» местах, переживают совершенно определенные проблемы. Цитирую один из новостных сайтов: «Подмосковный поселок Переделкино в очередной раз стал ареной скандала. Высокий спрос на недвижимость в этом престижном районе служит причиной постоянных склок, связанных с застройкой и продажей земли и домов». «Академичке» это вроде бы не грозит: «Весь комплекс Академической дачи имени Репина ныне включен в список памятников истории местного значения, разработана его охранная зона и зона охраняемого ландшафта, что является порукой тому, что уникальная природная и духовная атмосфера этого места будут сохранены на века». Однако… Что-то происходит и здесь. По крайней мере, на размышления наводит то, что называется «вброс информации» в несколько местных газет. Это как в старом анекдоте: то ли он украл шубу, то ли у него украли, но что-то все-таки было. Вроде бы глупость, но в память западает.

– Ну хотя бы писал грамотный человек! – уже вполне беззлобно (потому что давно достали) комментирует происходящее председатель Союза художников России Валентин Сидоров. – Если не знаете реальной истории – загляните в книжку!

Речь идет о «страшном» слухе, что из музея Академической дачи вывозятся экспонаты. Да если бы даже и вывозились…

– Вот ведь пишут ваши коллеги: «Мы, вышневолочане, в течение ста двадцати лет собирали коллекцию этого музея. Художники, приезжая на Академическую дачу и получая вдохновение, в качестве благодарности оставляли свои произведения… Репин, Куинджи и прочие…» Ну, братцы мои! Этот музей возник по решению секретариата Союза художников, а идея его создания принадлежала мне, Сергею Петровичу Ткачеву, который тогда был председателем, и Телину. Вот мы втроем и были инициаторами. Сначала сделали лишь комнату истории, в которой собрали старые фотографии и прочие памятные экспонаты.

Потом порешили: во-первых, представить наиболее интересных художников, работавших на «Академичке». Один из знаменитого трио Кукрыниксов, всеми любимый и уважаемый Порфирий Никитич любил работать здесь – его вещь висит в экспозиции. Последний передвижник Бакшеев написал здесь свой последний этюд – березки на въезде на «Академичку». Бялыницкий-Бируля всю жизнь прожил в этих местах. Их работы тоже заняли почетные места в экспозиции музея. А во-вторых…

– Тогда мы решили, что музей Академической дачи должен стать своего рода учебным пособием, – говорит Валентин Сидоров. – Мы отобрали лучшие вещи, чтобы работающие здесь художники могли посмотреть, допустим, как писать голову: вот Грабарь – как вылеплена голова! Вот Бубнов, вот Самохвалов… Далее – как писать фигуру, как писать небо, землю… Именно этот принцип и лежал в основе отбора работ для музейной экспозиции.

Ирония ситуации заключается в том, что все эти вещи изначально являются собственностью Союза художников и Валентин Михайлович сотоварищи могут их хоть вывезти, хоть подарить кому угодно, хоть даже публично сжечь у подножия памятника Репину – никого это не должно касаться: право собственности – оно, знаете ли, свято. И вышневолочане, при всем к ним уважении, тут категорически ни при чем. А работ Репина и Куинжди в этом музее просто нет. Знаменитый этюд Репина 1898 года с той самой березой сейчас хранится в Третьяковской галерее.

Во избежание и для профилактики руководство творческого союза тут же провело в музее инвентаризацию, дабы и самим убедиться: все на месте. Вопросами собственности художники озаботились еще раньше. Каждый объект на территории «Академички», включая баню и артезианскую скважину, зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и имеет соответствующий документ – Свидетельство государственной регистрации прав Управления федеральной регистрационной службы по Тверской области, выданное 19 ноября 2005 года. Документы эти выданы не на какую-то стороннюю организацию, а на Союз художников России, который и является фактическим хозяином дома творчества.

Сложнее с «местностью, которая сама по себе необычайно привлекательна». По существующим законам земельный участок находится в пользовании, как это было и при царе, и при советской власти. Опять же по существующим законам в течение этого года пользователь имеет право выкупить эту землю на льготных условиях. Союз художников уже припас для этого необходимые деньги. Однако…

– Местная администрация нам такого разрешения не дает, – говорит Валентин Сидоров. – Причем в решении в качестве формального повода приводится смешное объяснение: на этой территории находится археологический памятник. Я специально звонил в Институт археологии и разговаривал с его директором: никакого заключения на этот счет институт не давал. Наличие памятника никоим образом не запрещает передачу земли в собственность, в законе существует пункт, согласно которому владелец берет на себя охранные обязательства. И только-то! Кто, как не художники, лучше всего сохранит этот памятник? Мы же траншеи здесь рыть не собираемся!

Развитие подобной ситуации мы можем наблюдать в Переделкине. Цитирую упомянутый сайт: «Не до конца понятна и сама история с продажей земли. Раньше она принадлежала совхозу «Матвеевское», но в марте 2002 года была продана неизвестному инвестору. Строительство не за горами, к будущим коттеджам уже подводят коммуникации. Губернатор Московской области Борис Громов неоднократно заявлял, что строительный бум Переделкино не затронет. Правда, упоминал при этом некие «перспективы развития района». Кстати, при продаже пастернаковского поля была изменена административная граница Ленинского и Одинцовского районов. С формальной точки зрения новый коттеджный комплекс расположится в Одинцовском районе, писательские дачи – в Ленинском». Строительная площадка на 78 коттеджей разместилась аккурат перед Домом-музеем Пастернака. «Глупо будет рассказывать о том, как Борис Пастернак свято чтил красоту русской природы, и показывать при этом на новомодные коттеджи, – комментирует директор дома-музея Наталья Пастернак.

Художники предполагают, что нынешняя ситуация с музеем – своего рода пробный шар, призванный заронить сомнения в дееспособности творческого союза. Дескать, народ непрактичный, занятый какими-то высокими материями, – куда уж ему серьезную собственность доверять…

– Союз художников нельзя рассматривать как нищую, ни на что не способную организацию, – говорит руководитель информационной службы Союза Татьяна Бойцова. – Пусть и не в той степени, как прежде, но Союз художников России – достаточно крепкая структура, имеющая достаточно большие возможности. За последние несколько лет в юридическом порядке закреплено более ста объектов недвижимости: если нашу организацию сравнивать с какой-нибудь коммерческой структурой, то мы в этом ряду выглядим очень солидно. И если Союз художников что-то имеет, то он в состоянии эту собственность содержать: мы продолжаем вкладывать средства в том числе и в этот дом творчества (а он у нас не один). Вот смотрите – все отремонтировано, крыши покрашены, везде полный порядок. И это называется – мы ничего не можем? Да только мы пока и можем!

Валентин Сидоров высказал резонную мысль: если уж кто-то озабочен состоянием Академической дачи и русского искусства вообще – так помогите материально! Союз, несмотря на изменившиеся условия, продолжает делать свое дело, но всегда нелишне поддержать ветеранов или оплатить пребывание здесь молодых художников, которым полезно спокойно поработать на пленэре. В конце концов есть же хороший пример: придумали-то «Академичку» не сами художники и не Императорская академия, а богатый любитель изящных искусств Владимир Кокорев.

Наталья ЗИМИНА

18

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В тверском регионе отметили День клубного работника
День клубного работника, который проходит в нашей области с 2002 года, можно смело назвать уникальным, поскольку нет больше ни одной отрасли, специалисты которой в календаре имели бы отдельный, подчеркнем, региональный профессиональный праздник.
02.12.201623:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию