05 Декабря 2016
$64.15
68.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Безопасность 01.06.2010

На «тихой службе». 19 марта – 97 лет подводному флоту России

Подводные лодки вписали множество ярких страниц в историю Военно-Морского Флота нашей страны. Почти вековая судьба российских подводников богата на геройские подвиги и на технические достижения, на победы и на горькие утраты, на рекорды и на знаменательные даты

Подводные лодки вписали множество ярких страниц в историю Военно-Морского Флота нашей страны. Почти вековая судьба российских подводников богата на геройские подвиги и на технические достижения, на победы и на горькие утраты, на рекорды и на знаменательные даты.

Первая из них – это 8 сентября 1914 года. Тогда еще толком никто не представлял, как использовать подводные лодки. В первый же день первой мировой войны миноносцы вывели российские субмарины в Балтийское море и оставили «на посту» до вечера. Позднее подводные лодки были переброшены к Моонзундским островам и стали выходить в море по утрам, возвращаясь на базу к моменту наступления темноты. Столь пассивная тактика не устроила командира лодки «Акула», одного из лучших российских подводников лейтенанта Н.А. Гудина. Он самовольно остался на ночь в море и 7 сентября подошел к шведскому берегу. На следующий день у Готска-сканде Гудин встретил германские корабли и в 4.05 выпустил торпеду в немецкий миноносец. Так состоялась первая в истории российских подводных сил торпедная атака.

17 мая 1916 года. Первый же выход для борьбы на морских коммуникациях новой подводной лодки «Волк» с модернизированными торпедами ознаменовался большим успехом. Было потоплено сразу три парохода, везущих шведскую железную руду в Германию. Важнейшая линия снабжения была прервана. В следующем году «Волк» потопил еще один транспорт и стал «балтийским чемпионом».

После Октябрьского переворота 1917 года вся организация подводной службы рухнула. В феврале 1918 года Российский Императорский Флот был официально распущен новой властью. Началась сплошная полоса утрат. В апреле 1918 года на полуострове Ханко моряки-балтийцы взорвали весь дивизион лодок АГ для предотвращения их захвата немцами. В следующем году практически все черноморские субмарины отправили на дно уже англичане, дабы ими не воспользовалась Красная Армия. Красному Флоту досталось лишь 38,5 процента подводных лодок от тех, что имел Императорский флот.

26 ноября 1926 года совет труда и Обороны утвердил первую шестилетнюю программу судостроения, по которой планировалось построить 12 субмарин. Как и сейчас, в те годы подводный флот имел заметно лучшие показатели по критерию «стоимость – эффективность», чем надводный. Поэтому возрождение флота и началось именно с кораблей «тихой службы», как называют подводников американцы.

Во время вооруженного конфликта у озера Хасан летом 1938 года советские подводные лодки впервые вышли на боевое дежурство. В ноябре 1939 года балтийские субмарины развернулись в море для действий против Финляндии, причем боевые действия велись по правилам неограниченной подводной войны: поражалась любая цель, оказавшаяся в поле зрения.

Горький список потерь отечественного подводного флота во второй мировой войне открылся 23 июня 1941 года. В тот день немецкая У-14 потопила нашу М-78. На другой день в Либаве в связи со срочной эвакуацией военно-морской базы было взорвано около десяти находившихся на ремонте подводных лодок.

До настоящего времени нет точной статистики потопленных нашими подводниками во время второй мировой плавсредств противника. Не касаясь точных цифр, можно отметить следующее. В 1941 году несколько потопленных на Балтике судов заставили немцев при уже имеющемся дефиците металла изготовить громадные противолодочные сети и дважды перегородить ими Финский залив. Все же, несмотря на серьезные потери, в 1942 году наши подводники смогли неоднократно прорываться в открытое море и топить вражеские корабли. Эти походы были самыми сложными и опасными в масштабах всей войны: нигде больше противник не создавал столь насыщенной противолодочной обороны. 21 подводник стал Героем Советского Союза, 12 лодок удостоено звания Гвардейских, 23 награждено орденом Красного Знамени, а Д-3, М-172, С-56 и Щ-402 удостоились того и другого отличий сразу.

В январе 1946 года было утверждено тактико-техническое задание на среднюю лодку проекта 613. При этом впервые предусматривались поточно-секционный метод постройки, широкое применение автоматической сварки, унификация деталей, изделий, материалов. С 1957 по 1958 годы было построено 216 лодок данного типа – самая крупная в мире за послевоенный период серия. 613-я долгие годы составляла основу советского подводного флота. Впервые лодки этого проекта строились и для других стран: Египта, Китая, Индонезии.

В Индонезии на таких кораблях нашим подводникам едва не пришлось вступить в войну. Летом 1962 года бригада из шести лодок перешла под индонезийскими флагами, но с советскими экипажами в порт Сурабайя. Там субмарины получили секретный приказ: с 15 августа по получении особого сигнала приступить к боевым действиям против любого судоходства. К счастью, Голландия передала власть над половиной острова Новая Гвинея индонезийцам мирным путем и до открытой войны не дошло.

Дизельные лодки вынесли на своих плечах всю тяжесть «холодной войны», ходили в многодневные «автономки», вооруженные торпедами с ядерными боеголовками, держались около авианосных группировок, ожидая условного сигнала.

Применение ядерной энергетики позволяло неизмеримо увеличить продолжительность пребывания подводного корабля под поверхностью моря. Если такой атомоход оснащен ядерным оружием, он может уничтожить целую страну. Все эти факторы определили форсированное строительство атомного подводного флота ведущими странами мира. Наша первая АПЛ К-3 вступила в строй в 1957 году.

17 июля 1962 года в 6 часов 50 минут 10 секунд К-3 прошла Северный полюс. Это было крупнейшее достижение нашего ВМФ. В 1970 году лодка К-162 установила мировой рекорд подводной скорости – 44,7 узла (80,4 км в час). Можно смело утверждать, что он если и будет когда-нибудь побит, то очень не скоро.

5 августа 1984 года К-278 погрузилась на глубину 1000 метров. Это также мировой рекорд.

За 30 лет существования атомного подводного флота в СССР было построено 235 АПЛ. Сейчас в сложный период, который переживают страна и ее флот, количество атомоходов резко сокращено. Многие поставлены на «вечный прикол». Однако на воду сходят хоть и немногочисленные, но новые, более совершенные корабли. Как с беспокойством отмечается в иностранной прессе, они значительнее бесшумнее, чем их предшественники. Это дает нам повод с определенным оптимизмом смотреть в будущее.

Владимир БОЙКО, капитан 2-го ранга запаса, председатель Тверского РО МОФ «100 лет подводному флоту России»

3

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В тверском регионе отметили День клубного работника
День клубного работника, который проходит в нашей области с 2002 года, можно смело назвать уникальным, поскольку нет больше ни одной отрасли, специалисты которой в календаре имели бы отдельный, подчеркнем, региональный профессиональный праздник.
02.12.201623:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию