03 Декабря 2016
$64.15
68.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 01.06.2010

Евгений Корниевский: бесплатных благ не бывает

Начало года – время больших ожиданий, но и больших проблем. Особенно в отношении бюджетного процесса, который в силу сложившейся за последнее десятилетие традиции складывается всякий раз непросто

Начало года – время больших ожиданий, но и больших проблем. Особенно в отношении бюджетного процесса, который в силу сложившейся за последнее десятилетие традиции складывается всякий раз непросто.

В чем корень главных трудностей бюджета-2003? С этого вопроса началась беседа вашего корреспондента с главой комитета по бюджету и налогам Законодательного собрания Е.А.КОРНИЕВСКИМ:

– Бюджет, безусловно, тяжелый. По достаточно скромным подсчетам, для удовлетворения основных нужд области в нем не хватает примерно двух миллиардов рублей. Один миллиард дополнительно необходим на текущие расходы, в том числе на оплату энергоносителей, и еще один – на капитальные затраты. Обойтись и без того, и без другого будет очень сложно. Самое печальное состоит в том, что в деятельности многих глав районов политические соображения превалируют над экономическими. Выборность не дает им возможность идти на необходимые, но непопулярные меры – прежде всего на сокращение бюджетных расходов, на отмену льгот и прочее. В результате смещаются приоритеты, и главная проблема, которую, как убедительно показывает нынешняя зима, составляет положение в жилищно-коммунальной сфере, нередко отходит на второй план.

– Не хотите же вы сказать, что проблема фактического дефицита бюджета является нерешаемой?

– Конечно, нет. Бюджет – не мертвый документ. Его можно совершенствовать – разрабатывать новые методики подсчета, развивать инвестиционные механизмы, искать возможности возвращения средств в бюджет области за счет изменения налогового законодательства. Конечно, это непросто, и даже не всегда в наших силах. Приходится обращаться в Госдуму, в Совет Федерации, доказывать, что далеко не всегда распределение налоговых поступлений справедливо и разумно. Особенно это касается налога на прибыль. Когда, например, из градообразующего предприятия выкачиваются средства, которые тратятся явно не на нужды тех, кто их заработал.

– Вы говорите о тех правилах игры, которые задает федеральный центр. Но, как известно, в наступившем году эти правила могут измениться весьма существенным образом. Я имею в виду внесенный недавно президентом в Госдуму пакет законопроектов, касающихся нового перераспределения полномочий между региональной и муниципальной властью. Как вы оцениваете эти новшества?

– Президент взял за образец хорошую модель местного самоуправления, действующую в большинстве западных стран. Муниципальные образования там вполне самодостаточны, собираемые ими налоги в полной мере обеспечивают их бюджет, что позволяет им обходиться без дотаций. Создать такую же модель у нас совсем не просто. Дело в том, что большинство местных налогов довольно мизерны по объемам и к тому же относятся к категории наиболее трудно собираемых. В то же время на самый нижний уровень – муниципальные образования, насчитывающие около 1000 жителей, – предполагается передать содержание самой сложной и проблемной отрасли – жилищно-коммунального хозяйства. И здесь кроются большие опасности. Во-первых, на низших уровнях власти катастрофически не хватает квалифицированных управленцев и специалистов по той же сфере ЖКХ. Во-вторых, сфера ЖКХ крайне изношена и требует достаточно больших капиталовложений, источников которых на этом уровне просто-напросто нет. Таким образом, эта сфера, относящаяся к системе жизнеобеспечения, становится еще более проблемной. Хотя, скажем, для городов уровня Твери смысл в такого рода изменениях есть. Заниматься ЖКХ на уровне городских районов и даже микрорайонов вполне возможно. Но сферы образования и здравоохранения, конечно, должны управляться на уровне не ниже городского.

– Какого же рода устремления, на ваш взгляд, рождают эти новшества – политические или экономические?

– Думаю, что здесь в первую очередь сказывается стремление выйти на европейский уровень развития местного самоуправления и таким образом преодолеть излишний централизм хозяйственного управления. Однако в наших условиях централизм зачастую возникает не по чьей-то воле, а просто из-за невозможности управлять иначе.

– Очевидно, есть необходимость искать более гибкие варианты управления тем же бюджетным процессом, с учетом местных условий и ресурсов. Что-то в этом направлении делается нашими законодателями?

– Мы пытаемся разработать собственную методику распределения бюджетных средств, исходя из стандартов бюджетного обеспечения в каждой из отраслей – здравоохранения, образования, социальной защиты. Существуют научно обоснованные стандарты, разработанные на общероссийском уровне. Нам нужно выработать свои, учитывающие наши возможности. Это не так просто. Прежде всего по причинам, я бы сказал, психологическим. Нашим согражданам очень трудно отказаться от представления о бесплатности социальных благ. Поэтому сохраняется стремление получить их в максимальном объеме, не считаясь с тем, что за них в любом случае надо платить из средств, нами же заработанных.

– Как же можно научить людей считать бюджетные деньги?

– Прежде всего я бы отменил все льготы. Они развращают людей и разрушают жизненно важные отрасли местного хозяйства. Именно льготами практически загублена система общественного транспорта. Примерно то же самое происходит в дорожной отрасли. Все просят льгот по дорожным налогам и одновременно хотят, чтобы эти дороги поддерживались в надлежащем виде. Аналогичная ситуация в сфере лекарственного обеспечения. Нельзя предоставлять льготы, не имея источника их обеспечения. В отношении лекарств я бы предложил такую систему: имеющий право на льготы приобретает лекарство по полной стоимости, а потом предъявляет оплаченный рецепт в страховую кассу, которая возвращает положенную часть средств с учетом имеющегося у этого человека заболевания. Тогда никто не будет торговать доставшимися ему бесплатно лекарствами, как бывает ныне. Да и на муниципальном уровне зачастую не умеют считать деньги, особенно так называемые внебюджетные, доставшиеся от спонсоров. Например, приобретают для маленькой больницы дорогостоящий аппарат искусственной почки, где он зачастую простаивает, вместо того чтобы истратить эти средства на что-то жизненно необходимое.

– Вы хотите сказать, что сами по себе деньги еще не решают всех проблем?

– Именно так. Более того, деньги сами по себе вообще ничего не решают. Они не могут, например, научить людей хорошо работать. А мы знаем, каково качество даже оплаченных работ в той же системе ЖКХ. Для того чтобы нормально жить, нужно менять психологию вчерашнего дня, привыкая к реалиям дня сегодняшнего. Будем надеяться, что этот перелом рано или поздно произойдет.

Беседовал Сергей ГЛУШКОВ

15

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В тверском регионе отметили День клубного работника
День клубного работника, который проходит в нашей области с 2002 года, можно смело назвать уникальным, поскольку нет больше ни одной отрасли, специалисты которой в календаре имели бы отдельный, подчеркнем, региональный профессиональный праздник.
02.12.201623:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию