03 Декабря 2016
$64.15
68.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 01.06.2010

Тридцать шесть и девять

В девяти классах Гусевской основной школы Оленинского района всего тридцать шесть учеников. Премудростям жизни и наук подрастающее поколение обучают девять учителей. Таких малочисленных школ в тверской глубинке немало. А жизнь в них течет совсем не так, как в огромных городских школах

В девяти классах Гусевской основной школы Оленинского района всего тридцать шесть учеников. Премудростям жизни и наук подрастающее поколение обучают девять учителей. Таких малочисленных школ в тверской глубинке немало. А жизнь в них течет совсем не так, как в огромных городских школах.

Для школьника важнее всего, наверное, тот факт, что число учеников в классе не превышает четырех-пяти, а значит, уроки приходится тщательно готовить ежедневно. Учитель обязательно спросит заданное, здесь не укроешься за спинами товарищей, как в городе. Вот вам и индивидуальный подход, к которому так стремятся в элитных школах, причем в самой обычной школе, каких только в не самом крупном в области Оленинском районе около трех десятков.

Что важно для учителя? Наверное, как для всякого взрослого человека, перед которым стоит необходимость зарабатывать на жизнь, само наличие работы. Причем по сельским меркам работы все еще достаточно престижной и неплохо оплачиваемой по сравнению с доходами тружеников сельского хозяйства. А в данном конкретном районе – еще и своевременно. В дни зимних школьных каникул, когда мы побывали в районе, учителя здесь уже получили большую часть декабрьской зарплаты, так что можно смело говорить не о задержках выплат, а о невиданном в ряде муниципальных образований опережении в ее выдаче. К вопросу о престиже учительской работы на селе – из девяти педагогов Гусевской школы восемь в свое время закончили ее же и впоследствии, получив образование, вернулись сеять разумное, доброе, вечное. Со временем образовались целые учительские династии. Например, преподаватель истории Людмила Анатольевна Власенкова продолжает дело своей свекрови, более тридцати лет проработавшей директором школы. Она же не дала пропасть начинанию других учителей – Тамары Николаевны Лобановой и уже умершей Галины Николаевны Румянцевой, создавших в конце 60-х годов при школе музей, о котором рассказ впереди.

Гусевская школа в области, наверное, в числе старейших. Два года назад здесь отметили 125-летний юбилей. Больше ста лет из этого отрезка времени школа размещалась в соседней деревне Александровке, потом ее перевели в Гусево, где освободилось здание больницы. Одноэтажное деревянное здание школы стоит чуть в стороне от сельских улочек. Обширный участок обнесен штакетником. Весной общими стараниями его украшают цветами. Средств на красоту, конечно, не выделяют. Но здесь считают так: в палисаднике возле дома цветы сажает каждая хозяйка, значит, семена и луковицы найдутся и для школьного цветника.

В школьном здании тепло, несмотря на каникулы. «А как же иначе? – удивляется директор Нина Дмитриевна Кудрявцева, – дров достаточно и топим каждый день, иначе зимой в деревне нельзя». Неширокий школьный коридор и вестибюль отделаны по меркам города роскошно – светлым деревом. Экология и красота! А вот деталь, которой в городских школах не увидишь, – люк подпола в полу коридора. Это такой коллективный погреб, где хранятся выращенные учениками овощи, из них в столовой готовят обеды. Сельские дети знают, что булки не на деревьях растут. Классных помещений в достатке – есть кабинеты литературы и истории, географии и физики, биологии и иностранного языка, а также начальных классов. Один из них – с решетками на окнах и под замком. Здесь хранится драгоценность – полученный в прошлом году по президентской программе единственный на всю школу компьютер. Выхода и Интернет он не имеет, нет в школе и какой-то иной современной техники. Еще одна беда – явно устаревшие книжные фонды. Вся школьная библиотека помещается на нескольких полках шкафов в кабинете литературы. В основном это художественная литература, которую в прежние годы проходили по программе. Последние поступления были, вероятно, еще до начала реформ. И эта скудость литературы была единственным печальным впечатлением из всего увиденного в Гусевской школе.

Недостаток возможностей цивилизации в Гусеве восполняют иным. Школа имеет свой профиль, который здесь называют спортивно-краеведческим. Сложился он постепенно, исходя из увлечений и склонностей педагогов и детей.

Спорт – это любовь директора школы. Нина Дмитриевна преподает физкультуру и делает это с любовью. В небольшом школьном зале, расположившемся в отдельном здании (он и актовый и спортивный попеременно) занимается с детьми гимнастикой. Это на уроках. А во внеклассное время с удовольствием водит учеников в походы по родному краю. Летом пешком, зимой на лыжах. Местная природа для этого создана будто специально. Рельеф местности холмистый, для лыжных прогулок это намного лучше ровного. Вот и в школу Нина Дмитриевна нередко прибегает на лыжах, что для городского директора было бы невозможно.

Краеведение – вторая гусевская изюминка. Школьный музей на первый взгляд невелик, но в действительности небольшая комната хранит в себе немало подлинных сокровищ. Но главное назначение музея, конечно, не просто сбор предметов, а воспитание в детях любви к родине. У маленького школьного музея даже есть деление на два отдела. Первый – собственно краеведческий, где хранятся предметы быта ушедших времен – прялки, посуда, полотенца, одежда, обувь, все то, что постепенно уходит из обихода современного человека. Второй отдел – военно-исторический. Здесь тоже есть вещественные свидетельства военной поры – каски, гильзы, части оружия, которыми щедро нашпигована оленинская земля с грозных 40-х годов. Но главное – документы, собранные за тридцать с лишним лет усилиями учителей и их питомцев. Все эти годы здесь разыскивают сражавшихся в районе Гусева воинов, ведут с ними переписку, заботятся о живущих рядом ветеранах. С каждым годом их становится все меньше. Сейчас в округе живет только три человека, освобождавших Гусево от врага. Эту цифру заведующая музеем Людмила Анатольевна назвала, не заглядывая в бумаги.

Наверное, не все взрослые заметили, что уже несколько лет, как в стране нет всеобщего среднего образования. Государство теперь берет на себя обязанность обеспечить всем детям лишь неполное среднее образование, которое нынче дают за девять лет обучения. Выпускники девятилетки имеют выбор – продолжить образование в средней школе либо в профессиональном учебном заведении, а то можно ведь и вовсе махнуть рукой на науки. Гусевцы за аттестатом едут в райцентр, где есть пришкольный интернат, либо в другие крупные поселки района – Мирный и Молодой Туд. А потом дорога в поисках знаний уводит совсем далеко от малой родины – в областные города и столицы, где не избежать трудностей, проблем и даже бед. И как хорошо, что начинался этот поход в теплом светлом доме, где все свои, потому что всего тридцать шесть учеников и девять учителей.

Марина ШАНДАРОВА

8

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В тверском регионе отметили День клубного работника
День клубного работника, который проходит в нашей области с 2002 года, можно смело назвать уникальным, поскольку нет больше ни одной отрасли, специалисты которой в календаре имели бы отдельный, подчеркнем, региональный профессиональный праздник.
02.12.201623:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию