25 Июня 2017
$59.66
66.68
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 01.06.2010

Пилот №1 из Твери

24 февраля исполнилось 105 лет со дня рождения нашего земляка Михаила Михайловича Громова

24 февраля исполнилось 105 лет со дня рождения нашего земляка Михаила Михайловича Громова.

Он вошел в историю авиации как талантливый летчик, пилот-испытатель почти всех самолетов гениального авиаконструктора , также тверитянина Андрея Николаевича Туполева. Михаил Громов прославился во всем мире своими дальними и сверхдальними перелетами на заре развития авиации, «обуздал» коварный плоский штопор, внес большой вклад в создание и развитие авиационной науки и техники, разработал и применил на Калининском фронте идею авиационного наступления. Этот боевой прием применяли в Курском сражении, в операции «Багратион», в битве за Берлин.

Михаил Громов родился в г. Твери в семье военного врача. После окончания тверской гимназии поступил в Московское высшее инженерно-техническое училище. Отличался большой любовью к спорту, занимался бегом, гимнастикой, лыжами, а больше всего - тяжелой атлетикой. В 1923 году завоевал звание чемпиона РСФСР подняв штангу весом 290 фунтов (118,75 кг). Вскоре Михаила Громова увлекла романтика авиации. Мама Любовь Игнатьевна однажды сказала ему пророческие слова, имея в виду увлечение сына авиамоделизмом: «Не думала, что твои самолетики так далеко тебя заведут!» И точно: они «довели» до мировой славы.

Громов поступил на авиационные курсы; начались полеты с аэродрома вблизи стадиона «Динамо» на учебном аэроплане «Фарман-IV». В свой первый полет он ушел с широко известным летчиком Россинским. Высокий, стройный, элегантный, в совершенстве владеющий самолетом, Громов сразу привлекал к себе внимание и стал очень популярен. Его перевели инструктором в Московскую школу авиаторов. Но его влекла испытательная работа, и он добился перевода на научно-опытный аэродром. Здесь Михаил Громов разработал методику обучения летчиков «слепому полету». Изобретенный им прием полет «под колпаком» потом использовался более 20 лет. Разработал он и методику ночного полета, в 1924 году на самолете «АВРО» впервые совершил его. По его методике обучались много лет пилоты дальней авиации.

Однажды при испытании первого отечественного истребителя «И-1» Михаил Громов попал в затяжной плоский штопор. Благодаря своей физической силе и занятиям спортом он невероятными усилиями покинул «взбесившийся» самолет и приземлился на парашюте. Впервые в истории авиации… Позже он нашел и способ выхода из плоского штопора. Эта разработка М.Громова спасла не один десяток опытных машин и их пилотов. Много лет наш земляк был увлечен идеей дальних и сверхдальних перелетов. В 1925 году его идея осуществилась. 16 июня из Москвы стартовали шесть самолетов по маршруту Казань - Омск - Красноярск - Иркутск - Улан-Батор - пустыня Гоби - Пекин. Громов пилотировал самолет «Р-1», который успешно прошел весь маршрут с отечественным мотором и потом труднейший перелет в сложных метеоусловиях над морем до Токио. Японское правительство наградило нашего земляка высшей наградой - орденом Восходящего солнца. Но награда не была вручена, так как тогда от капиталистических стран награды не принимались…

Велика заслуга Михаила Громова в создании и испытаниях легендарного биплана Николая Поликарпова «У-2» (с 1943 г.. - «ПО-2»), чьи летные качества завоевали любовь тысяч пилотов. Почти все «довоенные» летчики поднимались в воздух именно на этих милых «кукурузниках». А о роли «У-2» в Великой Отечественной войне написано очень много, и вклад их в победу неоценим.

С 1926 года в течение 14 лет Михаил Громов был шеф-пилотом в конструкторском бюро тверитянина Андрея Туполева и внес большой вклад в разработку цельнометаллических самолетов с маркой «АНТ». По предложению Громова на самолете «АНТ-3» («пролетарий») им же был совершен перелет по всем столицам Европы: 7 200 км за три дня. Мировой рекорд!

К осени 1934 года в туполевском КБ был создан и испытан М.Громовым специальный моноплан для сверхдальних перелетов «АНТ-25». В сентябре Громов на этом самолете по замкнутому маршруту за 75 часов пролетел 12 411 километров, за что ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Он стал первым тверитянином, удостоенным такой высокой награды.

В этом полете Михаил Громов заметил влияние бортовых вибраций на аппаратуру и предложил Андрею Туполеву ослабить их установкой специальных резиновых вибропоглощающих прокладок. Эта идея Громова внедрена на всех отечественных самолетах.

Через три года - новое мировое достижение: Михаил Громов с летчиком-испытателем Александром Юмашевым и военным инженером Сергеем Данилиным на «АНТ-25» совершил успешный перелет из Москвы через Северный полюс в Америку. Сразу два мировых рекорда - по дальности (10 148 км) и продолжительности (62 часа 17 минут). Международная организация ФАИ наградила Громова медалью Анри де Лаво. Спустя 24 года вторая такая медаль была вручена космонавту Юрию Гагарину.

В том же 1937 году Высшая аттестационная комиссия СССР присвоила Михаилу Громову звание «Профессор по технической эксплуатации самолетов и моторов». С 1940 года до начала Великой Отечественной войны М.Громов возглавлял Летный испытательный институт (ЛИИ). С первых дней войны он стремился на фронт. Но его неожиданно командировали в США оценить новый бомбардировщик, который американцы соглашались продать СССР. Четырехмоторные «Либерейторы» (модель «МК-1») по оценке Громова и других авиаторов были неплохи. Но американцы соглашались их продать …без бомбоприцелов. Договор не состоялся. Громов добился отправки на фронт. С декабря 1941 года он командует авиационной дивизией на Калининском фронте. С февраля 1942 года - военно-воздушными силами фронта, а с мая - третьей воздушной армией. Много раз он сам вступал в бой. А для обучения молодых летчиков вызвал из ЛИИ опытных испытателей, и они два месяца учили молодежь искусству воздушного боя.

На Калининском фронте Михаил Громов умело организовал взаимодействие авиации и наземных частей. Разработал идею авиационного наступления и применил его в боях за Ржев. До июля 1944 года командовал 3-й и 1-й воздушными армиями. Позже он возглавил управление боевой подготовки ВВС. После войны вернулся к испытаниями новой авиационной техники.

Михаил Громов награжден Золотой Звездой Героя Советского Союза, тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Октябрьской революции, Суворова II ст., Отечественной войны I ст., тремя орденами Красной Звезды и многими медалями СССР. Тверитяне чтут память своего земляка. И хотелось, когда-нибудь увидеть памятник Михаилу Громову в его родном городе, на берегу Волги.

Игорь КРАСЯКОВ

13

Возврат к списку

Сегодня столица Верхневолжья отмечает 882-й день рождения
Атмосфера большого праздника витает в воздухе с самого раннего утра. К полудню к городским площадкам, задействованным в торжествах, начали стекаться горожане и гости областной столицы. На Театральной площади развернулся фестиваль ретро-автомобилей и выставка «АвтоСТОП: 20 лет вместе».
24.06.201720:23
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
Новости из районов
Предложить новость