23 Октября 2017
$57.51
67.89
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 01.06.2010

Фандорин и Федорин

Новый роман Бориса Акунина «Ф.М.» продолжает серию приключений замечательных мужчин из рода Фандориных. Главным героем романа на этот раз стал наш современник Николас Фандорин, знакомый читателю по романам «Алтын Толобас», «Внеклассное чтение» и частично по «Детской книге» (в которой на первый план выходит уже его сын Ластик – правнук героического Эраста Петровича Фандорина, унаследовавший дедуктивные способности, удачливость и высокие нравственные качества своих предков).

Новый роман Бориса Акунина «Ф.М.» продолжает серию приключений замечательных мужчин из рода Фандориных. Главным героем романа на этот раз стал наш современник Николас Фандорин, знакомый читателю по романам «Алтын Толобас», «Внеклассное чтение» и частично по «Детской книге» (в которой на первый план выходит уже его сын Ластик – правнук героического Эраста Петровича Фандорина, унаследовавший дедуктивные способности, удачливость и высокие нравственные качества своих предков).

Но действие романа происходит не только в наши дни и не только в нашей столице. Писать обычную, гладкую прозу Акунину, видимо, давно уже скучно, поэтому он усложняет полотно повествования, буквально рвет его на части, которые пишет языком общения своих героев (про наркомана – по-наркомански, про нового русского – чуть не по фене и т.д.) и сметывает куски наживо при помощи детективного сюжета. Автор как бы говорит нам: «Я умею писать просто книги, просто качественную прозу, от которой не оторваться, и вы это хорошо знаете. Давайте теперь поиграем в книгу, это намного интереснее».

Действие «Ф.М.» происходит в двух разных временных пластах – прием, использованный автором уже не однажды. Переход во времени обусловлен сюжетом, который вкратце таков. Некий доктор филологических наук Филипп Морозов, большой любитель с головой уйти в прошлое, потратил множество времени и сил, исследуя архивы. Его усилия были вознаграждены с лихвой – однажды в старой картонной коробке, куда были свалены бумаги квартального надзирателя Казанской части города Санкт-Петербурга, он обнаружил рукопись неизвестного науке сочинения писателя Достоевского. Точнее, первый вариант романа «Преступление и наказание» под названием «Теорийка». Находка пришлась как нельзя кстати – у Морозова серьезно болен сын, рукопись доктор (человек законопослушный, но от радости повредивший голову об стенку) решает из архива умыкнуть и продать.

Текст находки, разделенный на несколько частей, собственно, и есть вторая часть повествования. Читателю куски предлагают в том же порядке, что они попадают к Фандорину, к счастью, не вразброс. Вокруг бесценной рукописи сразу же разворачиваются разного рода (преимущественно криминального – трупов не счесть) интриги. Сэр Фандорин оказывается втянутым в околорукописную круговерть и в очередной раз проявляет свои необыкновенные способности по отгадыванию каверз.

Книга получилась, по сути, интер-активная. По ходу сюжета автор выдает загадки-шарады, которые есть ключи к поиску очередной порции рукописи. Можно, конечно, дожидаться, когда их разгадает премудрый Фандорин, а можно попробовать самому. Кстати, одна из загадок за недостатком книжного времени брошена на полпути. Отгадавшему ее читателю автор и издатели обещают реальный приз, а именно антикварное ювелирное изделие из золота с четырехкаратным бриллиантом, так называемый перстень П.П., то есть Порфирия Петровича, героя «Преступления и наказания». Чтобы добыть ценный приз, придется применить познания в литературе. Предыдущие шарады Фандорин разгадывал, обращаясь не только к текстам писателя, но и к фактам его биографии, переписке. Таким образом, Борис Акунин побуждает своих поклонников к чтению классической литературы, используя современный рычаг воздействия – материальный стимул.

Что удобно – акунинский роман можно читать по-разному. Один будет поглощать страницы строго по порядку. Другой сначала прочитает современный ряд и пространные примечания, потом не спеша усядется за «Теорийку». Найдутся и те, для кого соль романа – сама псевдорукопись Достоевского, а все остальное – лишь рамка для картины. Последним не стоит лишь увлекаться чрезмерно и забывать, что автор «Теорийки» все же Б. Акунин, а не Ф.М. Достоевский.

Что век девятнадцатый, что двадцать первый – люди не слишком изменились за минувшие сто пятьдесят лет. Кажется, именно это и хотел сказать нам автор. Вокруг нас те же Свидригайловы, Мармеладовы, Сонечки, старухи-процентщицы, Раскольниковы… Персонажи разной степени несчастности и мерзости. Один сэр Николас Фандорин безупречен со всех сторон. В прошлом у него всегда единственный прототип – кто-то из его достойных предков. Одним из них, как выясняется, можно считать пристава следственных дел Казанской части Санкт-Петербурга Порфирия Петровича Федорина, тоже происходящего из рода фон Дорнов – прародителей Фандориных. Федорин Достоевского убийство процентщицы раскрыл, а Фандорин Акунина утерянную рукопись нашел. Слава героям!

Марина ШАНДАРОВА

50

Возврат к списку

«Тверской переплет» оказался на перекрестке двух миров
Сегодня в столице Верхневолжья завершилась III Межрегиональная книжная выставка-ярмарка «Тверской переплет».
22.10.201720:38
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости из районов
Предложить новость