22 Ноября 2017
$59.46
69.82
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Тверская сага 01.06.2010

Дом, в котором жил мэр. Часть 4

Жительница Твери Антонина Николаевна Брадис только на тридцать лет моложе кинематографа. В 1925 году, когда она появилась на свет, люди с ума сходили от кино. В сущности, кино на заре своего рождения представляло собою лишь черно-белые плоские фигурки людей, бесшумно движущиеся по экрану. Первые актеры уморительно закатывали глаза, изображая страсть, и навзрыд рыдали, когда сценарий предписывал страдания. И все же кино было прорывом, окном в мир.

Жительница Твери Антонина Николаевна Брадис только на тридцать лет моложе кинематографа. В 1925 году, когда она появилась на свет, люди с ума сходили от кино. В сущности, кино на заре своего рождения представляло собою лишь черно-белые плоские фигурки людей, бесшумно движущиеся по экрану. Первые актеры уморительно закатывали глаза, изображая страсть, и навзрыд рыдали, когда сценарий предписывал страдания. И все же кино было прорывом, окном в мир.

Могучее дыхание важнейшего из искусств звало к себе Тоню всю ее жизнь. Сразу скажем - киноактрисой девушка из Твери не стала. Она прошла по самой кромке синемы и сумела найти свое призвание в жизни.

Антонина Брадис, в девичестве Борисова, была дочерью сапожника. Почему-то с этой профессией связаны разные обидные поговорки и присловья. Пьян, мол, как сапожник. Когда в прежние годы во время киносеанса рвалась пленка (а такое случалось нередко), разозленные зрители кричали киномеханику «Сапожник!». Но Николай Борисович Борисов был уважаемым сапожником. Ему, деревенскому мальчику из Корчевского уезда, довелось закончить два класса церковно-приходской школы, потом отец определил его в Санкт-Петербург учеником сапожника. Со временем он стал первоклассным специалистом. В 1918 году, как многие питерцы, сапожник Борисов отправился из голодной и холодной мятежной столицы искать лучшую долю. Осел в Твери. Не только Борисов приехал из Петрограда в Тверь. Этот же путь совершили его будущий сват Брадис, соседка по дому горничная Ирина Морозова, художник Первухин - герои и персонажи наших предыдущих саг.

В Твери Борисов поселился в доме на углу Владимирского переулка и Косой Новгородской улицы. Его назначили заведующим сапожной мастерской, в которой обучали ремеслу беспризорных детей. Борисов жил в этом же доме на втором этаже. В 1924 году его холостяцкое одиночество прекратилось. В квартирку въехала ткачиха Шурочка Назарова. Счастье она тоже искала в Питере. В революцию вернулась на родину и с энтузиазмом принялась за переустройство старого мира. Шура всегда была активной, это качество было востребовано новой властью. Она быстро стала Александрой Григорьевной и со своими четырьмя классами образования занимала только руководящие посты - заведующая отделом материнства и детства в губкоме, управляющая конторой Главкондитер, директор магазина Торгсина (торговля с иностранцами!), заведующая коопстрахкассой. Когда она успела родить двух дочерей? Антонина появилась в январе 1925 года, Роза - в марте 1926 года. Роза получила имя в честь немецкой революционерки Розы Люксембург, родившейся также в марте. Девочке повезло. В одной школе с сестрами учился мальчик по имени Октябрь, и это было не самое худшее имя послереволюционной поры.

Один нюанс из семейной жизни Борисова - супруги вполне счастливо прожили почти двадцать лет, до самой смерти Николая Борисовича в 1942 году, но при этом официально женаты не были. В церкви не венчались по понятным причинам - молодым строителям нового мира не пристало ходить за благословением к попам. Регистрировать брак в советских органах тоже не считали нужным.

В середине 30-х годов дом, в котором жили Борисовы-Назаровы, был перестроен. Маленький двухэтажный особнячок стал частью большого четырехэтажного дома, стоящего на углу Студенческого (не Владимирского, церковь уже снесли) переулка и улицы Вольного Новгорода. Беспризорники выросли и уехали. Дом стал заселяться приличной публикой. В 1937 году через дорогу от дома открылась новая школа, куда приняли сестер Борисовых.

Как же Тонечка Борисова не любила учиться! Из класса в класс она едва переползала на тройках. Учителя считали ее безнадежной. Так продолжалось, пока в седьмой класс не пришла новая учительница - Фаина Дмитриевна Розум. Она преподавала алгебру и геометрию. Жила, кстати, в том же доме, что и Борисовы. У Фаины Дмитриевны была своя методика преподавания. С новой учительницей Тоня вылезла из троек, почувствовала вкус к учебе и стала если не отличницей, то вполне успешной ученицей. «Учитесь работать самостоятельно», - говорила Фаина Дмитриевна, и Тоня восприняла ее слова как руководство к действию и с охотой взялась за учебу.

Смысл учиться был. Образованные люди ценились, ведь по-настоящему грамотных людей в то время было так мало, что иногда на улице к ребенку с портфелем обращались взрослые люди с просьбой прочитать письмо или пришедшую по почте повестку. Неграмотные люди особенно докучали в кино, которое тогда было немым, то есть беззвучное действие перемежалось кадрами с печатным текстом. Просьбы читать вслух сыпались со всех сторон, и маленькую Тоню огорчали до слез, потому что мешали наслаждаться зрелищем. Первой советской звуковой лентой стала «Путевка в жизнь» о беспризорниках. Это был настоящий прорыв в будущее. Звук воспринимался как в наши дни ошеломляющий суперспецэффект.

Мегазвездой советского кино тех лет была, безусловно, Любовь Орлова. «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга» - вот три главные киноленты с ее участием, вышедшие одна за другой в 30-е годы. Тонечка, разумеется, знала тексты и песни из фильмов наизусть. Могла ли она предположить, что придет время, и она увидит эту блондинку невообразимой красоты и даже будет сниматься с ней в одном кинофильме!

Но до той счастливой поры еще была война. Летом 1941 года Тоня закончила на четверки и пятерки восьмой класс и поступила на месячные курсы медсестер. После их окончания 16-летней девушке доверили по-настоящему тяжелую работу. Тонечка работала бонификатором. Ее обязанностью была засыпка фундаментов и траншей на окраине города смесью опилок с нефтепродуктами. Считалось, что таким образом можно преодолеть размножение малярийных комаров. 13 октября возле дома, в котором жила Тоня, упала фугасная бомба. Она убила двух соседок, выбила стекла в окнах и контузила Тоню.

Это были дни массового бегства жителей города. Кто их пережил, никогда не забудет. Десятки тысяч людей в панике бежали от надвигавшихся войск вермахта. Тоня с родителями и младшей сестрой пешком дошли до самого Углича, где сели на баржу. У них на глазах другую баржу разбомбил немецкий самолет, но другого выхода, как плыть в неизвестность, не было. Плыли вниз по Волге, пока не установился лед. Это было в Марийской республике. Отец начал сапожничать, мама - активистка и коммунистка - перебирала овощи в хранилище, а Тоня устроилась на фабрику по производству армейских лыж.

Весной, когда лед сошел, на той же барже вернулись домой. Калинин застали в руинах. Родной дом, к счастью, уцелел. А вот некоторых друзей и одноклассников Тоня не нашла. Погибли Женя Инзер, Женя Карпов, Юра Иванов, Женя Логунов - мальчишки из ее школы. Когда все бежали в эвакуацию, ребята остались в оккупированном городе. Как потом выяснилось для того, чтобы бороться с захватчиками. Вчерашние школьники собирали разведданные об оккупантах, совершали боевые вылазки. Седьмого ноября 1941 года, в 24-ю годовщину Октябрьской революции, ребята с большим риском для жизни водрузили в центре города красный флаг. В конце ноября подпольщики были выданы соседкой по дому и замучены в фашистских застенках. Тела патриотов обнаружили после освобождения города. Подвиг калининских ребят не получил такой широкой известности, как их ровесников из краснодонской «Молодой гвардии», хотя в действиях обеих организаций можно найти немало общего. Наверное, потому, что героев на той войне было много и славы на всех не хватило.

Жизнь еще сведет Тоню Борисову с «Молодой гвардией» - не настоящей, конечно, а киношной. В 1944 году девушка решится на серьезный шаг - отправится в столицу поступать во ВГИК - Всесоюзный государственный институт кинематографии. Тоня мечтала поступить на отделение художественной мультипликации, однако пройти творческий конкурс не смогла. Но уезжать домой не хотелось, и она согласилась учиться на отделении, где готовили директоров кинопроизводства, по-современному говоря, продюсеров. Для бойкой, активной девушки это была вполне подходящая профессия. Тоня с радостью принялась за учебу. Жила в общежитии в Зачатьевском переулке. На том же курсе учились будущие звезды советского кино, а тогда обычные мальчишки и девчонки. Многие из них, как и Тоня, приехали из разных городов и сел страны и жили в том же общежитии, - Нонна Мордюкова, Клара Лучко, Инна Макарова, Екатерина Савинова, Ляла Шагалова, Клара Румянова, Сергей Бондарчук, Евгений Моргунов, стройный красавец, кстати, был в юности. Для Антонины Борисовой все они просто друзья по студенческой юности. Вместе учились, бегали на танцы и свидания, переживали лишения.

Жили, как все тогда, крайне бедно. Но Тоня могла иногда съездить подкормиться домой, в Калинин. А что было делать приехавшим в Москву из дальних краев? На кого рассчитывать? На фоне всеобщей бедности выделялась Нонна Мордюкова. Будущая народная артистка СССР никакой помощи от родных не имела, приехала в Москву с далекой Кубани с одним узелком и тремя рублями в кармане. Ее все жалели и помогали чем могли. Бедность и недоедание не мешали Мордюковой учиться, но были помехой личной жизни. Нарядиться-то не во что! У Нонны как раз начался роман с сокурсником Вячеславом Тихоновым, обеспеченным домашним юношей из Подмосковья. Хотелось соответствовать красавцу. Подругу собирали на свидание с будущим Штирлицем общими усилиями. Тоня жертвовала Мордюковой свое пальто.

Немного подработать студенты могли на съемках. Как ассистент режиссера Тоня работала с Александром Довженко на съемках фильма «Мичурин». Симпатичной девушке довелось участвовать в массовках. Самая запоминающаяся работа - в фильме Григория Александрова «Весна». Это последний звездный шедевр с участием Любови Орловой. Она по-прежнему великолепна и в картине играет две роли - начинающей актрисы и известного ученого. Так Тоня воочию увидела своего детского кумира. Студенты изображали первомайскую демонстрацию. Съемки велись, как часто бывает в кинематографе, в холодном октябре. Все очень замерзли в коротких белых юбочках, но обещанный гонорар подогревал. Будущим звездам заплатили по 600 рублей, стипендия тогда была 140.

А потом на сокурсников Тони Борисовой обрушилась настоящая слава. Это произошло после выхода фильма Сергея Герасимова «Молодая гвардия» о краснодонских подпольщиках. Герасимов был руководителем вгиковской творческой мастерской, педагогом будущих звезд. Неудивительно, что он взял в картину почти всех своих студентов. Ребята играли своих ровесников. Нонна Мордюкова была Ульяной Громовой, Инна Макарова - Любкой Шевцовой. Фильм и его создателей наградили Сталинской премией. Большинство актеров сразу и навсегда стали любимцами всей страны. Общежитие утонуло в восторженных письмах. Что делать с ежедневно приносимыми мешками почты, никто не знал. Комендант ругался. Решили жечь. Делали это по ночам, костер жгли на каменном полу кухни. Пепел летал по коридору.

Вдохновленные первым успехом, вгиковцы были уверены, что жизнь прекрасна, впереди много интересных фильмов и ролей. Однако действительность оказалась иной. Послевоенное время - период так называемого малокартинья. В год в Советском Союзе снимали по десятку фильмов, преимущественно пропагандистского характера. Работы не хватало даже маститым работникам кинопроцесса. Только в конце 50-х годов в советском обществе, и в кино в том числе, начались перемены. Но в 1948 году, когда Тоня и ее друзья получили дипломы, этого никто не знал. А если бы знал, то все равно надо было где-то работать десять долгих лет. Антонина уехала в Калинин, получила назначение в областное управление кинофикации. В институте ее учили организовывать съемки новых фильмов, а она занималась прокатом старых. Это было неинтересно. В 1952 году Антонина вышла замуж за Николая Брадиса, сына известного ученого, родила двух дочек - Лену и Марину. Однажды в Калинин приехал с инспекцией высокий чин из Министерства кинематографии (появилось и такое). Узнав, какое образование у Антонины, с ходу предложил ей работу по профессии на киносъемках. Но решиться на столь крутую перемену, имея обязанности перед семьей, было трудно.

Проработав несколько лет в кинопрокате, Антонина Николаевна перешла в общество изобретателей и рационализаторов. Работа неожиданно оказалась необычайно интересной. Со временем Антонина Николаевна увлеклась общественной деятельностью, да настолько, что продолжает вести активный образ жизни и на девятом десятке лет. Наверное, это у нее в крови, от мамы. Столь же общественно активным вырос и старший внук. Он член студенческого парламента Тверского госуниверситета.

Автор: Марина ШАНДАРОВА
54

Возврат к списку

В Твери чествовали работников сельского хозяйства
Рачительные хозяева, упорные и терпеливые труженики, наши кормильцы – это все про них. Сегодня в тверском ДК «Пролетарка» чествовали работников сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности.
17.11.201719:48
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость