24 Июля 2017
$58.93
68.66
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 01.06.2010

Как начинал полет

Второго февраля 2004 года исполняется 100 лет со дня рождения Валерия Павловича Чкалова. Он вошел в историю авиации как талантливый летчик-испытатель и разработчик новых способов ведения воздушного боя

Второго февраля 2004 года исполняется 100 лет со дня рождения Валерия Павловича Чкалова. Он вошел в историю авиации как талантливый летчик-испытатель и разработчик новых способов ведения воздушного боя. Всему миру его имя стало известно после легендарного перелета через Северный полюс из Москвы в Америку.

Родился Валерий Чкалов в селе Василево в 40 км от Нижнего Новгорода в семье Павла Чкалова, известного специалиста по пароходным котлам.

Некоторое время тому назад мне посчастливилось побывать на родине легендарного летчика и побеседовать с его братом Алексеем Чкаловым. Он по настоянию отца еще до революции получил диплом инженера-технолога, но по примеру брата стал летчиком гражданского воздушного флота. Налетал более двух миллионов километров и был награжден двумя Почетными знаками СССР «Летчик-миллионер».

Алексей Чкалов показал мне родительский дом, стоящий в центре села Василево (ныне г.Заволжье) на высоком берегу Волги, деревянный, большой, с мезонином и галереей. Теперь это музей Валерия Чкалова. В стеклянном шкафу - шинель пилота-комбрига ВВС. Рядом с домом - настоящий ангар, где стоят самолеты Чкалова «АНТ-25», «И-16», «У-2».

Много интересного мне рассказал Алексей Чкалов. Павел Чкалов, говоря современным языком, был начальником всех цехов кораблестроительного комплекса «Сормово», выпускавших котлы. А вырос из мастеров-котельщиков. Незаурядный талант! Мать Валерия Чкалова была образованной женщиной, хорошей музыкантшей, вырастила четверых детей: двоих сыновей и двух дочерей. В семье жили дружно, во взаимном уважении.

Валерий Чкалов, с детства обладая крепким здоровьем, огромной энергией, выделялся природным умом, храбростью и сильным характером. Как и отец, Валерий стремился к знаниям, был целеустремлен и настойчив. За отличную учебу отец подарил ему небольшую дюралевую моторную лодку - чуть меньше по размерам известной «казанки». Алексей Чкалов вспоминал, что Валерий носился на этом мини-глиссере по всей Волге. Научился прыгать через плавающие бревна и вылетать на песчаный берег, не повредив мотора.

Впервые аэроплан в воздухе Валерий Чкалов увидел в 11 лет. И сразу «заболел» авиацией. В год окончания школы Валерий заявил отцу: «Хочу быть летчиком!» Отец ответил: «Получи вначале рабочую специальность, потом стань инженером. Позже посмотрим…» Валерий поступил в Череповецкое техническое училище. Но в 1918 году училище закрылось, и осенью он вернулся домой, пошел работать помощником молотобойца в Василевский затон, где ремонтировали пароходы. 14-летний сын крупного начальника, и вдруг - подручный молотобойца. Работа не из легких! Да в две смены. Было нелегко, но отец был сторонником сурового воспитания: закалка только полезна! И с началом навигации на Волге Валерий уже работал кочегаром на землечерпалке «Волжская-1». Тут за смену приходилось лопатой перекидать в топку не одну тонну угля. 15-летнему парню эта физическая нагрузка давалась нелегко. Но Валерий выдержал и окреп, что потом не раз пригодилось в жизни. Чуть позже Чкалова перевели работать тоже кочегаром на пароход «Баян» вплоть до 1920 года. Мечта о небе сохранялась, и он все свободное время занимался самообразованием. И вот наконец спустя 2 года по рекомендации соседа семьи Чкаловых Николая Фролищева его приняли добровольцем в 4-й Канавинский авиапарк Рабоче-Крестьянской Красной Армии слесарем-сборщиком самолетов. Чкалов ликовал: он носит авиационную форму и уже при авиации! Через год он до винтика изучил самолет и своим усердием завоевал авторитет. В 17 лет Валерий Чкалов был направлен на учебу в знаменитую «Терку» (теоретическая школа пилотов Рабоче-Крестьянского воздушного флота РСФСР). Он настойчиво шел к своей мечте стать пилотом!

А потом в числе лучших учлетов его направили в Борисоглебскую авиашколу. Здесь он впервые самостоятельно поднялся в воздух на «АВРО-ЗС» (старенький биплан). Способного 19-летнего курсанта заметили и весной 1923 года перевели в Московскую школу высшего пилотажа. Затем была Серпуховская школа стрельбы и бомбометания, где на него обратил внимание наш земляк Михаил Громов и взял в свою группу. В те времена у летчиков особым «шиком» считалось умение выполнять фигуры высшего пилотажа на малой высоте (50-100 метров). Чкалов просто очаровал Громова виртуозным исполнением каскада фигур на скоростном «Фоккере-ЗС». Немногие сегодня знают, что именно уроженец Твери Михаил Громов обучал Чкалова и передал ему свой богатый опыт, воспитал из него пилота экстра-класса. Не встреться на его пути Громов, может, и не достиг бы Чкалов таких успехов. Генерал-полковник авиации Григорий Байдуков позже вспоминал: «…Чкалов необыкновенно гордился своим инструктором Серпуховской школы Михаилом Громовым».

Они и позже не раз встречались. Известно, что дважды Чкалов был демобилизован «вчистую» из рядов ВВС. В первый раз, за аварию под Брянском (разбил самолет!) в 1928 году. Тогда его отдали под суд. Спасли Чкалова наши земляки, известные уже тогда летчик-испытатель Михаил Громов и авиаконструктор Андрей Туполев. Вместе с Главкомом ВВС Петром Барановым они вышли на правительство СССР с ходатайством об отмене приговора суда. Поддержал Чкалова и третий наш земляк - Михаил Калинин. В итоге приговор отменили, а талантливый пилот был назначен летчиком-испытателем в научно-исследовательский институт. Пришла пора полного раскрытия таланта. Только в 1931 году Валерий Чкалов испытал в небе 12 типов новых самолетов.

Второй раз Валерия Чкалова демобилизовали из армии в 1933 году, когда он перешел работать испытателем на авиазавод имени Менжинского в КБ Николая Поликарпова, - такой был установленный порядок. В этот период Чкалов участвовал в создании и вел все испытания «самолета-солдата» - истребителя «И-15» и «И-16», которые потом более 10 лет были на вооружении Красной Армии. Скоростной, маневренный (боевой разворот за 10 секунд!), хорошо вооруженный, этот истребитель в боях с «мессершмитом» в Испании показал полное превосходство. Но обнаружилось, что «И-16» мог входить в так называемый «плоский штопор», выхода из которого не было… И вот Валерий Чкалов вместе со своим учителем Михаилом Громовым нашли причину: ошибки в пилотировании! И научили «И-16» выходить «из штопора». Прекрасный истребитель пошел в серию и воевал в первый период Великой Отечественной войны, защищая Москву, Ленинград, Сталинград. А перед этим «И-16» и его семь моделей показали себя великолепно в боях в Испании, на Халхин-Голе, в Финляндии и Монголии.

Кстати, идею перелета в Америку ему также подсказал Михаил Громов. Они планировали лететь вдвоем: так безопаснее. Но так сложилось, что Чкалов полетел первым… Но это уже отдельная история.

Игорь КРАСЯКОВ

14

Возврат к списку

День русской деревни в Ржевском районе прошел весело, громко, вкусно и ярко
Дым из трубы над деревянным домом, милые бабушки, коровы в поле, тихая рыбалка на речке, чистый воздух, трудолюбие и усердие – вот лишь некоторые ответы на вопрос, с чем у вас ассоциируется русская деревня. Их мы получили во второй главный день народного праздника в Есёмово, собравшем более 13 тысяч гостей.
22.07.201723:54
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость